Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является создание комплексного подхода к правовым вопросам услуг, формирование теоретической концепции услуг и обслуживания и определение путей совершенствования правового регулирования на основе критического анализа действующих нормативных актов в сфере производственно-технических услуг и обслуживания. Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
- исследования экономических понятий услуг и обслуживания, формулирования юридического понятия и раскрытия природы договоров услуг обслуживания;
- характеристики обеспечительно - вспомогательной функции договоров услуг;
-проведения классификации договоров услуг, выявления их места в системе обязательственного права;
- раскрытия содержания договоров услуг на основе анализа нормативных актов и договоров;
-разработки предложений по применению новых форм организационно-технического обслуживания и опосредованных ими договоров;
- разработки предложений по совершенствованию законодательства в исследуемой области отношений.

Содержание

Введение
Глава1. Экономико-правовые концепции услуг и обслуживания………
Экономические концепции понятия и содержания услуг…
Гражданско-правовые концепции соотношения понятия «услуга» и «обслуживания»…
Глава 2. Понятие, содержание и классификация договоров производственно-технических услуг в сельском хозяйстве..
Понятие и основания возникновения обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям….
Соотношения объекта и предмета обязательств по оказанию производственно -технических услуг….
Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
Содержание обязательств по оказанию производственно-технических услуг в сельскохозяйственной сфере……
Глава 3. Правоотношения услуг в условиях рыночной экономики……
Общее и особенное в обязательствах по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
Совершенствование правового регулирования сельскохозяйственных договоров услуг….
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве.docx

— 327.77 Кб (Скачать)

Анализируя отношения  по производственно-техническому обслуживанию Х.А. Рахманкулов отмечает, что большинство положений   договоров по своим юридическим свойствам однородны и представляют собой те или иные виды услуг сельскохозяйственных предприятиям115 .При этом Х.А. Рахманкулов, признавая услугу как предмет этих договоров, относит их к комплексным договорным правоотношениям, что вполне реально отражает процесс формирования новых договорных отношений, так как новые договоры, прежде чем получить законодательное закрепление в качестве самостоятельных, проходят стадию смешанных или комплексных договоров116.

Изложенное свидетельствует  о том, что роль договора в условиях рыночной экономики возрастает и они выступают в качестве основного правового средства по реализации имущества, выполнению работ и оказанию услуг. Следует, однако, отметить, что в юридической литературе понятие "хозяйственный договор" воспринимается неоднозначно117. Мнения авторов по этому вопросу разделяются на три группы. Первая из них считает, что хозяйственный договор - это собирательное понятие, охватывающее все виды договоров, преследующих те или иные хозяйственные цели. Другие считают, что хозяйственный договор - это самостоятельный институт с обособлетными правовыми нормами и предметом регулирования118. Третья группа исходит из юридической конструкции хозяйственного договорa, в которой выделяется субъект, объект, содержание и другие элементы договора на основе требований практики хозяйственной деятельности. В каждой из перечисленных групп есть ещё большее     количество мнений по тем или иным критериям хозяйственного договора.119

В соответствии с господствующим мнением в юридической литературе, договорам услуг отводится второстепенная роль120. С такой      категоричностью автора трудно согласиться, ибо хозяйственными договорами опосредуется нередко так называемая сопутствующая деятельность предприятий121. Попытки установить исчерпывающий перечень договоров, связанных с хозяйственной деятельностью вообще и договоров  "хозяйственных" услуг в частности обречены на провал, так как развитие имущественных отношений вызывает изменения и в системе договорного права. Возникают не только новые вида услуг, но сегодня, видимо, нельзя исключить признание субъектами этих отношений   и граждан, выполняющих обязательства предприятий на условиях аренды или путем создания собственных предприятий без оформления юриди ческого лица. Договоры хозяйственных услуг, помимо общих признаков, присущих всем хозяйственным договорам, обладают и некоторыми специфическими, присущими исключительным признаками, например если по договору поставки отношение направлено на возмездную реализацию имущества и получение вознаграждения, то по договору услуг деятельность сторон направлена на передачу или получение полезного эффекта, удовлетворяющего интереса сторон. Полезный эффект в юридической литературе трактуется либо с ограниченной, либо с широкой позиции. Представители первой исходят из невещественности результата деятельности услугодателя  или же из необязательности его воплощения а какой-либо материализованный, овеществленныйрезультат122. Представители последней позиции исходят из того, что значительное число услуг овеществляется в материальном продукте и тем не менее продолжает оставаться услугами123, В то же время полезный эффект признается одним из основных квалификационных критериев договоров услуг, хотя часто не указывают на то, в какой форме он выражается. Первым попытается выделить полезный эффект Ю.Х. Калмыков. Он понимал под ним предоставление льгот и создание удобств или  преимуществ одним контрагентом договора другому124. Как отмечает Е.Н. Романова, Ю.Х. Калмыков, говоря о предоставлении льгот и удобств, определяет не результат договоров услуг, а лишь характер самих действий. В связи с этим, пишет она, под полезным эффектов услуги следует понимать предоставление удобств контрагенту, выражающихся в виде экономия времени, средств, дополнительных гарантий и т.д.125 E.Н. Грушевая в понятие "полезный эффект" вкладывает экономию общественных затрат в какой бы форме она не воплощалась: экономия материальных, финансовых, трудовых затрат, затрат времени и т.д.126 Полагают то, что полезный эффект услуг выражается в восстановлении пригодного для эксплуатации 
свойства вещей127.

