Медиаобразование и проблема экранного насилия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление возможностей медиаобразования в плане снижения негативного влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию.
Объект исследования – процесс медиаобразования учащихся.
Предмет исследования – медиаобразование как способ снижения негативного влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Медиаобразование как направление в современной педагогической науке………………………………………………………………………………5
1.1. Цели и задачи медиаобразования…..………………………………5
1.2. Теории медиаобразования..………………………………………….9

Глава 2. Медиаобразование как способ снижения негативного влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию….………………..15
2.1. Понятие «экранное насилие», его виды, влияние на
несовершеннолетнюю аудиторию..……………..……………….……...15
2.2.Зарубежный опыт медиаобразования в плане снижения негативного
влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию……..20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы…..………………

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 126.50 Кб (Скачать)


2

 

 

 

 

 

 

          Медиаобразование и проблема экранного насилия

 

 

 

 

 

                                                         Курсовая работа студента IV курса

                                                        

 

 

 

 

 

Дата сдачи «      »                          2010 г.

Дата защиты «      »                          2010 г.

Оценка                           .

Научный руководитель                        /                          /                                                                               

                                                            

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таганрог

                                                    2010

                                                      Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Медиаобразование как направление в современной педагогической науке………………………………………………………………………………5

          1.1. Цели и задачи медиаобразования…..………………………………5

          1.2. Теории медиаобразования..………………………………………….9

 

Глава 2. Медиаобразование как способ снижения негативного влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию….………………..15

       2.1. Понятие «экранное насилие», его виды, влияние на

      несовершеннолетнюю аудиторию..……………..……………….……...15

       2.2.Зарубежный опыт медиаобразования в плане снижения негативного

      влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию……..20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы…..……………………………………………………….....26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
                                      

 

                                              Введение

По данным международных опросов телевидение оказывается наиболее популярной формой времяпрепровождения среди лиц, располагающих значительным количеством свободного времени (пенсионеры, безработные, несовершеннолетние учащиеся) и одновременно является занятием наименьшей ценности по сравнению с другими формами досуга (посещение музеев, театров, выставок и т.д.) [31, 38-41].

Одним из средств манипуляции на сознание и поведение аудитории при помощи медиа является демонстрация сцен насилия в медиатекстах. 

Именно телевидение обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на индивида. Телевидение стало самым мощным средством коммуникации по охвату населения и возможностям воздействовать на сознание людей [13,21].

Особенно актуальна проблема влияния телевидения в связи с ростом насилия в современном обществе. Возникла необходимость в изучении взаимосвязи содержания телепродукции и агрессивного поведения ее потребителей, особенно несовершеннолетней аудитории.

Возникает настоятельная необходимость воспрепятствовать этому пагубному процессу для психической защиты личности, благоприятного социально-психологического климата в обществе.

Цель исследования - выявление возможностей медиаобразования в плане снижения негативного влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию. 

Объект исследования – процесс медиаобразования учащихся.

Предмет исследования – медиаобразование как способ снижения негативного влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что:

        - экранное насилие может оказывать негативное влияние на несовершеннолетнюю аудиторию, снижению которого будет способствовать применение существующих в медиаобразовании методов выявления степени этого влияния;

        - разработать рекомендации по снижению негативного влияния экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию можно, если использовать теоретический и эмпирический потенциал медиаобразования.

        Для достижения цели и подтверждения гипотезы нам необходимо решить следующие задачи:

1.            Изучить и проанализировать литературу по педагогике, психологии, искусствоведению, социологии, медиаобразованию, освещающую проблему исследования.

2.            Дать определение понятиям «медиаобразование», «экранное насилие».

3.            Изучить цели, задачи, теории медиаобразования.

4.            Определить медиаобразовательные методы выявления влияния экранного насилия на учащихся.

              Для достижения цели и решения поставленных задач в исследовании использовался комплекс методов: изучение и анализ теоретической литературы, практического опыта ведущих специалистов в области медиаобразования.

       

 

       

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Медиаобразование как направление в современной педагогической науке

1.1. Цели и задачи медиаобразования

 

В начале XXI века медиа (СМК - средства массовой коммуникации) распространяются все более быстрыми темпами. Медиа включают средства массовой информации (прессу, кинематограф, радио, телевидение, видео) и глобальные компьютерные сети (Интернет). 

Не подлежит сомнению тот факт, что медиа стали не только  неотъемлемой частью культуры современного общества, но и важным институтом социализации личности [15, 62]. Так современный молодой человек, вступающий в жизнь, познает реальную действительность через разного рода «отраженные картины мира». И ведущее место здесь, несомненно, принадлежит аудиовизуальной культуре (кино, телевидение, видео, компьютерные сети). Однако ее роль в нравственном воспитании общества далеко не безупречна, а подчас и чревата дисфункциональным воздействием на зрителя в силу коммерциализации вещательных организаций.

Начиная с 60-х годов XX века, в педагогической науке ведущих стран мира сформировалось специфическое направление в педагогической науке  -  «медиаобразование», призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.д. [35, 10].

Анализ изученной научной литературы,  показывает, что в западных и отечественных источниках можно найти различные определения медиаобразования.

Первое определение медиаобразования было дано в 1973 г. международным советом по кино и телевидению при ЮНЕСКО: «Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования средств массовой коммуникации как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика и география» [6, 13].

В других источниках медиаобразование (англ. media  education от лат. media - средства) – направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (пресса, радио, кино, телевидение, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

«Центральная и объединяющая концепция медиаобразования (media education) – репрезентация (representation). Медиа не отражает реальность, а репрезентирует (представляет) ее. Главная цель медиаобразования – “денатурализация” медиа. Медиаобразование в первую очередь исследовательский процесс. Медиаобразование имеет целью не просто критическое понимание, но критическую автономию» [35, 26].

Медиаобразование – это изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиа тексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания (тогда как изучение медиа обычно связывается с практической работой по созданию медиа текстов). Как медиаобразование, так и изучения медиа направлены на достижения целей медиаграмотности.

Цель медиаобразования - формирование культуры общения с медиа, развитие творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, умения анализировать и оценивать медиатекст, обучать самовыражению при помощи медиа [35, 26-27].

В резолюциях и  рекомендациях ЮНЕСКО неоднократно отмечалась важность и поддержка медиаобразования: «медиаобразование – часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах  и развитии медиаобразования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же как в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека» [35,10-11].

Медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии…. Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и “пожизненного” образования [35, 29].

Как медиаобразование, так и изучение медиа направлены на достижение целей медиаграмотности. Медиаграмотность помогает учащимся общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в их жизни. Медиаграмотный человек обладает развитой способностью к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых в медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью. Медиаграмотность является результатом процесса медиаобразования  [35, 27-29].

Медиаобразование опирается на возможности “диалога культур”, который позволяет избежать национальной замкнутости, выйти на уровень сопоставления, сравнительного анализа различных дидактических подходов в разных странах планеты, постоянно совершенствовать педагогическую теорию и методику.

Концепция «диалога культур» разрабатывалась отечественным ученым М.М.Бахтиным, который пришел к этой теории через анализ проблемы «другого».  Так, по его мнению, автор произведения (говоря современным языком, - автор медиатекста) «должен стать другим по отношению к себе самому, взглянуть на себя глазами другого. Да и мы постоянно и напряженно подстерегаем, ловим отражения нашей жизни, учитываем и тот совершенно необычный ценностный коэффициент, с которым подана наша жизнь для другого, совершенно отличный от того коэффициента, с которым она переживается нами самими в нас самих» [35,13-14].

Опираясь на труды М.М.Бахтина, В.С.Библер продолжил его исследование на новом витке спирали человеческой цивилизации. Именно В.С.Библеру принадлежит ныне широко известный тезис, что на рубеже XX и XXI  веков обозначилось отчетливое «смещение эпицентра всего человеческого бытия – к полюсу культуры».

В связи с этим В.С.Библер отмечал существенное отличие так называемого Нового времени от прошлых веков развития человеческой цивилизации. Следуя идеям М.М.Бахтина, В.С.Библер утверждал, что разум культуры актуализируется именно как разум общения (диалога) логик, общения (диалога) культур [35,13-17].

1.2. Теории медиаобразования

 

Анализ теории и практики медиаобразования в разных странах приводит к мысли, что в мире не было, и нет единой теоретической концепции медиаобразования. Вместе с тем можно выделить, по крайней мере, 11 основных теоретических подходов в данной области:

1)                 этическая теория медиаобразования;

2)                 идеологическая теория медиаобразования;

3)                 экологическая теория медиаобразования;

Информация о работе Медиаобразование и проблема экранного насилия