Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является создание комплексного подхода к правовым вопросам услуг, формирование теоретической концепции услуг и обслуживания и определение путей совершенствования правового регулирования на основе критического анализа действующих нормативных актов в сфере производственно-технических услуг и обслуживания. Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
- исследования экономических понятий услуг и обслуживания, формулирования юридического понятия и раскрытия природы договоров услуг обслуживания;
- характеристики обеспечительно - вспомогательной функции договоров услуг;
-проведения классификации договоров услуг, выявления их места в системе обязательственного права;
- раскрытия содержания договоров услуг на основе анализа нормативных актов и договоров;
-разработки предложений по применению новых форм организационно-технического обслуживания и опосредованных ими договоров;
- разработки предложений по совершенствованию законодательства в исследуемой области отношений.

Содержание

Введение
Глава1. Экономико-правовые концепции услуг и обслуживания………
Экономические концепции понятия и содержания услуг…
Гражданско-правовые концепции соотношения понятия «услуга» и «обслуживания»…
Глава 2. Понятие, содержание и классификация договоров производственно-технических услуг в сельском хозяйстве..
Понятие и основания возникновения обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям….
Соотношения объекта и предмета обязательств по оказанию производственно -технических услуг….
Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
Содержание обязательств по оказанию производственно-технических услуг в сельскохозяйственной сфере……
Глава 3. Правоотношения услуг в условиях рыночной экономики……
Общее и особенное в обязательствах по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
Совершенствование правового регулирования сельскохозяйственных договоров услуг….
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве.docx

— 327.77 Кб (Скачать)

 Авторы, исследовавшие  правовую природу отношений по  оказанию услуг, считают, что понятие "услуга" в юридической литературе трактуется несколько уже, чем в экономической литературе69, так как из договоров услуг выделяются договору по производству работ, что искусственно сужает объемы договоров услуг70.

В связи с этим одни авторы полагают, что не следует  противопоставлять понятие услуг, ассоциирующееся в экономической науке же понятием в юридической теории. Другие же, напротив, считают, что различие в понятии услуг в юридической литературе и в экономической литературе   является способов определения правовой природы этих договоров, а не противопоставлением71. По мнению М.К. Сулейменова, целесообразно выделить из общей массы договоров единый тип-договор услуг72. Однако этот вывод не является общепризнанный в литературе, так как некоторые авторы полагают, что отсутствие бесспорных положений о понятии, предаете и содержании договоров услуг не позволяет сконструировать единый договорный тип по оказанию услуг73. С этим нельзя согласиться, тем более, что выделяется многочисленные договоры, предметов которых являются услуги. Ю.Х. Калмыков предлагает свою концепцию договоров услуг, исходя из чисто экономического понятия "услуги", хотя многочисленнее услуги не могут стать предметом гражданско-правового договора услуг по той причине, что существуют в силу других социальных норм, например, норы нравственности.

Если Ю.Х. Калмыков исходит из широкого подходи, то Е.Д. Шешенин трактует сферу услуг и соответственно договоры в этой сфере чрезмерно узко, связывая их главным образов с тем, что результат деятельности исполнителя не отделим от действий самого исполнителя и влечет за собой юридические либо фактические действия. поэтому автор к числу договоров услуг относит договори перевозки, телефонной связи, комиссии, экспедиции, хранения, обслуживания и т.д.74

Таким образом, авторы, исследовавшие  вопросы правового регулирования услуг, допускают непоследовательность, так как в качестве стержневого критерия отграничения самостоятельного типа выбираются отдельные элементы договора, что не может привести к иным результатам. Представляется, что выделение договоров услуг по  признакам отсутствия результата, или же предоставления определенных удобств, льгот не является удачным. Обязательства по оказанию услуг должны рассматриваться в плане сопоставления с обязательствами по выполнению работ и другими смежными обязательствами о целью выявления отграничивающих признаков, При этом следует учитывать то, что выполнение работы является средством исполнения как обязательства по выполнению работ, так и по оказанию услуг. Однако выполнение работ в обоих случаях отличается как по характеру, так и по результату. Пo договору подряда выполнению работы отводится основное место, а по договорам услуг сопутствующая роль, что исходят прежде всего из назначения обслуживающих предприятий. Так, транспортно-экспедиционные конторы создаются с целью оказания услуг, это же относится к сельхоз-авиации, хотя не исключено выполнение работы, например, по опылению, опрыскиванию и борьбе с вредителями и сорняками сельскохозяйственных культур. И все же в юридической литературе сложилось неверное представление о правовой природе договоров услуг, они характеризуются либо чрезмерно широко, либо узко.

В юридической литературе сложилась твердая точка зрения на то, что материальные услуги оказываются и посредством договора подряда. Даже сторонники договоров услуг считают, что, когда результат деятельности исполнителя воплощается в материальных благах, независимо от того во вновь созданных или в существовавших вещах, речь идет о договоре подряда75. Правда, некоторые авторы отвечают, что и по договору услуг результат деятельности исполнителя может воплощаться в материальных благах, однако это воплощение проявляется по-разному76. Таким образов, услуги могут либо предшествовать созданию материальных благ, либо вносить определенные изменения в потребительной стоимости продуктов в процесс обращения и потребления.

Следует, однако, ответить, что переход к рыночные отношениям и становление предприятий на основе различных форм собственности повлияет и на расширение "ассортимента" и видов услуг, что в конечном итоге будет способствовать расширению границ использования договоров услуг. Значительно расширится приватный сектор, появятся новые виды и формы услуг и соответственно договоры по

оказанию услуг, которые не -только, не урегулированы в законе, но также не могут укладываться в рамки привычных договоров услуг. Следует отметить, что в законодательном порядке не урегулирован даже сейчас договорный тип - договоры услуг77. Конечно, принятие нормативных актов по отдельным, притом многочисленным, видам услуг, приведет к ненужному дублированию нормативных актов, поэтому представляется целесообразным в общей части обязательственного права в ГК выделить нормы, относящиеся к общим вопросам этого говора. Это не исключает включения большинства видов услуг в ГК.

В юридической литературе вопросы понятия, предмета и содержания договоров услуг рассматриваются применительно к отдельным договорным видам. Это обусловливает необходимость как комплексного исследования договоров услуг, таки отдельных видов. При этом хозяйственные (предпринимательские) услуги в каждой отрасли имеют свою специфику и поэтому исследование обязательств по предоставлению услуг с целью совершенствования правовой организации их предоставления должно осуществляться по отраслям народного хозяйства78. Отметим, что исследование правовых вопросов услуг с участием предприятий сельского хозяйства представляется несомненно актуальным в связи с необходимостью обеспечения продовольствием. Следует сказать, что по поводу правового регулирования обязательственных правоотношений с участием предприятий сельского хозяйства имеется немало работ79, однако отсутствие комплексного исследования отрицательно влияет на единообразное понимание услуг. Несмотря на специфические особенности договорных обязательств по оказанию услуг они обладают во многом общим, тем не менее большему исследование подвергались отдельные виды услуг80. Не вдаваясь в дискуссию, тем не менее отметим, что многие авторы солидарны с определением некоторых признаков услуг, к числу которых относится прежде всего предмет договора, выступающий в виде полезного эффекта. Правда, мнения о предмете разделяются. Одни авторы отстаивают его воплощение в материальных продуктах81, тогда как другие не признают таковое82. Независимо от наличия общих черт каждый договор специфичен по своему содержанию, благодаря чему выделяется в качестве самостоятельного правового феномена. Главными в плане регулирования отношений по оказанию услуг является экономические отношения, лежащие в их основе. Однако законодатель отстает от своевременного выявления потребностей экономических отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Поэтому в современный период важное место отводится правовому прогнозированию, в основу которого должно быть положено установление общих начал регулирования договорных отношений. Л.С. Явич отмечает, что реально действующее право надо выводить не только из закона власти, а главным образом, из характера материальных отношений, из потребности экономических связей в юридическом закреплении83. Гражданско-правовые обязательства по оказанию услуг от административно-правовых обязательств отличаются прежде всего по основанию возникновения. Основанием их возникновения является договор, что легально признано и не вызывает спора в литературе. Спорным остается "комплекс" услуг. К обязательствам по оказанию услуг относят договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, договоры перевозки, поручения, комиссии, хранения, телефонной связи, технического обслуживания газостьевых установок и др84.  Исследованию договоров услуг посвящен целый ряд работ юристов-аграрников. C.М. Лурье и М.И. Козырь к числу обязательств по оказание услуг относят договоры авиационного, технического и мелиоративного обслуживания85. А.М. Каландадзе также отмечает роль "договоров на оказание различных услуг" в жизни колхозов86. В.А. Плетнев подчеркивает  роль договоров услуг в производственной деятельности предприятий сельского хозяйства87. Значение договоров услуг в области сельского хозяйства привлекают внимание и Х.А. Рахманкулова88, целый ряд работ которого посвящается этим вопросам. Все это позволяет прийти к выводу о том, что услуги могут быть предметом различных гражданско-правовых договоров, объединяемых по предметному признаку. Сказанное отнюдь не означает, что все услуга одинаковы по правовой и экономической природе, целенаправленности и характеру деятельности организаций услугодателя и услугополучателя, но содержанию и другим особенностям. Следует ответить, что предмет договоров услуг рассматривается в литературе не отдельно, а применительно к конкретным договорным видам. В литературе, как отмечено, не выработано единое понятие предмета договорного регулирования по оказанию услуг. Так, К.К. Яичков считает, что предметом договора перевозки является транспортная деятельность по перемещению груза и багажа89. Е.M. Ворожейкин к предмету договора экспедиции относит - совокупность вспомогательных услуг, подлежащих выполнению в связи с предстоящей либо уже завершенной транспортировкой90, а Я.Ф. Фархтдинов полагает, что предметом договора экспедиции является совокупность действий экспедитора юридического и фактического характера, направленных на обеспечение, отправки, получения, либо доставки грузов91. И все же многие, как отмечалось выше, полагают, что предметом всех договоров услуг является деятельность, направленная на достижение различных эффектов за исключением овеществленного результата92. Правда, услуги можно понимать и в более широком плане. Услуги могут быть предметом самостоятельных договоров и договоров подрядного характера. Следует отметить, что те авторы, которые отрицали само понятие договора услуг никогда не отрицали услугу как предмет   по говорного регулирования93. Следовательно, для решения вопроса о правовой природе договоров услуг нужно исходить прежде всего из многоуровневой сущности права и потребности в правовом закреплении экономических отношений. При таком подходе, естественно, пределы правового регулирования отношений по оказанию услуг расширяются, но они соответствуют тем пределам гражданского оборота, который определял О.А. Красавчиков: совокупность гражданско-правовых имущественных обязательств, возникающих из правомерных действий, направленных на передачу имущества, выполнение работы, передачу денег и оказание услуг94. Законы о предприятиях, о кооперации, об аренде допускают оказание услуг на ровне с передачей имущества и выполнением работ. Договоры услуг обладает некоторыми специфическими чертами, позволяющими говорить об их самостоятельности. Более того, в тех случаях, когда деятельность услугодателя связана с вещами, бывшими в употреблении или вне процесса производства, тогда налицо именно договорные отношения по оказанию услуг. Однако, Е.Д. Шешенин подразделяет хозяйственные договоры юридического лица на две группы, - договоры, регулирующие отношения по основной деятельности юридического лица и договоры "подсобного" характера, т.е. способствующие обеспечению основной деятельности юридического лица95. Однако не всегда и не все отношения по оказанию услуг "находятся на вторых ролях", они могут выступать в качестве "основных" и для услуг "вспомогательных96. Услуги по своей юридической и экономической природе обладают относительной самостоятельностью. В связи с этим неправильным представляется мнение о том, что все материальные услуги выступают в качестве предмета подрядных договоров или же о том, что работа подрядчика состоит в оказании услуг97. Услуги предоставляются на паритетной основе, что соответствует методу гражданского права.

Правовой формой экономических  связей по оказаний услуг выступает договор, регулирующий все виды услуг, характеризующихся широким разнообразием и как отмечает Х.А. Рахманкулов, направленный на достижение определенного результата98.

Предметом этого договора, на наш  взгляд, выступают обоюдные интересы, их удовлетворение. Интерес  услугодателя, коммерческий - получение прибыли. В условиях рыночных отношений он не должен прикрываться каким-либо "фиговым листком". Потребность в получении прибыли совпадает с потребностями других лиц. Для другой стороны - этот интерес заключается в обеспечении деятельности, в способствовании ее оптимизации. Форма выражения этого предмета -действия, направленные на достижение указанных интересов. Итак, договор услуг - это соглашение сторон, направленное на удовлетворение путем осуществления фактических и юридических действий взаимных интересов сторон в получении прибыли и в обеспечении соответствующей деятельности (ee оптимизации).

  Но это пока еще не полное определение договора, поскольку понятие "услуги" еще нами не раскрыто. Это лишь формулировка о "намерениях". Мы уже указали на исследование разных вопросов правового регулирования услуг между предприятиями и гражданами99, между хозяйствующими предприятиями и организациями100. В нашу задачу входит анализ правового регулирования услуг, сторонами которых  является предприятия сельского хозяйства по производству сельскохозяйственной продукции и предприятия, обеспечивающие оптимальный вариант производства продукции сельского хозяйства.

Следует отметить, что  отношения, возникающие с участием предприятий сельского хозяйства, обладают рядом специфических особенностей, которые должны учитываться в правовом и договорном регулировании. К числу этих особенностей следует отнести, во-первых, землю, как основного средства производства, во-вторых, климатические условия региона, влияющие на процесс сельскохозяйственного производства и, в-третьих, сложности в процессе эксплуатации, исключение возможности начать заново производственный процесс. Все это характеризует и отношения по предоставлению услуг с участием предприятий сельского хозяйства. Сельскохозяйственные предприятия отличаются от предприятий других отраслей народного хозяйства не только по природно-климатическим  и экономически особенностям, но и, как справедливо отмечается в литературе, по правовым особенностям101. Сказанное имеет значение и в плане разграничения обязательственных отношений в целом по признаку: одной из сторон всегда является предприятие сельского хозяйства или гражданин, занимающийся сельско - хозяйственным производством. Но признак специальной субъективности не является исключительным, наряда с ним используются и другие признаки, в том числе особенности отношений, составляющих содержание обязательственного правоотношения и сферу его применения. Условно все договора сельского хозяйства можно разделить на две группы: договоры по реализации и договоры по производству. Среди договоров, входящих в обе эти группы, большая роль отводится договорам услуг, особенно в условиях рыночных отношений, Договорные обязательства услуг, занимая особое место в системе обязательственных отношений, придают правовую форму экономические связям, складывающимся между предприятиями сельского хозяйства и приватными производителями (фермерскими, арендами хозяйствами), с одной стороны, и предприятиями обслуживающего назначения, приватными предприятиями, с другой стороны. Договоры по оказанию услуг, выступая в качестве основного средства правового регулирования отношений, не только их формируют, но и способствуют надлежащему исполнению. Они формируются на основе спроса - основного фактора, определяющего потребности контрагентов в условиях рыночных отношений.

     В основе  обязательств по оказанию хозяйственных  услуг лежат однородные экономические отношения по производству сельскохозяйственной продукции, путем налаживания нормальной их деятельности, поскольку стабильное функционирование их и рост производства продукции сельского хозяйства, предопределяется в немалой степени своевременным и качественным, выполнением обязательств по оказанию услуг. Рыночный механизм порождает новые экономические отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Справедливым представляется мнение О.Н. Садикова о том, что новые договоры не появляются по рекомендации отдельных лиц, а только потому, что новые  экономические отношения не могут регулироваться нормами других договорных отношений, поскольку это ведет к явно неприемлемым результатам, причем такой результат не может быть устранен созданием специальных норм в рамках уже известных действующему законодательству типов договоров102. Некоторые юристы- аграрники высказались за введение в сельском хозяйстве договоров агроуслуг, так как такие договоры отличаются по предмету, сфере применения и преследуемой цели103. Вопрос о выделении договоров услуг в системе обязательственного права оценивается неоднозначно, точно также определяется предмет и признаки договоров услуг. Полагают, что предметом договоров услуг являются действия, не воплощающиеся в материальном благе, а выступающие в виде действия обязанного лица, создающего полезный эффект104. Есть мнение о   том, что действия могут быть направлены на восстановление первоначального свойства вещей, т.е. воплощающиеся в материальном продукте105.

Авторы, отрицающие воплощение услуг в материальных продуктах, понимают воплощение в чисто физической форме, а не в экономическом аспекте, что, конечно, неправильно. Свое мнение о предмете, как интересе, мы уже высказали.

Несмотря на юридическое различие договоров услуг в сельское хозяйстве им присущи определенные общие признаки, позволяющие объединить все разнообразные  правоотношения по оказанию услуг под общим названием предпринимательских договоров услуг. К числу общих признаков относятся цели, преследуемые этими договорами, т.е. удовлетворение интересов сторон.

Как уже отмечалось, нет обобщающего понятия идоговоры услуг''. Несмотря на реальное существование, отмечает Т.П. Иосифиди, обязательства по оказание услуг легального не признаны законодателем106. В то те время отношения по оказанию услуг намного шире по объему, чем предусматривается в законодательных актах. В экономической, философской и юридической литературе отмечается разнообразность отношений по оказанию услуг. Поэтому следует исходить из потребностей экономических связей в правовом (договорном) их регулировании. Отсюда сфера обязательственных правоотношений по оказание услуг выходит за рамки нормативных фиксаций. Нe следует ограничиваться в оказании услуг исключительно кодифицированными актами. В большинстве своем регулирование этих отношений носит локальный характер, и правовой формой регулирования выступает договор. Независимо от отсутствия такого понятия как договор услуг по смыслу законодательства, да и по содержанию правовых норм, как из гражданских кодексов республик, так и из специальных законодательных актов можно вывести такое понятие, Договор услуг позволяет объединить как реально признанные, так и фактически существующие договорные обязательства, как,  например, в договорах поставки,  контрактации или же подряда на капитальное строительство, в объемы которых входят разнообразные договорные виды, отличающиеся друг от друга по предмету, и по условиям. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что все договору, заключаемые предприятиями сельского хозяйства по производственно-техническому обслуживанию, объединяются под общим названием "договорные обязательства по оказанию услуг".

Договорные правоотношения по оказанию услуг как обобщенное понятие могут применяться в отношениях со всеми участниками гражданского оборота. Сторонами по договору выступают услугодатель и услугополучатель107. Эти названия сторон некоторыми авторами отвергаются по причине, что услугу невозможно "передать", так как полезный эффект не отделим от деятельности услугодателя и потребляется одновременно с предоставлением, поэтому стороны  договора должны именоваться, кредитор и должник, что более точно отражает сущность отношений по оказанию услуг108. И все же предложение Е.Л. Грушевой не соответствует целям, ради которых заключается договор, вообще и договор услуг в частности. В принцпе именовать так, как она предлагает, можно любое обязательство, но к конкретному правоотношению лучше подбирать соответствующие ему термины. Вступая в договорные отношения, стороны преследуют определенную цель как правового, так и фактического характера. В этом проявляется их интерес.

Отношения обслуживающих  организаций с сельскохозяйственными предприятиями и организациями строятся на договорных началах. Как отмечает E.П. Грушевая, исследование хозяйственных обязательств по оказанию услуг должно осуществляться по отраслям народного хозяйства. В юридической литературе единодушно отмечается, что большинство договоров, заключаемых в сфере производственно-технического обслуживания, относится к договорам услуг, хотя по вопросу о правовой природе некоторых из них (в частности, договоров ремонта и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин, мелиоративных сетей и животноводческих ферм, авиационного обслуживания) высказаны и противоречивые мнения. Нo при всей противоречивости, услуга, как предмет этих договоров большинством не ставится под сомнение. Так, Р.   Халфина, Г Хайдас, В. Попов вообще не затрагивают вопрос о правовой природе данного договора109. Другие автора, изучая договору на ре монт и техническое обслуживание и договоры на выполнение механизированных работ, квалифицируют их как разновидности договора подряд, обладающих специфическими особенностями или необладающих ими110. Третья группа авторов количественно превосходит предыдущих и полагает, что данные договорные отношения являются "комплексными" или "смешанными", но все же по правовой природе являются договорами услуг111. Некоторые авторы обосновывают не типичность этих договорных отношений с интегрированным характером, так как в них включаются два или несколько различных договоров112. Квалификация этих договоров вызывает немалые трудности и осложняет правильное решение на практике113. Совершенствование правового регулирования договорник отношений с участием сельскохозяйственных предприятий должно вестись по пути увязки производственной и обслуживающей функций с целью получения коммерческого результата через получение высококачественного конечного продукта, что предопределяет возрастание значения этих договоров в производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий114.

Информация о работе Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве