Бухгалтерский учет в крестьянско-фермерском хозяйстве (КФХ)

Автор: Светлана Шульга, 03 Сентября 2010 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Становление многоукладной экономики и развитие рыночных отношений в России в начале девяностых годов прошлого века, а также реформирование всех отраслей материального производства и изменение законодательства вызвали появление большого многообразия форм собственности и хозяйствования. Результатом реформ в агропромышленном комплексе явилось создание качественно нового сектора сельхозпроизводства – крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – КФХ).

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методические основы организации бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах 6
1.1 Крестьянское (фермерское) хозяйство как объект бухгалтерского учета 6
1.2 Потребность и обязательность ведения учета 8
1.3 Учет в крестьянских (фермерских) хозяйствах по методикам, предлагаемым различными авторами 10
2 Особенности ведения учета в фермерских хозяйствах 14
2.1 Основные положения по учету в крестьянских (фермерских) хозяйствах 14
2.2 Учет имущества крестьянского (фермерского) хозяйства 16
2.3 Учет трудового участия 21
2.4 Учет денежных средств и расчетных операций 22
2.5 Учет доходов и расходов 23
3 Налогообложение и государственное регулирование 26
3.1 Налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств 26
3.2 Значение крестьянских (фермерских) хозяйств в АПК 29
3.3 Государственное регулирование 30
4 Совершенствование методики бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах 33
Заключение 41
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

БУХ ФИН УЧЕТ.docx

— 89.38 Кб (Скачать)

     Взносы  во внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды в РФ представлены Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования, Фондом обязательного медицинского страхования, Фондом занятости населения. КФХ выступает в отношениях с указанными фондами в двух ипостасях: как работодатель и как получатель дохода. Соответственно подлежат обложению взносами суммы выплачиваемые работникам и доход, полученный членами КФХ. Взносами в фонды: Пенсионный, Медицинского страхования, Занятости населения облагаются также суммы, выплачиваемые по договорам подряда и поручения, а в Пенсионный фонд также по другим договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

     По  таким же ставкам КФХ уплачивают взносы с суммы дохода, полученного  в текущем году.

     Местные сборы. Органами местного самоуправления могут быть установлены такие местные сборы как: на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и прочие. Плательщиками этих сборов могут являться как юридические, так и физические лица (в том числе члены КФХ). При этом совокупная ставка этих сборов для физических лиц в год не может превышать размера 3% от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда.

     Н Д С. КФХ, не имеющие статуса юридического лица, НДС не платят. Впервые эта льгота была предоставлена Указом Президента РФ от 22.12.93г. №2270, в соответствии с пунктом 17 которого они были освобождены от уплаты НДС по оборотам реализации товаров (работ, услуг), выручка от которой получена ими с 01.04.94. Соответствующие изменения в Закон РСФСР от 06.12.91г. "О налоге на добавленную стоимость" были внесены Федеральным законом от 01.04.96г. №25-Ф3.

3.2 Значение крестьянских (фермерских) хозяйств в АПК

     Агропромышленный  комплекс функционирует в сложных  финансово-экономических условиях. В силу специфики сельского хозяйства, связанной с использованием практически  невосполнимых природных ресурсов, кризис в АПК при переходе к  рынку оказался более глубоким, а  выход из него будет более продолжительным  по сравнению с другими отраслями  народного хозяйства. Система реформирования АПК не обеспечивает не только расширенного, но и простого воспроизводства.

     Неустойчивое  экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей вызвано нарушением сложившихся хозяйственных связей, инфляцией, дефицитом бюджета, сокращением  государственного финансирования, удорожанием  кредитных ресурсов, снижением покупательской способности населения, ростом диспаритета  цен в товарообороте между  сельским хозяйством и другими отраслями, кризисом платежной дисциплины.

     Эффективность работы предприятий во многом определяется формами хозяйствования. Анализ финансового  состояния реформируемых агроформирований показывает, что зачастую приватизация превращается в простое переименование бывших совхозов и колхозов в "коллективные предприятия" с сохранением прежнего стиля работы. В большинстве таких  коллективных предприятий резко  упали и продолжают снижаться  надои и привесы, выход молодняка, снижается урожайность и объем  заготовки кормов.

     Развитие  крестьянских (фермерских) хозяйств,    личных  подсобных хозяйств и  других малых форм предпринимательства    на  селе является на современном  этапе одним из важных направлений    в  обеспечении  роста производства сельскохозяйственной продукции,    занятости сельского населения  и его жизнеобеспечения.

     Несмотря  на то, что доля частного сектора  в АПК имеет устойчивую тенденцию  к росту, число крестьянских и  фермерских хозяйств  за последние  года сокращалось. Этот процесс и  продолжающуюся в сельском хозяйстве  трансформацию собственности можно  назвать "естественным" отбором, в ходе которого выстоят и выживут  только сильнейшие. В этой связи  возникает вопрос, следует ли государству  вмешиваться в этот процесс или  положиться на действие только рыночных сил? Зарубежный опыт развития сельскохозяйственного  производства и первые уроки отечественного опыта показывают, что вмешательство  государства в процесс реструктуризации сельхозпредприятий и желательно и  необходимо.

3.3 Государственное  регулирование

     Государственное регулирование  необходимо для дальнейшего  развития аграрной реформы,  преодоления    кризисных    явлений    в  агропромышленном   комплексе   и  спада    производства   сельскохозяйственной   продукции  и продовольствия,    повышения  социальной  защищенности сельских жителей.

       Основные направление государственного  регулирования охватывают прямую  государственную бюджетную поддержку  сельского хозяйства, использование  ценовых, дотационных, финансово-кредитных мер, а также государственный аграрный протекционизм, направленный на поддержку сельхозтоваропроизводителей.

     Одной из острых проблем АПК переходного  этапа является проблема технического обеспечения и технического сервиса  сельхозтоваропроизводителей: как  мелких фермерских хозяйств, так и  крупных коллективных предприятий. На начальном этапе рыночных реформ вопрос обеспечения взаимовыгодного  обмена между сельским хозяйством и  отраслями, производящими и поставляющими  средства производства, был пущен  практически на самотек. Возникший  в результате диспаритет цен привел к тяжелым финансовым последствиям для большинства сельских товаропроизводителей.

     В этой ситуации важнейшим принципом  государственного регулирования аграрного  сектора является обеспечение взаимовыгодного  обмена между сельским хозяйством и  предприятиями производящими и  поставляющими средства производства, включающего восстановление паритета цен, финансовую поддержку сельхозпроизводителей, совершенствование таких экономических  рычагов, как кредит и налоги.

     Одним из моментов государственного регулирования  необходимо считать и поддержание  уровня финансовых ресурсов сельхозтоваропроизводителей  путем кредитования.

     Недостаток  свободных финансовых средств, высокая  капиталоемкость и относительно низкая фондоотдача, несовпадение по срокам периода затрат и получение доходов - все это требует специфических  форм помощи сельскому хозяйству  со стороны банковской системы.

     В условиях свободного рынка, фермер, нуждающийся  в финансовых ресурсах, остается один на один с коммерческим банком. Кроме  того, ему будет очень тяжело выдержать  те же условия коммерческого кредитования, что и в других отраслях экономики.

     Для создания системы кредитования сельхозтоваропроизводителей  необходима разработка программ по внедрению  в банковскую систему служб, которые непосредственно занимались бы кредитованием фермерских, крестьянских хозяйств с учетом специфики сельскохозяйственного производства. В перспективе, при более прочном становлении такой системы кредитования, будет возможность создания сельскохозяйственных банков, широкое развитие которые получили за рубежом.

     Для реализации эффективной системы  кредитования будет необходимо активное участие государства в воспроизводственном  процессе продовольственного комплекса, что характерно для любой страны с развитой рыночной системой. Фермер, торговец, переработчик сельхозпродукции при всей их кажущейся независимости  должен учитывать курс государственной  и продовольственной политики. Меры принимаемые государством должны заключаться  в поддержании равновесия между  спросом и предложением, заинтересованность отечественного производителя в  проведении структурных и социальных преобразований на селе, поддержании  соответствующего уровня цен и ценового равновесия.

     Существенным  элементом государственного регулирования  сельскохозяйственной отрасли служит изменение его производственной структуры. Общепринятой является система, при которой фермер пользуется льготами государственной поддержки лишь при условии выполнения им плана  по поддержанию структуры сельскохозяйственного  производства. Государство тем самым  получает возможность регулировать структуры посевных и пропашных  площадей, а также перенасыщение  или дефицит той или иной продукции.

4 Совершенствование  методики бухгалтерского  учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах

     Ввиду сложности и неоднозначности  рекомендуемых и применяемых  в настоящее время систем учета  в КФХ, а также в соответствии с требованиями Федерального Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» № 209–ФЗ  от 24 июля 2007 г. считаем необходимым предложить единую систему бухгалтерского учета с возможностью ведения учета в объеме в зависимости от потребности и подразделения фермерских хозяйств на микро, малые, средние и крупные субъекты. Начальным этапом бухгалтерского учета при этом должно стать сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации. При этом наиболее целесообразным и приемлемым считаем ведение учета в форме книг и журналов. С учетом отраслевой специфики крестьянских (фермерских) хозяйств, нами разработана Книга учета имущества, которая состоит из трех разделов: 1) земля (таблица 1), 2) основные средства, 3) скот и птица.

     Раздел 1 позволяет учитывать все установленные  законодательством и реально  существующие виды владения и пользования  земельным участком, данные о его  площади, кадастровом номере, кадастровой  стоимости и форме права, на котором  он используется, со ссылками на правоустанавливающие и правоподтверждающие документы; состав и использование земельных угодий сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения; использование площади многолетних насаждений. В разделе 2 показатель «стоимость основных средств» разделен на 3 главные составляющие: первоначальная стоимость, остаточная стоимость на начало года и остаточная стоимость на конец года. Учет основных средств в разделе предложено вести пообъектно, а не по группам и видам, так как обычно КФХ имеют малочисленный состав парка сельскохозяйственной техники, построек, зданий, сооружений и иных видов основных фондов. Рекомендовано характеристику объекта основных средств указывать вместе с его наименованием. Вводом объекта в эксплуатацию следует считать запись его в данный раздел учета имущества хозяйства. В связи с этим были добавлены графа «Дата принятия к учету» и графа «Инвентарный номер», последняя также свидетельствует о принятии объекта к учету и является неотъемлемой частью учета основных средств. Актуальный на сегодняшний день вопрос раздельного начисления амортизации для целей налогового и бухгалтерского учета также нашел отражение в разработанном регистре.

     Таблица 1 - Книга учета  имущества крестьянского (фермерского) хозяйства*

Раздел 1. Земля

     1.1.Учет  землевладения и землепользования

Кадастровый номер 

земельного  участка

Основание получения права Площадь земельных участков (га) Кадастровая стоимость земельного участка (руб)
Всего В том  числе по формам владения и пользования
собственность пожизненное наследуемое

владение

постоянное

бессрочное

пользо  вание

 
аренда
иные  виды исполь зования
КФХ членов КФХ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   
  Итого:                
 

     Предлагаемый  в разделе 3 способ учета сельскохозяйственных животных и птицы, является наиболее удобным и компактным, так как  в одном регистре отражаются: движение скота и птицы, их остатки на начало, конец периода и промежуточные  остатки. Поголовье животных и птицы  и их движение учитывается по следующим  группам: коровы и быки-производители; молодняк крупного рогатого скота на выращивании и откорме; свиноматки основные и хряки-производители; поросята на выращивании и откорме; овцы (козы) взрослые; молодняк овец и коз; лошади взрослые; молодняк лошадей; птица; звери; кролики; прочие. Раздел 3 открывается отдельно на каждую группу животных и птицы.

     Для отражения фактов поступления и  расходования продукции растениеводства  и животноводства, произведенной  в хозяйстве, контроля использования  покупной продукции и материалов разработана Книга учета продукции  и материально-производственных запасов, которая состоит из разделов: 1) продукция  растениеводства (таблица 2); 2) продукция  животноводства; 3) продукция переработки  и прочих производств; 4) материально-производственные запасы. Книга учета продукции  и материально-производственных запасов  позволяет учитывать движение товарно-материальных ценностей по отраслям производства, внутри отраслей – по видам продукции, а также движение покупных материалов по видам и группам. Кроме того, возможно ведение учета внутри разделов не только по видам продукции, но и  в случае необходимости по сортам, породам, маркам и иным классификационным  признакам.

Информация о работе Бухгалтерский учет в крестьянско-фермерском хозяйстве (КФХ)