Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:02, курс лекций
Термин "реклама" происходит от латинского слова "reclamare" - выкрикивать.
    В нашей стране правовое регулирование  рекламной деятельности долгое время  отсутствовало. В СССР рекламы практически  не было, потому что отсутствовала конкуренция как таковая. Например: "Летайте самолетами Аэрофлота", - но это была единственная авиакомпания. Или: "Храните деньги в сберегательной кассе" - выбора у потребителей не было, т.к. вся банковская система замыкалась на Госбанке.
    Однако 
в настоящее время уже 
    Удачным 
приемом указания на уникальные свойства 
продукта является создание цветового 
контраста в рекламе 
3. Неэтичная реклама - нарушает общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений в отношении национальности, профессии, пола, языка, убеждений физических лиц; порочит объекты искусства, составляющие национальное культурное достояние, порочит государственные символы, религиозные символы, какое-либо физическое или юридическое лицо, деятельность, товар.
4. Заведомо ложная реклама - рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителей.
    5. 
Скрытая реклама - оказывает неосознаваемое 
потребителем воздействие на 
его восприятие, в том числе 
путем использования 
Одним из примеров скрытой рекламы является "product placement" - "РР". В 80-х годах ХХ в. "РР" оформился в самостоятельную индустрию. Все крупные киностудии имеют специальные отделы по "РР". Существуют три вида такого размещения рекламы:
1) Visual product placement - продукт, услугу или логотип зрители просто видят;
2) Spoken product placement - актер или "голос за кадром" упоминают о продукте, услуге или компании;
3) Usage product placement - герои кинофильма пользуются продуктом. Это самый востребованный и самый дорогой "РР".
Главное достоинство "РР" в том, что популярные киноактеры формируют вкусы и предпочтения населения. "РР" не раздражает зрителей как обычная реклама, т.к. он не прерывает действие фильма. А сам фильм - это уже готовая рекламная концепция. Классический пример удачного "РР" - фильмы "бондианы": Джеймс Бонд говорит по мобильному телефону Ericsson - эти телефоны вышли на американский рынок, где традиционно доминировала Motorola; Джеймс Бонд носит часы марки Omega Seamaster - продажи часов возросли на 900%! Компания Seagram's за эпизод с использованием виски Jack Daniel's в фильме "Основной инстинкт" заплатила 1,2 млн. дол. - затраты окупились в 5 раз.
В последнее время в "РР" применяется новый прием - "негативное позиционирование товара" по принципу работы СМИ: "Плохие новости продаются в 10 раз лучше, чем хорошие". Это довольно странный прием, и пока неизвестно, какое воздействие он будет иметь на потребителей. Например, в фильме "Перл Харбор" персонал больницы использует бутылку кока-колы как контейнер для переливания крови.
    В 
целом использование негативных 
эмоций в рекламе для психологического 
воздействия на потребителей весьма 
распространено. Например, рекламу 
таблеток "Солпадеин" сопровождает 
слоган "Нанеси боли ответный удар". 
§ 4. Специальные 
требования к рекламе 
Эти требования устанавливаются в зависимости от режима ее распространения и вида рекламируемых товаров.
1. Радио- и телепрограммы.
Запрещено прерывать рекламой (в том числе совмещать с рекламой, делать наложения на кадр и бегущую строку):
детские, образовательные, религиозные передачи;
радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей (нужно учесть, что, как правило, эксклюзивные права принадлежат прокатчикам фильма);
передачи, освещающие деятельность органов государственной власти (их перечень устанавливается федеральным законом);
передачи продолжительностью менее 15 минут.
Ограничения на рекламу в радио- и телепрограммах:
передачи продолжительностью более 15 минут допускается прерывать рекламой столько раз, сколько продолжительность передачи кратна 15 минутам (например, в передаче продолжительностью 42 минуты допускаются две рекламные вставки);
при трансляции рекламы ее звук не может быть громче звука транслируемой программы;
реклама в виде наложений (в том числе "бегущая строка") не должна превышать 7% площади кадра;
реклама одного и того же товара (или рекламодателя) демонстрируется не более двух раз общей продолжительностью не более двух минут в течение 1 часа эфирного времени на одной частоте вещания;
реклама не должна превышать 20% объема вещания в течение суток (если программы не специализируются на рекламе).
    2. 
Реклама в периодичных 
В периодичных печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях рекламного характера, реклама не должна превышать 40% объема одного номера. Это ограничение не распространяется на газеты и журналы, полностью посвященные рекламе (например, Экстра-М).
3. Реклама в кино-, видеообслуживании, справочном обслуживании.
Реклама не должна прерывать демонстрацию фильма, она допускается только в перерывах между сериями.
Реклама в справочном телефонном обслуживании может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.
При платном справочном обслуживании реклама может предоставляться только с согласия абонента, и ее стоимость не должна включаться в стоимость абонентского обслуживания.
    4. 
Наружная реклама (плакаты, 
    Наружная 
реклама не должна иметь сходства 
с дорожными знаками и 
------------------------------
    <*> 
В практике возник вопрос о 
юридической квалификации 
Особый случай - реклама в метрополитене. Она имеет огромный эффект, обусловленный большими рекламными площадями, большим пассажиропотоком - около 8 - 9 млн. человек ежедневно.
    5. 
Реклама на транспортных 
    1. 
Реклама на транспортных 
Размещение рекламы допускается на:
крышах транспортных средств;
боковых поверхностях кузовов легковых автомобилей, микроавтобусов, автобусов - до линии окон;
боковых поверхностях грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов;
    топливных 
баках и крышках 
Площадь рекламы не должна превышать 50% окрашенной поверхности кузовных деталей транспортных средств, на которые она нанесена <*>.
------------------------------
    <*> 
См.: Приказ МВД России от 7 июля 
1998 г. N 410. 
"Транзитная реклама" имеет неоспоримые преимущества перед наружной рекламой и пользуется большой популярность на рекламном рынке. Если рекламный щит может остаться без внимания по причине топографической удаленности от потенциального потребителя, то реклама на транспорте обязательно настигнет его в той или иной точке города. Процесс достижения намеченной цели сокращается порой в два раза.
    2. 
Реклама на почтовых 
Особым видом рекламы является рассылка. Очень эффективна прямая почтовая рассылка (Direct mail), менее эффективна безадресная рассылка (например, флаеры в почтовых ящиках). Следует подчеркнуть, что российское законодательство не устанавливает специальных требований к такому виду рекламы. Рассылка не является разновидностью рекламы на почтовых отправлениях.
6. Реклама алкогольных напитков, табака, табачных изделий.
Реклама не должна:
демонстрировать процессы курения и потребления алкогольных напитков, а также создавать впечатление, что употребление алкоголя и табака имеет важное значение для достижения успеха, улучшения физического и психического состояния;
дискредитировать воздержание от употребления алкоголя и табака, содержать информацию об их положительных терапевтических свойствах;
    обращаться 
непосредственно к 
------------------------------
    <*> 
Этот запрет относится и к 
молодым девушкам и юношам, которые 
предлагают попробовать 
распространяться на телевидении;
распространяться на радио, в кино- и видеообслуживании для несовершеннолетних, на первой и последней полосах газет, журналов;
размещаться в детских, учебных, медицинских организациях, а также ближе 100 м от них.
Реклама должна содержать информацию о вреде курения (3 секунды эфирного времени или 5% рекламной площади).
Специальные ограничения на рекламу алкогольных напитков с содержанием этилового спирта более 15% установлены ст. 17 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Такая реклама допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции <*>.
------------------------------
    <*> 
См.: Постановление Президиума ВАС 
РФ от 16 января 2002 г. N 5382/00. 
Однако существует много попыток обойти этот запрет. Например, рекламируются конфеты "Флагман", питьевая вода "Гжелка", слабоалкогольный напиток "Русский стандарт"; либо реклама товарного знака проводится в отрыве от рекламы продукции, например, реклама бесплатной телефонной линии "Тосты от Путинки" формирует интерес к водке "Путинка"; характерным нарушением данного запрета также является реклама товарного знака "Nemiroff". Но все эти действия могут быть признаны незаконной рекламой алкоголя <*>.
------------------------------
    <*> 
См., например: Постановление ФАС Московского 
округа от 13 июля 2005 г. N КА-А40/6234-05. 
    В 
2003 году за нарушение запрета о 
распространении рекламы 
    С 
недавнего времени в России установлены 
также ограничения на рекламу 
пива. Такая реклама может 
    7. 
Реклама деятельности по