Заявления и жалобы граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы. Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическом правом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Административно-правовые гарантии прав граждан на обращения..7
Право граждан на обращения в органы государства и муниципальные образования……………………………………………………..7
Общие правила работы с обращениями граждан……………....……11
Порядок работы с письменными обращениями………….……….....15
Личный прием граждан…………………………………....…….........21
Глава 2. Механизм судебного обжалования…………………………………...28
Правовая основа обжалования нарушенных прав граждан………...28
Право граждан на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц………….33
Заключение……………………………………………………………………….43
Практическое задание……………………………………………………….......47
Библиографический список……………………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

!!!Курсовая - Заявления и жалобы граждан.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

     Рассмотрение жалоб в судебном порядке является важным правом граждан в сфере достижения ими правосудия в случае возмещения ими вреда причинённого незаконными действиями должностных лиц и органов государственной власти.

     Представленные виды ответственности подразумевают под собой установление справедливости и контроль за деятельностью должностных лиц и органов государственной власти. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме должностным лицом причинившим вред.

     В соответствии с законом РФ от 27.04.1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий нарушены его права и свободы.

     К действиям (решениям) государственных  органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:

    - нарушены права и свободы гражданина;

    - созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

     - незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

     Граждане  вправе обжаловать также бездействие  указанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой вышеперечисленные последствия.

     Рассматривая  общие положения о возмещение вреда установлено, что данные положения  предполагают возмещение вреда гражданам  причиненного со стороны должностных  лиц и органов государственной власти и привлечение последних к деликатной и иным видам ответственности. Прекращение деятельности наступает тогда, когда независимо от объективных или субъективных причин возможность исключить вредность отсутствует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Цель курсовой работы достигнута - автором курсовой работы исследована реализация гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, изучен порядок рассмотрения и механизм судебного обжалования обращений граждан.

     Обращения, как реализация конституционного права  граждан, будут всегда актуальны, так  как они являются важным источником информации, полезной  для решения  государственных вопросов, содержат сведения о процессах, происходящих в обществе, об отношении граждан к органам государственной власти.

     Нормативную основу права на обращение составляют Конституция Российской Федерации  и Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

     Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», устанавливает единые принципы рассмотрения компетентными органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами обращений, предложений, заявлений и жалоб граждан.

     В ходе исследования удалось определить понятие и виды обращения граждан. Под обращениями граждан понимается форма взаимодействия гражданина (граждан), индивидуального предпринимателя, юридического лица с государственными органами или иными организациями (должностными лицами), направленная на приобретение, реализацию или восстановление и защиту своих прав, свобод и законных интересов. Классификация же может проводится по различным основаниям, но наиболее распространенными видами обращений граждан, получившими отражение в Законе, являются предложение, заявление и жалоба.

     При определении процесса организации  делопроизводства по обращениям граждан было установлено, что прием обращений граждан предполагает определенную организацию этого процесса, который зависит от количества поступающих обращений, масштабов и характера деятельности организации, от того создано ли для работы с обращениями специальное структурное подразделение или обязанности возложены на конкретное должностное лицо. Так или иначе, состояние этого процесса отражает способность соответствующих властных структур своевременно и правильно реагировать на запросы и нужды граждан. Регистрация обращений, в свою же очередь, помимо общих задач - учет, контроль, справочная работа - является также юридическим свидетельством того, что они приняты к рассмотрению в данной организации. Вынесение решения является важнейшим моментом всего процесса рассмотрения обращения, так как от содержания этого документа зависит, будут ли требования гражданина удовлетворены полностью, частично или отклонены совсем. Решение выносится на основе всех материалов и доказательств в их совокупности. Оно должно содержать логическое и правовое обоснование. Соблюдение установленных сроков играет чрезвычайно важную роль, так как промедления в исполнении могут привести к непоправимым последствиям, делающим невозможным восстановление законных прав и интересов человека, а также причинить ему значительный ущерб.

     На  основании этого в курсовой работе подведем основной вывод: институт обращений граждан может рассматриваться как единственная форма гражданского участия, которая одновременно интегрирована в структуру государственной власти, причём так, что не может быть изъята оттуда без значительного ущерба для этой структуры. Следовательно, посредством обращений возможно влиять на принимаемые субъектами власти решения.

     К тому же рассмотрение жалоб в судебном порядке также является важным правом граждан в сфере достижения правосудия в случае возмещения им ущерба причиненного незаконными действиями должностных лиц и органов государственной власти.

     Анализ  действующего законодательства по обращениям граждан показывает, что в нормах законов заложены некоторые предпосылки для модернизации института обращений граждан.

     По  мнению автора, модернизация института  обращений граждан должна проходить  в два этапа: на первом - надлежит добиться более эффективного контроля за рассмотрением обращений, пересмотра правил делопроизводства, унификации нормативной базы; на втором - добиваться прозрачности всей системы работы с обращениями с использованием современных информационных технологий.

     Переходя  к конкретике, автор предлагает следующие шаги по модернизации института:

     - необходимо чётко отграничить  обращения от иных посланий - поздравлений, благодарностей и т.п. - и закрепить  это законодательно, дабы устранить  все сомнения и двусмысленности  в будущем; 

     - следует установить различный минимум подписей для обращений разного содержания. Так, под обращениями об изменении законов должно стоять больше подписей, чем под обращениями об изменении подзаконных актов;

     - следует детально и чётко регламентировать все формы ответственности за нарушения в рассмотрении обращений, сочетать дисциплинарную, административную, гражданско-правовую ответственность;

     - следует закрепить в законе  возможность федеральных контролирующих  органов привлекать к ответственности  должностных лиц в регионах  и муниципальных образованиях в случае уклонения их от рассмотрения обращений;

     - необходимо унифицировать тематические  классификаторы обращений и создать  единую компьютерную сеть и  базу данных по обращениям  граждан хотя бы только в  рамках системы федеральных органов исполнительной власти;

     - следует унифицировать статистико-аналитическую  работу по обращениям граждан,  выработать единые формы отчётов  и аналитических записок, а  также заставить государственные  органы открыть для широкого  доступа аналитические обзоры, годовые и квартальные отчёты по работе с обращениями граждан.

     Президент России Д. Медведев говорил: «каждый гражданин России должен чувствовать свою сопричастность судьбе государства»45, но добиться этого можно только тогда, когда механизмы реального участия граждан в процессе принятия политических решений станут функционировать регулярно и эффективно, когда граждане смогут постоянно пользоваться коммуникационными каналами, одним из которых являются обращения граждан. Потому, сегодня процесс модернизации государственного управления является крайне важным для сохранения российской государственности и тормозить его недопустимо. А реформирование института обращений граждан, превращение его в полноценный механизм партнёрства политической власти и гражданского общества есть важнейшая составляющая этого процесса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

     1. Каковы особенности норм административного права? Чем они отличаются от норм гражданского и уголовного права?

     Ответ: Административно-правовая норма – установленное и санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления46.

     Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование  отношений, которые складываются в  сфере управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение  и компетенция большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления. Нормы административного права определяют также правовое положение физических и юридических лиц в различных сферах и областях государственного управления.

     Административное  законодательство содержит нормы, посредством  которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений  от возможных нарушений. Охранительные  нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, непосредственно регулируют отношения, возникающие в связи с дезорганизацией или нарушением административно-правовой системы, отношения, связанные с применением мер административного принуждения.

     Давая общую характеристику административно-правовым нормам, необходимо обратить внимание на некоторые их особенности:

     - являются нормативной базой для регулирования общественных отношений, служащих предметом обеспечения других отраслей права - финансового, налогового, предпринимательского и др.;

     - определяют границы должностного поведения в сфере государственного управления;

     - имеют прямое действие;

     - подзаконны: создаются на основе и во исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента РФ;

     - вторичны, поскольку именно этими нормами определяется механизм реализации норм, определенных в законах;

     - императивны, т.е. имеют обязательный характер и должны исполняться в одностороннем порядке47.

     Административно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства. Помимо общественных отношений в сфере исполнительной деятельности государства нормы административного права регулируют отношения, возникающие в связи с разрешением органами представительной власти, суда, прокуратуры и самоуправления (муниципальными) вопросов государственной и муниципальной службы, а также внутриорганизационных вопросов управленческого характера. Административно-правовые нормы регулируют также общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями переданных в их ведение функций органов государственного управления.

     Отличием административно-правовых норм от норм гражданского и уголовного права заключается в том, что административно-правовые нормы:

     1. Применяются в сфере государственного  управления.

     2. Содержат в себе юридически  обязательные правила поведения,  адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления.

     3. Отсутствие конкретных санкций  в подавляющем большинстве норм, нормы носят рекомендательный  характер.

     Таким образом, административно-правовое регулирование  служит интересам общества во всех сферах управленческой, исполнительной деятельности государства. Нормы административного права порождают новые управленческие правовые отношения, вызванные современными внутренними и внешними условиями развития общества, способствуют совершенствованию существующих общественных отношений. 

Информация о работе Заявления и жалобы граждан