Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:02, курс лекций
Термин "реклама" происходит от латинского слова "reclamare" - выкрикивать.
    В нашей стране правовое регулирование  рекламной деятельности долгое время  отсутствовало. В СССР рекламы практически  не было, потому что отсутствовала конкуренция как таковая. Например: "Летайте самолетами Аэрофлота", - но это была единственная авиакомпания. Или: "Храните деньги в сберегательной кассе" - выбора у потребителей не было, т.к. вся банковская система замыкалась на Госбанке.
------------------------------
    <*> 
Доказать отсутствие 
    Именно 
для таких ситуаций закон предусматривает 
нетарифное регулирование. Однако на практике 
данный метод регулирования пока не применялся. 
§ 5. Государственный контроль в сферах
естественных 
монополий 
Государственный контроль осуществляется за действиями, которые могут сдерживать экономически оправданный переход товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Предварительный государственный контроль.
    Требуется 
представить в Федеральную 
    1) 
сделки, в результате которых 
субъект естественной 
    2) 
инвестиции субъекта 
    3) 
продажа, аренда и другие 
------------------------------
    <*> 
Перечисленные сделки 
Последующий государственный контроль.
    Требуется 
представить уведомление о 
    1) 
лицо (группа лиц) приобретает 
акции (доли) в уставном (складочном) 
капитале субъекта 
    2) 
субъект естественной 
Существуют и другие способы государственного воздействия на деятельность субъектов естественной монополии. Один из них - ведение Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль <*>, поскольку любое государственное воздействие возможно только после включения организации в соответствующий раздел реестра. Этим Реестр субъектов естественной монополии отличается от Реестра хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%.
------------------------------
    <*> 
См. об этом: Временное положение 
о Реестре субъектов 
§ 6. Ответственность за нарушение законодательства
о естественных 
монополиях 
До вступления в силу в 2002 г. Кодекса об административных правонарушениях такая ответственность была регламентирована нормами Закона о естественных монополиях. Сейчас санкции содержатся исключительно в названном Кодексе.
    Размеры 
административных штрафов для естественных 
монополистов невысоки, в частности 
для организаций они могут 
доходить до 5000 МРОТ. Такие меры административной 
ответственности могут 
    Помимо 
штрафов в качестве меры ответственности 
может служить перечисление субъектом 
естественной монополии в федеральный 
бюджет прибыли, полученной в результате 
нарушения им законодательства, а также 
возмещение убытков, причиненных субъекту 
естественной монополии в связи с принятием 
неправомерного решения органами государственного 
регулирования. 
Лекция 9. 
КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ 
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 
§ 1. Понятие 
конкуренции и монополии 
В широком смысле слова "конкуренция" - это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели.
    В 
предпринимательской 
В ГК РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.
Юридическое содержание конкуренции характеризуется тремя признаками:
    1) 
в большинстве случаев 
    2) 
конкуренция становится 
3) конкуренция есть правомерная деятельность хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.
Антиподом конкуренции является монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле термин означает "продаю один".
Монополия означает:
    1) 
исключительное положение 
    2) 
особое поведение 
    3) 
исключительное право, которое 
предоставляется государством 
В юридической литературе выделяют:
а) "чистые" монополии, контролирующие 100% рынка;
б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;
в) "сильные" олигополии - несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.
Типы монополии:
    1) 
временная (предприятие 
    2) 
государственная (эмиссия 
    3) 
естественная (функционирует только 
тогда, когда на рынке 
§ 2. История 
становления конкурентного 
Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Одним из первых антимонопольных законов является Конституция о ценах императора Зенона (483 г. до н.э.). В этом акте было закреплено следующее: "Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежд, или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования".
    Формирование 
современной концепции 
Первые законы о защите свободы конкуренции появились в конце ХIХ века. Родиной конкурентного права считаются США, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (antitrust law). Первым в 1890 г. был принят закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий, более известный как Закон Шермана. В 1914 году были приняты также Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, установивший ограничения на ценовую дискриминацию, заключение "связывающих" контрактов, создание холдинговых компаний, наличие в правлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Эти законы до сих пор составляют основу антитрестовской политики США.
Монополии, которые возникли в России в 90-х годах ХХ в., не были новым явлением для нашей страны. В дореволюционной России, несмотря на то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к созданию монополий. Например, "Продамет", созданный в 1902 г., объединял 30 металлургических предприятий. В горной промышленности монополистом был "Продаруд".
Появление монополистов в России в 80 - 90-х гг. ХХ в. имело ряд особенностей. Монополии в России - это зачастую бывшие ведомства и крупные промышленные предприятия. Примером первых является концерн "Газпром", который перенес системы организации и хозяйствования, используемые министерствами, на рыночные отношения. Бывшие крупные государственные предприятия после их преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и, в основном, заняли доминирующее положение. Например, доля АО "Спасскцемент" на рынке цемента Приморского края равна 100%.
    Правовое 
регулирование конкуренции 
Таблица 8 
Способы правового 
регулирования конкуренции 
| Американский способ | Европейский способ | 
| "Антитрестовское право" | "Картельное право" | 
| Презумпция 
  "вредности" монополий, поэтому их деятельность формально запрещена | Допускается существование монополий, но под жестким законодательным контролем | 
| Компания 
  (или группа компаний) может доказать, что ее монополия полезна публичным интересам, и тогда ее деятельность может быть разрешена | Если будет доказано, 
  что деятельность монополии прино- сит больше вреда, чем пользы, ее деятельность будет запре- щена | 
Российское законодательство более близко к "европейской" модели регулирования конкурентных отношений по принципу "контроль за злоупотреблением рыночной властью", но в нем имеются и черты американской модели ("запрещение монополий").