Лекции по "Рекламе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:02, курс лекций

Описание работы

Термин "реклама" происходит от латинского слова "reclamare" - выкрикивать.
В нашей стране правовое регулирование рекламной деятельности долгое время отсутствовало. В СССР рекламы практически не было, потому что отсутствовала конкуренция как таковая. Например: "Летайте самолетами Аэрофлота", - но это была единственная авиакомпания. Или: "Храните деньги в сберегательной кассе" - выбора у потребителей не было, т.к. вся банковская система замыкалась на Госбанке.

Работа содержит 1 файл

pravo.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

    2. Услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.

    Услуги  транспортных терминалов - это производственные операции по приемке, перемещению и  сдаче грузов. К ним относятся  только те операции, которые неразрывно связаны с обслуживанием перевозчика  грузов. Услуги портов и аэропортов близки по значению к услугам транспортных терминалов, они включают в себя производственные операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов.

    При наличии большого числа хозяйствующих  субъектов, оказывающих услуги морских  и речных портов, развитой конкуренции в этой отрасли не имеется. Порты, выделившиеся из государственных пароходств, занимают локальное доминирующее положение на рынке портовых услуг, обладают монопольным правом на портовые механизмы, устройства, территорию, выступают в качестве единственного арендатора государственного имущества. В частности, на рынке портовых услуг субъектами естественной монополии являются ОАО "Азовский морской порт", ГУП "Московский западный порт", ОАО "Хабаровский речной порт" и др.

    Сложность регулирования услуг аэропортов предопределена общими проблемами гражданской авиации. Основной показатель объема транспортной работы в авиации - это пассажирооборот. За последние 10 лет он уменьшился в три раза, а число ежегодно перевозимых пассажиров уменьшилось в четыре раза. Гражданская авиация, являясь транспортом общего пользования, практически недоступна для широкого круга пользователей (услугами авиации пользуется не более 5% населения).

    Состояние материально-технической базы критическое, т.к. 90% парка воздушных судов морально устарело. Рост цен на аэропортовые услуги (аэронавигационное обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров в аэропортах, обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта и пр.) значительно отстает от роста авиационных тарифов и не является определяющим фактором роста стоимости авиабилетов. Основное влияние на тарифы оказывают стоимость авиационного топлива, цены на техническое обслуживание и ремонт.

    Государственное ценовое регулирование услуг  аэропортов имеет целью приведение уровня аэропортовых сборов и тарифов к уровню экономически обоснованной себестоимости этих услуг. Это позволит сократить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.

    3. Услуги общедоступной электрической  и почтовой связи <*>.

--------------------------------

    <*> См. также: Федеральные законы  от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой  связи", от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О  связи"; Постановление Правительства  РФ от 11 октября 2001 г. N 715 "О совершенствовании  механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи". 

    К этой сфере регулирования относятся  внутренняя письменная корреспонденция, внутренние телеграммы, предоставление местного и междугородного телефонного  соединения фиксированным абонентам, распространение и трансляция общероссийских телерадиопрограмм, предоставление доступа к телефонной сети.

    4. Транспортировка нефти и нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам  <*>.

--------------------------------

    <*> См.: Положение об определении  тарифов на услуги по транспортировке  нефти по магистральным трубопроводам,  утв. Приказом ФСТ России от 17 августа 2005 г. N 380-э/2. 

    В нефтяной промышленности трубопроводы подразделяются на магистральные ("главная  труба") и промысловые.

    Магистральный нефтепровод предназначен для транспортировки  нефти из районов добычи или хранения до мест потребления (т.е. до нефтеперерабатывающего завода, перевалочных нефтебаз, пунктов  налива). Кроме того, нефтепроводы различаются  и по техническим показателям (величина рабочего давления в трубопроводе, его протяженность, наличие головных и промежуточных насосных станций и пр.).

    Вместе  с тем законодательного разграничения  между этими трубопроводами пока нет. Применяются СНИПы и ГОСТы, в соответствии с которыми трубопроводы строились, но это вызывает ряд проблем. Например, трубопроводы, построенные как промысловые, со временем реконструируются и подпадают под все технические характеристики магистральных. Другая проблема - наличие в конкретном регионе только одного нефтепровода (например, промыслового). В такой ситуации деятельность его владельца тоже можно признать естественной монополией.

    Уже в течение нескольких лет в  Государственной Думе РФ рассматривается  проект закона "О магистральном  трубопроводном транспорте". Предполагается, что данный закон будет распространять свое действие не только на нефтепроводы, но и на газопроводы, а также на трубопроводы, предназначенные для транспортировки других углеводородов (нефтяного попутного газа, газового конденсата, газообразных углеводородов).

    В нем предусмотрено, что магистральные  трубопроводы являются стратегическими  объектами федерального значения. Магистральный  трубопровод рассматривается как  единый комплекс сооружений, поэтому  право собственности на него не разделяется по отдельным объектам. Предусмотрены некоторые ограничения в пользовании магистральными трубами, в частности, стандартизация и сертификация оборудования, лицензирование деятельности операторов (тех, кто оказывает услуги по транспортировке углеводородов).

    В законе целесообразно также, на мой  взгляд, ввести лицензирование для  проектных и строительных организаций; определить особенности землепользования, связанные с эксплуатацией магистральных  трубопроводов. Сейчас нередки случаи строительства садовых домиков и прочих сооружений в охранной зоне, что чрезвычайно опасно.

    Однако  основной недостаток законопроекта  в том, что отличительные черты  магистрального трубопровода в нем  по-прежнему не определены.

    Транспортировка нефти и нефтепродуктов разделяется на несколько технологически неотделимых процессов, для каждого из которых устанавливаются свои тарифы (например, прием, перевалка, слив нефти в трубопроводную систему в начале маршрута и сдача, налив и перевалка нефти в конце маршрута).

    5. Транспортировка газа по трубопроводам <*>.

--------------------------------

    <*> Федеральный закон от 31 марта  1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в  Российской Федерации"; Правила  поставки газа в Российской  Федерации, утв. Постановлением  Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162. 

    К сфере естественной монополии относится  транспортировка газа и по магистральным, и по газораспределительным трубопроводам. Магистральные газопроводы входят в газотранспортную систему ОАО "Газпром" и предназначены для  транспортировки газа от места добычи до газораспределительных сетей. В нашей стране 90% всего газа добывается на севере Западной Сибири, а основные потребители расположены в основном в европейской части. Единственно возможным способом доставки природного газа является трубопроводный транспорт. Субъектами естественной монополии в этой сфере являются газотранспортные организации (магистральные трубопроводы) и газораспределительные организации (владельцы распределительных сетей).

    В настоящее время устанавливаются  тарифы на перемещение и передачу газа по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации <*>.

--------------------------------

    <*> См.: Методика расчета тарифов  на услуги по транспортировке  газа по магистральным трубопроводам,  утв. Приказом ФСТ России от 23 августа 2005 г. N 388-э/1. 

    6. Услуги по передаче электрической  и тепловой энергии.

    Такие услуги представляют собой комплекс организационно и технологически связанных  действий, обеспечивающих передачу электрической  и тепловой энергии через технические  устройства сетей в соответствии с техническими регламентами.

    Данные  услуги оказываются посредством  совокупности электрических и тепловых сетей, устройств преобразования энергии, средств по технологическому управлению режимами подачи энергии и пр.

    Субъектами  естественной монополии в этой сфере являются организации, оказывающие услуги по передаче энергии. За услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям субъектов естественной монополии устанавливаются предельные размеры платы, а также фиксированный уровень цен.

    7. Услуги по оперативно-диспетчерскому  управлению в электроэнергетике  <*>.

--------------------------------

    <*> См.: Федеральный закон от 26 марта  2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". 

    Оперативно-диспетчерское  управление в электроэнергетике - это комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обязательным требованиям.

    Субъектами  оперативно-диспетчерского управления являются:

    системный оператор Единой энергетической системы России (в настоящее время это ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы");

    иные  субъекты оперативно-диспетчерского управления (организации и физические лица), уполномоченные на выдачу оперативных  диспетчерских команд и распоряжений. 

§ 4. Методы государственного регулирования деятельности

субъектов естественных монополий 

    1. Ценовое (тарифное) регулирование.

    Государственное регулирование деятельности естественных монополистов имеет целью достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий и учет социальных факторов при установлении или изменении тарифов. Согласно ст. 424 ГК РФ оно применяется только в случаях, установленных законом. Исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеют органы регулирования естественных монополий (в настоящее время это Федеральная служба по тарифам).

    Единая  политика цен на услуги субъектов  естественных монополий остается прерогативой Правительства РФ <*>. Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность в инвестициях, стоимость основных производственных средств. Важно понимать, что тарифы должны устанавливаться индивидуально для каждого конкретного субъекта, а не для определенного вида деятельности.

--------------------------------

    <*> См.: Федеральный конституционный  закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ  "О Правительстве Российской  Федерации". 

    2. Определение потребителей, подлежащих  обязательному обслуживанию, и (или)  установление минимального уровня  их обеспечения (если невозможно  удовлетворение потребителей в  полном объеме).

    Неэластичные  цены на товары (услуги) субъектов естественных монополий позволяют последним выборочно удовлетворять запросы потребителей, поэтому здесь необходимо государственное вмешательство.

    Закон установил только одно основание, по которому такая организация имеет  право отказаться от заключения соответствующего договора, - это отсутствие у лица заключенного с системным оператором договора на оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

    В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС  РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых  вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, оказать услуги возложено на коммерческую организацию <*>. По аналогии это правило должно применяться к договорам, заключаемым субъектами естественных монополий.

Информация о работе Лекции по "Рекламе"