Представляется, что признак невещественности не может быть положен в основу выделения обязательств по оказанию услуг. В этом случае следовало бы отнести к обязательствам по оказанию услуг все гражданско-правовые обязательства по реализации имущества, так как в результате исполнения последних не создаются вещественные ценности. Следовательно, в обязательствах по оказанию услуг также как и в других обязательствах должен быть четко установлен процесс предоставления и потребления (результат) услуги, так как лицо, вступая в договорные отношения, преследует определенную цель. Сама деятельность услугодателя не может удовлетворить потребность услугополучателя. Удовлетворением потребности услугополучателя выступает результат деятельности услугодателя, выражающийся в полезном эффекте и в зависимости от назначения и вида услуг неотделяемого или отделяемого от деятельности. Момент передачи и получения услуг является стержневым в отграничении материальных от чистых услуг. Следующим фактором, определяющим виды услуг, являются материальные объекты, на которые услуги воздействуют. Выделяются при этом услуги подрядного характера и услуги функционального характера. Посредством услуг подрядного характера создается новый вещественный продукт, а посредством функциональных восстанавливаются полезные свойства либо обеспечивается перемещение, сохранение оборудования и механизмов. Если обратиться к договору производственно-технического обслуживания (услуг), то под ним понимается прежде всего соглашение, в силу которого одна сторона - услугодатель обязана совершить действие, направленное на создание удобств в виде поддержания, сохранения, восстановления работоспособности или создания оптимальных условий для производства высококачественной продукции сельского хозяйства посредством предоставления комплекса услуг в сроки, определенные соглашением сторон, а другая сторона -услугополучатель обязана создать условия для услугодателя, принять и оплатить предоставленные услуги, Договор о производственно-техническое обслуживании имеет следующие характерные особенности: во-первых, единая цель - производство высококачественной сельскохозяйственной продукции; во-вторых, обеспечение оптимизации производственного процесса; в-третьих, предоставление услуг производственно-технического назначения строго на основе заявок сельскохозяйственных предприятий. Конечно, должен создаваться рынок услуг, конкурс услугодателей, конкуренция между ними. Н.Н. Веденин, анализируя отношения в сфере производственно-технического обслуживания, выделяет пять групп договоров128. С этим не соглашается Х.А. Рахманкулов, так как всякий договор является правовой формой соответствующих отношений, обладающих общими родовыми признаками129. Договоры в сфере производственно-технического обслуживания (услуг) заключаются, как правило, до начала планируемого года на основе плана производственной деятельности услугодателя сформированного на основе заявок предприятия сельского хозяйства и крестьянских хозяйств, с учетом их потребностей. Права и обязанности сторон в договоре определяются в зависимости от вида, объема и ассортимента услуг, договор заключается на те виды услуг, в предоставлении которых испытывается необходимость. Следовательно, потребности сельскохозяйственных предприятий являются определяющими в процессе заключения и исполнения названных договоров. Кстати, договор на капитальный ремонт машин и агрегатов по правовой природе относят к договорам по предоставлению работ, так как он имеет признак овеществленного результата130. Пo договору жe услуг сам процесс предоставления услуг, его объемы и ассортимент имеют важное –значение, так как овеществленный результат по времени намного отдален от самого процесса и предоставления. Поэтомy  договор услуг не идентичен договору подряда и отличается ещё и по средствам достижения целей. Так, выполнению работ в первом случае отводится основная роль, так как оно является единственным средством достижения цели, тогда как ему во втором договоре отводится вспомогательная роль, что исходит как из назначения обслуживающих предприятий так и отдельных видов услуг. М.K. Сулейменов выделяет несколько несколько услуг: а) производственные; б) услуги в сфере обращения; в)личные услуги г) социальные услуги; г) социальные услуги131. Из предлагаемой классификации видно, что сфера регулирования отношений посредством договора услуг намного шире, чем сфе рa применения договоров о выполнении работ. Необходимость существования договоров услуг вызвана различными потребностями предприятий сельского хозяйства. В частности, договоры услуг направлены на то, чтобы продлевать срок эксплуатации сельскохозяйственных машин и оборудования и таким путем поддерживать их в состоянии на уровне требуемом для производства сельского хозяйства. В других случаях они непосредственно воздействуют на caм процесс производства продукции сельского хозяйства, путем создания благоприятных условий. Договоры услуг заключаются и в процессе обращения, когда продукты сельскохозяйственного производства сдаются на хранение или же при упаковке, расфасовке и перемещении. Посредством этих договоров наилучшим образом достигается конечная цель, т.е. производственный и хозяйственный результат132. Представляется, что в условиях рыночной экономики порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности несколько изменяется.

Рыночные отношения немыслимы без свободы выбора партнеров и соответственно свободы заключения предпринимательских договоров. Порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности охватывает комплекс взаимных действий сторон по выработке согласованных условий. Вопросом заключения договоров уделено внимание в юридической литературе133. Однако порядок заклю чения договоров восходил корнями к римскому праву. В условиях становления рыночных отношений, предпринимательской и коммерческой деятельности заключение договоров не может строиться по традиционной cxеме "офферта - акцепт". Действительно; договор считается заключенный, когда между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Cейчас назрела необходимость обращения к предварительным договорам. Это означает, что в условиях рыночных отношений договоры могут заключаться в результате многоступенчатых переговоров, направленных на поиск приемлемого решения, путем компромисса. Компромисс в деловом обороте не исключает обоюдные уступки, но главным образом он заключается не в уступках, а в занятии реалистической позиции, понимании и уважении интересов и возможностей противоположной стороны, необходимости заключения договора, в новом правовом мышленни134. В соответствия с современными воззрениями на коммерческий и деловой оборот кое-где разработаны стандарты, предусматривающие ответственность за отказ от дальнейшего ведения переговоров и заключения договора, принятие когорт было бы целесообразно и у нас в связи с переходом к рыночным отношениям, Прeдусмотрение ответственности в стандартах делового оборота свидетельствует о том, что вступивший с другим лицом в деловую связь обычно ожидает, что оно будет сотрудничать с имеющим добросовестные помыслы контрагентом. Такое общее "предположение добросовестности" заслуживает правовой защити, поскольку без него нормальное развита делового оборота было бы невозможно135. До сих пор мы при определении понятия обязательств по оказанию услуг, занимая ту или иную позицию, раскрывая те или иные точки зрения, делая те или иные выводы, не выходили за рамки традиционных подходов. Однако проведенное исследование позволяет нам принципиально по-новому подойти к данной проблеме. Суть новой конструкций заключается в следующем.

Обязательства услуг по своей природе являются гражданско-правовым межинститутным, разнотиповым договором. Об этом свидетельствует высказанное минение широком понимании услуг, охватывающим по существу все гражданско-правовые договоры. Но столь чрезмерная широта ведет к размыванию категорий, она не может считаться научной, так как фактически беспредметна, а потому абсолютно не приемлема. Но в обязательства по оказаний услуг включают уже более обоснованные и логически оправданные отношения, базирующиеся на известных типовых договорах - перевозки, комиссии, хранения, подряда, поручения. Значит межинститутционность обязательств по оказанию услуг факт очевидный и общепризнанный, хотя, например, существует в теории и отмежевание от некоторых институтов (договоров), в частности подряда. И все жe юридические основания для выделения группы обязательств в обязательства по оказанию услуг, как и для признания самостоятельности правового регулирования этих обязательств, на наш взгляд, аргументированы недостаточно. Мы  полагаем, что в качестве обязательств по оказание услуг должны быть признаны действия обеспечительно-вспомогательной направленности. Иными словами, одна сторона обязуется осуществить в пользу другой стороны соответствующие действия, основанные на реализации обнеспечительно-вспомогательной функции. Такая конструкция основана не на целевом, а на функциональном подходе. Услуга - это функция обеспечительно-вспомогательного характера, выражающаяся в соответствующих действиях, в выполнении  работы, не имеющей непосредственного овеществленного характера (изготовления вещи). Иными словами, если действия не носят обеспечительно-вспомогательный характере они не относятся к обязательствам по оказанию услуг. Принято, однако, к услугам относить, например, бытовое обслуживание в любых формах, однако это необоснованно, как необоснованно включать в подряд широкую сферу имущественных отношений, связанных, например, с производством ремонта136. Функция договора подряда - изготовление вещи. Другое дело - наличие подрядно-подобных самостоятельных (по аналогии с "займо-подобными") договоров. Но это уже не обязательство подряда, а обязательства услуг, их функция - обеспечение жизнедеятельности субъекта, имущества, осуществление вспомогательных действий, направленных на улучшение, облегчение основной деятельности. Именно в этих действиях и заключается услуга. Из сферы обязательств услуг должны быть исключены не только обязательства подряда, но и обязательства по перевозке пассажиров, багажа, грузов, ибо они не заключаются в какой-либо помощи (вспомогательная функция), а в перемещении грузов и людей, хотя может быть, скажем, доставка на дом товара, но она выступает не как перевозка, а в комплексе торговой услуги. Из обязательств по оказанию услуг должны быть исключена договоры интеллектуального обслуживания (зрелищные и другие договоры, например, договор на проведение концерта и т.п.), поскольку они не носят ни обеспечительного, ни вспомогательного характера, торговая комиссия (если она не направлена исключительно на действие о заключении договора), репетиторство, договор на пошив одежды, да и любые договоры на выполнение работы, вели они не носят обеспечитедьно-вспомогателного характера. Это договоры подряда, возможно и без прямого овеществления, но не договора услуг. Таким образов не все сервисние договоры, как это не звучит парадоксально, считаются договорами услуг. Зато в обязательства по оказанию услуг включаются, основываясь на указанной выше их функции, договоры хранения, ремонта, технического обслуживания, химчистки, медицинских услуг, кредитных услуг, аренды оборудования, представительства (поручение) и т.п. В этих правоотношениях очевиден вспомогательный и обеспечительный характер - это услуги, которые обеспечивают производственно-хозяйственную деятельность, оказывают помощь, например, в сохранении продукции, в заключении договора и т.п.

Особенность комплексного межинститутционного обязательства по оказанию услуг является отсутствие автономного правового регулирования. Так, многие услуги сегодня регулируются нормами, о носящимися к договору подряда; другие услуги, нормами, относящимися к соответствующим типам договоров (найма, хранения, поручения и т.п.). Нет специального регулирования, отдельной главы в новых Основах гражданского законодательства. Правильно ли это? Полагаем, что не совсем. Представляется, что в гражданские кодексы следует включить главу "услуги", в которой дать определение этой межинститутционной категории, дать классификацию этих обязательств, предусмотрев как типовое (сделать соответствующую отсылку), так и специальное регулирование  вне типовых обязательств по оказанию услуг. Теоретические исследования обязательств по оказанию услуг должны, па наш взгляд, вестись в комплексе, применительно к особенностям той иди иной сферы, в том числе и сельскохозяйственной.

 

 

§ 2. Соотношение объекта и предмета обязательств по оказанию производственно-технических услуг

Вопрос об объекте6 и предмете договорных обязательств в юридической литературе понимается неоднозначно. Под предметом договора понимается обычно то, относительно и его стороны  вступают в договорные отношения,   По вопросу об объекте и предмете договора в юридической литературе сложились две точки зрения. Согласно первой из них, объект и предмет договорного правоотношения совпадают, тождественны137. Согласно другой точке зрения объект и предает в договоре не могут быть идентичнымы138. Терминологическое разногласие происходит прежде всего из-за того, что договор является одним из распространенных оснований возникновения правоотношения, поэтому когда говорят о правоотношении, чаще используется объект (объект правоотношения), а как дело доходит до договора происходит тератологическое изменение и указывают уже на предмет.

Справедливым представляется утверждение И.Б. Новицкого и Ю.K. Толстого том, что правоотношение, если исключить из него объект, сводится к правам и обязанностям, неизвестно к чему прилагаемым139. В литературе существуют и другие мнения по поводу объекта правоотношений. Так, Р.О. Халфина, М.М. Агарков, С.Н. Братусь, Д.М. Генкин полагают, что возможно существование безобъектных правоотношений140. P.O. Халфииа считает, что "объект не является обязательным элементом правоотношения. Представляя собой предпосылку возникновения и развития правоотношения, объект остается внешним по отношению к правоотношению141. Считают, что объектом правоотношения является и то, на что должно быть направлено поведение обязанного лица142 и то, на что воздействуют гражданские субъективные права и обязанности. В.И. Корецкий считает, что объектом правоотношений являются те цели, которые они преследуют. Эти цели связаны с вещами, действиями, материальными и нематериальными благами и интересом143. Но цель всегда является категорией субъективной.

Х.А. Рахманкулов полагает, что объектов правоотношения является то, по поводу чего возникают отношения между субъектами, поэтому в качестве объектов выступают определенные материальные и личные блага144. Резюмируя свою точку зрения о предмете и объекте правоотношения, Х.А. Рахманкулов различает предмет договора как средства правового регулирования и предает договора, как правоотношения. Под предметом договора как средства правового регулирования, предполагаются имущественные отношения, которые с заключением договора или с наступлением других юридических фактов приобретают правовой характер, т.е. превращаются в договорные отношения. Если же речь идет о предмете (объекте) договорных отношений, т.е. отношений, установленных на основе заключенного договора, то имеется в виду определенное имущество или соответствующие услуги, по поводу которых возникают эти договорные отношения145. Всем договорам, в том числе и договорам услуг, присущ предмет в первом и во втором значениях. Представляется справедливым   выводы И.Д. Джалилова о том, что каждое правоотношение имеет сугубо конкретный, индивидуальный характер146, исходящий из индивидуальности содержания и объекта. Признание действия в качестве объекта правоотношения вообще и договорного правоотношения в частности позволяет сделать следующие выводы: во-первых, действие может быть объектом договорного правоотношения в сочетаний с материальными благами, т.е. действия и материальные блага в единстве составляют предмет договора и, во-вторых, действия и сопутствующие им материальные блага составляют также предмет  договора (например, в договорах об оказании услуг). Следовательно, мы должны различать два понятия: во-первых, предает договора и, во-вторых» объект правоотношения, возникающего на основе заключенного договора. Вопрос о предаете договора решается и философией.   Гегель, исследуя этот вопрос, пишет, что предметом договора является единичная внешняя вещь, ибо только подобная вещь подчинена голому произволу отчуждать ее147. Следовательно, предметов договора выступает то, что способно оцениваться на другие вещи деньги Вопрос о предмете договоров в юридической литературе решается неоднозначно, как нами отмечено.

Е.Д. Шешенин, исследуя различные договорные отношения между предприятиями и организациями, обосновывает дуализм предмета договора, состоявши из материальных объектов и действий148. Однако, есть мнение о toм, что предметом любого хозяйственного договора выступает хозяйственно-правовой (конечно - договорный) результат149.

Следовательно, дуализм  предмете одними авторами признается как свойство, характеризующее все хозяйственные договоры, другими же, наоборот, характерное для отдельных хозяйственных договоров. Д.Н. Сафнуллин считает, что понятие "объект'" значительно шире понятия "предмет". Однако, полагает автор, по некоторым договорным правоотношениям и особенно в односторонних договорах понятие "объект" полностью охватывается предметов сделки (например, в договоре о безвозмездной пользовании имуществом, в договоре безвозмездного займа)150. Действительно, предмет, являясь одним из элементов, хотя и существенным, входит в состав объекта чаще всего в обязательствах по реализации имущества. Таким образом, как мы указали, существует признание предмета и объекта договорного правоотношения как синонимов151. Предмет признается и более широко, с охватов и "объекта" правоотношения как такового152. Есть мнение о том, что в понятие "объект" входит предмет договорного отношения как один из элементов объекта153.

Информация о работе Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве