Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является создание комплексного подхода к правовым вопросам услуг, формирование теоретической концепции услуг и обслуживания и определение путей совершенствования правового регулирования на основе критического анализа действующих нормативных актов в сфере производственно-технических услуг и обслуживания. Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
- исследования экономических понятий услуг и обслуживания, формулирования юридического понятия и раскрытия природы договоров услуг обслуживания;
- характеристики обеспечительно - вспомогательной функции договоров услуг;
-проведения классификации договоров услуг, выявления их места в системе обязательственного права;
- раскрытия содержания договоров услуг на основе анализа нормативных актов и договоров;
-разработки предложений по применению новых форм организационно-технического обслуживания и опосредованных ими договоров;
- разработки предложений по совершенствованию законодательства в исследуемой области отношений.

Содержание

Введение
Глава1. Экономико-правовые концепции услуг и обслуживания………
Экономические концепции понятия и содержания услуг…
Гражданско-правовые концепции соотношения понятия «услуга» и «обслуживания»…
Глава 2. Понятие, содержание и классификация договоров производственно-технических услуг в сельском хозяйстве..
Понятие и основания возникновения обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям….
Соотношения объекта и предмета обязательств по оказанию производственно -технических услуг….
Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
Содержание обязательств по оказанию производственно-технических услуг в сельскохозяйственной сфере……
Глава 3. Правоотношения услуг в условиях рыночной экономики……
Общее и особенное в обязательствах по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
Совершенствование правового регулирования сельскохозяйственных договоров услуг….
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве.docx

— 327.77 Кб (Скачать)

В условиях рынка расширяется регулятивный характер договоров, в том числе и в имущественных связях сельского хозяйств, с предприятиями обслуживающей сферы, значение приобретает вопрос о дифференциации правового регулирования возникающих имущественных отношений. Наряду с общими нормами, действующими в отношении всех участников гражданского оборота, отношение с участие сельскохозяйственных предприятий регулируется также посредством специальных норм. Появление новых экономических отношений является базой становления новых договорных отношений, тем не менее классификация того или иного договорного отношения ведется двумя способами: во-первых, она сводится к признанию нового договорного типа и, во-вторых, наиболее характерное для гражданского права - договорное отношение относится к одному из ранее известных договоров с одновременным введением в закон ряда специальных норм, учитывающих видовые особенности соответствующего договора, что влечет за собой дублирование и увеличение нормативного материала195. А вот С.М. Лурье и М.И. Козырь, ссылаясь на обилие специального нормативного материала, регулирующего отношения с участием колхозов и совхозов, подчеркивают, что законодательный материал, регулирующий имущественные отношения сельскохозяйственных предприятий, количественно сильно разрастается, обособляется, активно претендуя на самостоятельность196. В последние годы появилась и теория нетипичных договоров, не укладывающихся в соответствущие рамки197. Вопрос о классификации договоров приобретает особую важность в связи с тем, что в отношении относительно большой группы договоров не выработаны четкие признаки их характеризующие. Это относится и к договорам хозяйственных услуг.

Представляется, что при классификации обязательств по оказанию услуг должен быть соблюден принцип сочетания экономических и юридических признаков. Классификация - это важное средство повышения содержательности научной информации, поскольку дает возможность по месту, занимаемому объектом в классификационной системе, установить его основные признаки и свойства, причем не только те, которые же известны науке, но и те, которые непосредственно еще не были установлена в процессе познания198.

О.А. Красавчиков отвечает, что обязательства по оказанию услуг подразделяются на два вида в зависимости от субъектов. К обязательствам услуг с участием граждан, он относит договоры поручения, хранения, комиссии, культурного и бытового обслуживания граждан, обязательства перевозки пассажиров и багажа. К хозяйственным обязательствам обслуживания относит обязательствам грузовой перевозки, экспедиции, посреднической деятельности, а также иные обязательства по оказанию услуг199. Следует отметить,

что классификация договоров услуг, предложенная О.А. Красавчиковым, является, с одной стороны, чрезмерно широкой (включающей, например, перевозку - самостоятельный договор), а с другой стороны, достаточно узкой, относящей    большинство услуг к группе дру тих. Следует отметить, что авторы, предлагающие подобную классификацию, исходят прежде всего из законодательства, в котором этим договорам отводится определенное место и поэтому предложенные классификации страдают некоторыми неточностями, так как не берутся во внимание современные виды услуг Не учитывается и то, что услуги как предмет договорного отношения имеют специфические особенности, позволяющие признать их самостоятельным договорным видом. В зависимости от специфических особенностей услуги в экономическом смысле отличается от услуг в правовом смысле, хотя, конечно, правовое регулирование услуг адекватно экономическим отношениям по предоставлению услуг, но не все услуги могут быть предметом договоров в гражданском праве. Таким образов при классификации обязательств по оказанию услуг должны сочетаться как экономические, так и юридические признаки. Б этом смысле наиболее развернутую классификацию, основанную на различии общественных отношений, регулируемых отдельными видами договоров услуг, предложил Е.Д. Шешенин. Автор выделяет следующие большие группы договоров:

договоры, направленные на пространственное перемещение;

договоры, по которые оказание услуг направлено на достижение определенного юридического результата;

договоры, направленные на оказание услуг фактического 
характера, когда полезный эффект деятельности (потребительная стоимость услуги) потребляется (исчезает) в процессе предоставления услуги;

договоры, направленные на оказание услуг комплексного  характера (юридического и фактического);

договоры, направленные на оказание услуг фактического характера, в которых предоставление услуг сочетается с передачей кредитору в собственность материальных продуктов и с предоставлением в пользование имущества200. Преимущества предложенной классификации заключаются в том, что в качестве классификационного критерия авторов взяты общественные отношения, т.е. экономические  признаки.

  Нужно отметить, что предметов рассмотрения в настоящей работе являются лишь хозяйственные услуга в сфере сельскохозяйственного производства. Получившие в юридической литературе основные стабильные критерии классификации позволяет сделать вывод о том, что эти критерии могут быть положены и в основу классификации договоров хозяйственных услуг в сельское хозяйстве. К числу этих критериев относятся прежде всего обслуживание хозяйственной деятельности и субъективный состав, однако сказанное не исключает  использования и других вспомогательных критериев. Еще в 50-е годы А.М. Калададзе выделил в самостоятельную группу договоры услуг, применяемые в деятельности сельскохозяйственных предприятий201. В последующие годы этот вопрос более подробно рассматривался в работе М.И. Козыря и С.М Лурье. Они отвечают, что договор услуг как правовой феномен обладает как общими, таки особенными свойствами, позволяющими отграничить его от других договоров и в свою очередь, выделить отдельные его разновидности. Это наиболее правильный шаг в признании названных договоров202. Таким образом как бы ломается традиционное представление о существования чистых договоров услуг203. С.М. Лурьe и М.И. Козырь в качестве классификационного критерия избирают одновременно несколько признаков, среди которых значение придается обслуживание хозяйственной деятельности, т.е. цели договора услуг и сфере его применения:

1)договоры услуг, заключаемые с ремонтно-техническими предприятиями;

2)договоры услуг, заключаемые с органами гражданской авиации;

3) договор хранения плодоовощной продукции;

4) договор по экспедированию и доставке запасных частей204. Предложенная классификация договоров услуг сельскохозяйственного происхождения является наиболее развернутой, однако, не окончательной. В условиях рыночной экономики, открывающей широкий простор для применения договоров, естественно, виды договоров услуг расширяются. В.М. Манохин полагает, что критерии классификации могут быть самые разнообразные, наиболее важными является цель и форма выражения услуг. Общие цели услуг заключаются в удовлетворении различных потребностей и в обеспечении ритмичного и бесперебойного процесса производства. Исходя из более конкретных целей автор выделяет две группы услуг:

услуги хозяйственные, выражающиеся в материальной форме (перевозка, торговля, ремонт и т.д.);

услуги хозяйственные, не выражающиеся в материальной форме205.

Автор считает нужный классифицировать обязательства не сразу на виды, а предварительно на роды, каждый из которых охватывает много конкретных видов услуг. Но родам хозяйственные услуги им подразделяются на:

перевозка различными видами транспорта;

услуги средств связи;

производственно-техническое обслуживание;

услуги кредитно-финансового и расчетного характера206.

Н.П. Индюков подразделяет услуги на две большие группы: материальные и нематериальные, а в зависимости от состава участников фактических отношений и характера этих услуг хозяйственных и нехозяйственных207. По характеру предоставляемых услуг договоры относятся к самостоятельным договорам услуг. В.Т. Баринов выделяет производственные, материальные и нематериальные услуги. Производственными являются все виды услуг, удовлетворяющие запросы производства208. Е.П. Грушевая считает, что следует руководствоваться при разделении обязательств по оказанию услуг на группы, исходя из взаимодействия услуги с материальными объектами209. По мнению М.К. Сулейменова, назрела необходимость из общей массы видов хозяйственных договоров услуг выделить специальную группу - хозяйственные договоры услуг с участием третьих лиц, или хозяйственно-посреднические договоры услуг210. Сейчас происходит широкое распространение таких отношений. Современный период характеризуется прежде всего тем, что экономические отношения коренным образом изменились на основе рыночных механизмов, в которых определяющим  является спрос. Соответственно экономическим отношениям развиваются и правовые отношения как единство формы и содержания. В последние годы в литературе предпринята попытка дифференциации договоров по "потребностям"211. М.B. Кротов отвечает, что сама потребность находится за райками обязательственного правоотношения, не входит в его содержание, однако формирует интерес субъекта, который и приводит к возникновению обязательства. На основе использования категорий "потребность" в качестве классификационного критерия М.В. Кротов выделяет следующие отдельные разновидности обязательства по оказанию услуг: обязательство по оказанию медицинских услуг; обязательство по оказанию услуг репетитора; обязательства по оказанию эстетических услуг; обязательства по оказанию посреднических услуг; обязательства по оказанию услуг правового характера; обязательства по оказанию услуг связи; обязательства по оказанию информационных услуг212.

Представляется, что категория "потребность" может быть использована как классификационный признак не только в отношении услуг, получателями которых выступают граждане. При классификации обязательств услуг должны быть учтены реально существующие экономические отношения, что в конечном итоге предопределяет "потребность" конкретного субъекта вступать или не вступать в договорные отношения. Следует ответить, что в процессе классификации обязательств по оказанию услуг невозможно пользоваться одним только классификационным основанием поэтому целесообразно исходить из многоступенчатости классификации. Однако классификационные критерии должны избираться не произвольно, а на основе объективно существующих экономических потребностей. Так, обязательства по оказанию услуг сельскохозяйственные предприятиям основываются на видах услуг (например, обязательства по оказанию ремонтных услуг, комиссионных услуг и т.п.). Они классифицируются и на основе признака обслуживания той или иной хозяйственной деятельности, в том числе услуг в сфере растениеводства или же в сфере животноводства. Обязательства по оказанию услуг в сфере сельского хозяйства можно классифицировать, исходя из целевой направленности: по обслуживанию сельскохозяйственных машин, по агрохимическому обслуживанию и т.п. Обязательства по оказанию услуг также могут быть классифицированы с учетов сферы хозяйственной деятельности, например, обязательства по оказанию селекционных услуг и т.п.

Однако, учитывая выдвинутый нами подход к понятна обязательств услуг, предлагается следующая классификация с учетом ее многоступенчатости и многоаспектности:

Функциональный аспект:

а) обязательства по предоставлению услуг исключительно вспомогательного характера (например, представительство, кредитованиеи др.);

б) обязательства по оказанию услуг исключительно обеспечительного характера (например, по техническому обслуживанию машин, агрохимическое обслуживание и др.);

в) обязательства по оказанию услуг вспомогательного-обеспечительного характера (например, ремонт, хранение, комиссия и др.).

Регулятивный аспект:

а) обязательства по оказанию услуг внетипового регулирования (в основном подрядно- подобные услуги, например, техническое обслуживание, ремонт, абонентное обслуживание и т.п.);

б) обязательства по оказанию услуг типового регулирования (например, хранения, поручения, частично комиссии, экспедиции и т.п.).

В определенной мере первый вид этого аспекта классификации может регулироваться (как нетипичные договорные правоотношения) с определенными изъятиями договором подряда и специальным законодательством.   Желательно, как мы указали, особое, самостоятельное регулирование этих услуг в республиканских гражданских кодексах.

Субъектный аспект (по услугополучателю):

а) обязательства по оказанию услуг исключительно гражданам;

б) обязательство по оказанию услуг исключительно предприятиям;

в) обязательство по оказанию услуг любым услугополучателдо;

г) обязательство по оказанию услуг конкретным услугополучателям 
(например, предприятиям сельского хозяйства, фермерам, предприятиям животноводства и т.п.).

Субъектный аспект (_по услугодателю):

В зависимости от субъектов, оказывающих услуги.

Конкретно-функциональный аспект:

обязательства по оказанию     ремонтных услуг;

обязательства по оказанию профилактического обслуживания;

обязательства по оказанию информационных услуг;

обязательства по кредитным услугам;

обязательства по арендным услугам (прокат оборудования, аренда сельхозтехники фермерами и т.п.);

обязательства по хранению (закладка на хранение сельхозпродукции и т.п.);

обязательства по селекционный услугам, и т.п.

 

 

§ 4. Содержание обязательств по оказанию производственно-технических услуг в сельскохозяйственной сфере

Отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности между предприятиями .сельского хозяйства, приватных предприятий кооперативов и т.п. предприятий с одной стороны, и таких же предприятий по обслуживанию, с другой стороны, регулируются соответствующими положениями, и договорами, в силу которых возникают двусторонние, взаимные правоотношения, субъекты которых обладают комплексом прав и обязанностей.

Права и обязанности сторон составляют содержание договоров услуг. Следует отметить, что связь прав и обязанностей сторон имеет объективные предпосылки и основывается на объективности товарно-денежных отношений. В принципе закон определяет содержание договора через категорию условий. Однако не всяких условий, а лишь существенных. Под существенными условиями понимаются элементарны, характеризующие предмет договора, поэтому ими являются количество, качеств, цена. Помимо перечисленных к существенным условиям относятся те, которых признает закон либо один из контрагентов. Нужно отметить что в период существования административно-командных методов главными инструментами, определяющими содержание каждого конкретного договора выступали в основном законодательные и плановые акты. В связи с этим свобода договора как такового сводилась к минимуму, так как для договорного регулирования почти не оставалось места, что приводило к трафаретности условий, к формальности, к пренебрежению специфическими особенностями и условиями. Полагаем правильной позицию тех авторов, которые критиковали утвердившееся мнение о государственной целесообразности установления хозяйственных   взаимоотношений213. Пологают гают, что только императивные нормы является критерием, ограничивающим свободу договора214. Однако действовала масса других нормативных актов, которые предоставляли другим органам и в частности арбитражу право признавать тот или иной договор или иной договор  недействительным в силу его несоответствия плановым актам или же госзаказу.  
 В юридической литературе, как правило, условия, составляющие содержание договоров, подразделяли на три группы: существенные, обычнее и случайные. Несмотря на большую распространенность такой подход не является единственно признанным. Д.Н. Сафиуллин, 
исследуя условия договоров, подразделяет их на объективно-существенные и субъективно-существенные в зависимости от характера связи с объектом договорного правоотношения. В зависимости же от связи с нормативными актами подразделяются условия на общие и индивидуальные. Общие условия, в свою очередь, подразделяются на 
императивно и диспозитивно определенные. Индивидуальные на предписываемые и инициативные215. В приведенных высказываниях намечается только видимое терминологическое различие, но в сути и coдержании они  мало чем отличаются, хотя роль правовых форм в установлении договорных условий полностью не исключается и госзаказы (госдоговоры) в течение определенного периода времени сохраняются. В этой связи заслуживает внимание мнение B.П. Шкредова о том, что рынок как таковой - есть сфера реальных, фактически совершающихся актов купли-продажи, торговли, процесс обращения товаров и услугах. В связи с этим целесообразно постепенное распространение

Информация о работе Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве