Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является создание комплексного подхода к правовым вопросам услуг, формирование теоретической концепции услуг и обслуживания и определение путей совершенствования правового регулирования на основе критического анализа действующих нормативных актов в сфере производственно-технических услуг и обслуживания. Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
- исследования экономических понятий услуг и обслуживания, формулирования юридического понятия и раскрытия природы договоров услуг обслуживания;
- характеристики обеспечительно - вспомогательной функции договоров услуг;
-проведения классификации договоров услуг, выявления их места в системе обязательственного права;
- раскрытия содержания договоров услуг на основе анализа нормативных актов и договоров;
-разработки предложений по применению новых форм организационно-технического обслуживания и опосредованных ими договоров;
- разработки предложений по совершенствованию законодательства в исследуемой области отношений.

Содержание

Введение
Глава1. Экономико-правовые концепции услуг и обслуживания………
Экономические концепции понятия и содержания услуг…
Гражданско-правовые концепции соотношения понятия «услуга» и «обслуживания»…
Глава 2. Понятие, содержание и классификация договоров производственно-технических услуг в сельском хозяйстве..
Понятие и основания возникновения обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям….
Соотношения объекта и предмета обязательств по оказанию производственно -технических услуг….
Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
Содержание обязательств по оказанию производственно-технических услуг в сельскохозяйственной сфере……
Глава 3. Правоотношения услуг в условиях рыночной экономики……
Общее и особенное в обязательствах по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
Совершенствование правового регулирования сельскохозяйственных договоров услуг….
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве.docx

— 327.77 Кб (Скачать)

Представляется, что для выяснения социально-экономической  природы и сферы услуг недостаточно подразделение на oпределенные  виды в зависимости от способа воплощения и результата, а целесообразно подразделение их в зависимости от места, назначения функции, которые они выполняют. В зависимости от этого услуги в экономическом плане подразделяются на: основные, вспомогательные и обеспечительные. Но это в широком смысле.

Следует, однако, отметить, что подобная классификация происходит не произвольно, ибо в ее основу положены нуждающиеся в удовлетворении потребности. Если возникшая потребность удовлетворяется только услугой, то эта услуга является основной. Так, услуги здравоохранения по праву называются основными, так как для восстановления здоровья больного совершение этих уолуг достаточно. Что жe касается вспомогательных и обеспечительных услуг, то в основе их выделения помимо потребности должно быть и еще что-то, подобно, например, назначению той или иной отрасли или подотрасли  в системе общественно-производственных отношений. Так,  нормальное функционирование сельскохозяйственных машин обеспечивает сельскохозяйственный процесс и поскольку он является основным, постольку услуги, направленные на обеспечение нормального действия указанных объектов, считается обеспечительными. Вспомогательные услуги обеспечивают отдельные циклы сельскохозяйственного производства. Так, борьба с вредителями и сорняками сельскохозяйственных растений осуществляется в под отрасли сельского хозяйства, поэтому такого рода услуги носят вспомогательный характер.

Схематично в экономическом  аспекте это выглядит следующим  образом:

  

 

 

 

 

 

Услуга 


Нематериальные услуги       




Безвозмездные




Возмездные  




Материальные услуги




 

 

 

Постоянные





Временные





      

Исходящие из назначе-ния отраслей народного хозяйства  





Предоставляемые населению





Материальные услуги,предоставляемые отрасли материального производства:транспорт, связь, услуги сферы обращения и т.п.





 
                   

Материальные услуги иного характера 


Вспомогательные кредитование, страхование  и т.п 





Обеспечительные (технические, мелиоративные, агрохимические, обслуживание и т.п.





Основные хранение, комиссии, поручения  и т.п.





                                                                 

                

 

 

 

 Нельзя согласиться с тем, что так называемые «основные услуги» лишены обеспечительного характера. Хранение,  комиссии, поручение и другие аналогичные услуги тоже направлены на обеспечение другой основой деятельности. Вообще в правовом аспекте мы придерживаемся принципиально иной классификации, о чем будет сказано ниже.

 

§ 2. Гражданско-правовые концепции соотношения понятий "услуга" и "обслуживание"

Усиление роли договорного регулирования в условиях перехода к рынку связано прежде всего с тем, что оно способно наиболее быстро реагировать на изменение потребностей, плановый же акт зачастую становится камнем преткновения развития товарно-денежных отношений.

             В условиях рыночных отношений происходит процесс становления новых горизонтальных имущественных отношений между предприятиями, основанными на различных формах собственности. Таким образом, во главу при решении вопроса о договорном регулировании того или иного общественного отношения должны быть поставлены экономические отношения.

Одни автору, рассматривая структуру правоотношения, полагают что в правоотношении четко прослеживается единство содержания и Формы31. М.B. Кротов, наоборот, считает, что правовая форма 1придается не всему общественному отношению, не элементам общественного отношения в целом, а лишь от дельным, наиболее значимым моментам элементов общественного отношения"32. Представляется, что нужно исходить из единства формы и содержания.

            Общественно-экономические отношения по оказанию услуг и обслуживания, как часть единого общественного отношения, подвергаясь правовому воздействию, выступают как правоотношения. Однако правоотношения по оказанию услуг и обслуживание имеет определенную особенность, заключающуюся в том, что они всегда относительные правоотношения, о литературе правильно отмечается, что юридическое понятие услуг выводится через экономическое, так как предмет любого договора может быть выявлен только через экономическое содержание, через сущность тех экономических отношений, правовой формой которых он выступает33. Следует, однако, отметить, что юридические отношения по сравнению с экономическими отношениями обладают относительной самостоятельностью, что позволяет им влиять на экономические отношения с позитивной или е негативной стороны. В предыдущем параграфе указывалось на то, что услуга как экономическое понятие, является двойственной по содержанию, форме и способу предоставления. Двойственность экономического содержания услуг определяет и особенности правового понятия услуги как предмета правового регулирования, Двойственность экономического содержания услуг охватывает две стороны единого понятия, выражающегося в единстве процесса и продукта труда, хотя не исключено сохранение продукта услуги во времени. Однако услуги двойственны и по форме, выражающейся в материальном воплощении или вне его. Услуги различаются и по способу предоставления результата деятельности, выражающегося в удовлетворении производственных, материальных, культурных, духовных и других потребностей субъектов гражданского права и общества в целом. В юридической литературе предлагается выделить общественные отношения по оказанию услуг по признаку полезного действия34. Представляется, что при таком подходе все гражданско-правовые отно шения относятся к правоотношениям по оказанию услуг. Изложенное подтверждается то, что юридическое понятие "услуги" обладает определенными особенностями, коренящимися в экономических особенностях. Следовательно, правовое понятие услуг представляет собой общественное отношение,  складывающееся в сфере обслуживания предприятий граждан. В юридической литературе по вопросу юридических понятий услуг и обслуживания высказаны порой противоположные суждения. Так, М.К.Сулейменов и Е.Д. Шешенин считают, что экономическое понятие услуги шире юридического понятия, поэтому не всякое обслуживание представляет собой оказание услуги , как не всякое оказание услуг является предметом гражданско-правового регулирования35. Ю.Х. Калмыков полагает, что в праве понятие услуг трактуется значительно уже и поэтому проведение резкой грани между понятием  услуг, сложившимся в экономической литературе, и этим же понятием в праве приводит к противопоставлению однородных отношений36. M.И. Брагинский, отправляясь от известного определения двух видов услуг, отвечает, что в любой системe права выделяются два типа договоров: один по «модели договора подряда, а другой по модели договора поручения. Соответственно-первому виду присвоили название "договоров по выполнения работ", а другие договоры стали именовать просто "договорами услуг", таким образом искусственно сужая оббьем понятия услуги37.


          Однако в последние годы М.И. Брагинский несколько изменяет свою точку зрения по вопросу о разграничении договоров подряда и услуг. В основу разграничения договоров услуг и подряда автором положены риск случайной гибели предмета правоотношений, Если по договору риск лежит на исполнителе, то это договор подряда, а если он возлагается на заказчика, то это договор услуг38.

  А.Б. Кабалкин с целью определения экономического содержания, "услуги",отграничивает ее от понятия "обслуживание" и делает вывод о том, что отношения сферы обслуживания направлены в основном на удовлетворение потребности граждан, тогда как область услуг охватывает значительно более широкий круг, а именно-отношения между всеми участниками гражданского оборота39. Пo мнению Н.0. Зинчука, услуга представляет собой конкретную деятельность, направленную на удовлетворение потребности конкретного субъекта40. Следовательно, в юридической литературе не сформировалось единое понятие услуги в правовом аспекте. Следует отметить, что учеными, исследовавшими юридическое понятие услуги, не учитывается широкое разнообразие услуг. Как указывалось, услуга представляет собой двуединое понятие как по содержанию, так и по способу предоставления и это не может не отразиться на юридическом ее понятии как предмета правового регулирования. Поэтому следует выделить правовое понятие услуг вообще и гражданско-правовое понятие услуг в частности, что, как представляется, не одно и то же. В этом отношении прав М.К. Сулейменов, ответивший, что ряд чистых услуг  регулируется другими отраслями права (административным, финансовым, социального обеспечения), но большинство услуг входит в сферу действия гражданского обязательственного права41. Так например, в трудовом праве услуга представляет coбой выполнение рабочим и служащим определенной трудовой функции в соответствии со специальностью, квалификацией и должностью42. Представляются правильными выводи о том, что юридическое понятие услуги уже, чем понятие услуг в экономическом аспекте. Оказание многочисленных услуг не подпадает под правовое воздействие. Так, в обиходе под услугой понимается всякое действие, направленное на оказание любезности. словом и делом, предоставление определенного удовольствия или удобства. Однако это является лишь одной стороной понятия "услуга" в экономической смысле. Что касается другой, то она представляет собой общественное отношение, удовлетворяющее той или иной потребности общества в целом, отдельного предприятия и населения. Именно последняя  подвергается правовому регулированию, в котором доминирующее положение занимает обязательственное право с несколькими однотипными договорами по оказанию услуг и некоторыми договорными видами, предметов которых является услуга.

  В юридической и экономической литературе, наряду с термином "услуга", используется и термин "обслуживание", что, как представляется, не является идентичными понятиями. По вопросу о понятии услуг и обслуживания, их сферы применения и соотношения в литературе нет единообразного понимания, о чем уже было сказано. 

               Так, одна группа авторов утверждает, что сфера обслуживания и  соответственно      понятие "обслуживание" шире, чек понятие "услуга" и сфера их применения43.

      Другая группа авторов утверждает, что сфера услуг и их понятие шире, чем понятие "обслуживание" и сфера его понимания44.

Третья группа авторов отождествляет юридическое понятие услуг и обслуживания45.

Представляется, что наиболее удачно вопрос о соотношении услуг и обслуживания решен авторами первой группы. Так, М.К. Сулейменов отмечает, что в договорах сферы обслуживания, экономические содержанием которых являются потребительские услуги, входит и ряд договоров услуг. У них общее экономическое основа46.

Представитель другой группы А.Ю. Кабалкин считает, что услуги оказываются только в рамках договоров обслуживания, так как невозможно сконструирование договора услуг47.

     Вопросы  соотношения услуги и обслуживания  затрагиваются не только экономистами и юристами48. Нe вдаваясь в суть проблемы, отметим, что понятия "услуга" и "обслуживание" не идентичные, хотя, как справедливо отмечают сторонники первой концепции, у них много общего. Общность   выражается и в направленности этих категорий на удовлетворение чьих-либо потребностей. В то же время в юридической литературе на основе выводов экономической науки сложилась неверная точка зрения о том, что общественные отношения по обслуживанию направлены в основном на удовлетворение потребностей населения. Этим, сужается их cфера применения, что справедливо критикуется49. Как правильно отвечает О.А. Красавчиков, "специалисты, рассматривающие сферу обслуживания под цивилистическим углом зрения, до самого последнего времени не подвергали никакому сомнению тезис, согласно которому данная сфера характеризуется "стабильным субъектным составом" граждане услугополучатели и "организации – услугодатели"50. Как отмечалось, установить четкую границу между услугой и обслуживанием невозможно, хотя есть и существенные особенности. Словарь русского языка дает следующее определение обслуживанию "Производить работу, связанную с удовлетворением чьих-либо нужд, потребностей или производить работу, связанную с эксплуатацией чего-либо"51. В определении услуг включается действие, приносящее помощь, пользу другому или же работа, выполняема ядля удовлетворения чьих-либо нужд, потребностей52, Отсюда можно сделать вывод о ток, что "обслуживание" и "услуга* взаимозависимые и взаимодополняющие понятия, однако сфера применения обслуживания шире, чем cфepa применения услуг, поскольку услуги могут оказываться и в сфере обслуживания. Не лишне заметить, что обслуживание как определенная работа, как процесс, сумма действий, охватывающие определенный период более или менее длительный, относительно постоянный и нередко выступающие носителем различных услуг, как правило, однородного характера. Услугу же характеризует конкретное, обычно разовое действие хотя может быть и комплекс услуг, не переходящий в форму обслуживания. Договоры обслуживания состоят из услуг, основанных на юридическом факте, хотя услуги могут быть и не обличены в форму обслуживания. Когда же мы говорим о договоре услуг, то здесь указанное существенное различие стирается, ибо договор заключаться может и на длительный, во всякое случае – определенный срок, превращая тем самым сумму (комплекс) услуг в обслуживание в течение установленного периода, Общественные отношениях, складывающиеся в процессе предоставления услуг и обслуживания, сложны и многообразны и выступают в качестве составных и неотъемлемых частей тех общественных отношений, которые составляют предмет гражданско-правового регулирования. Следует отметить, что общественные отношения по предоставлению услуг и обслуживания как разновидность гражданско-правовых отношений характеризуются эквивалентно-возмездностью и равноправием сторон. Отношения по оказанию услуг и обслуживания от обшей массы отношений гражданского права выделяются по признаку вспомогательно - обеспечительного характера. Однако, в литературе этот вопрос решается неоднозначно. Представляется, что должен быть выбран твердый критерий, позволяющий отграничить услуги (обслуживание) от других гражданско-правовых отношений. Цивилистами по этому поводу высказаны различные точки зрения, которые можно объединить в следующие группы:

Информация о работе Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве