Статистико-экономический анализ реализации продукции животноводства

Автор: Ира Маслова, 29 Ноября 2010 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта – используя статистические и экономические методы, проанализировать эффективность реализации продукции животноводства в отдельно взятом регионе – Ставропольском крае, изучить факторы, в наибольшей степени влияющих на ее процесс.
Для характеристики предприятий использовались системы показателей, отражающих как абсолютные уровни (натуральные, стоимостные), так и относительные средние уровни.

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

     Введение

 

       Сельское  хозяйство – важный сектор экономики нашей страны, которое является основой жизни общества, потому что оно обеспечивает население страны продуктами питания, а также многие отрасли промышленности - сырьем.

       Сельское  хозяйство - наиболее сложная и трудоемкая отрасль. Обусловлено это, прежде всего, тяжелыми почвенно-климатическими условиями и сезонностью.

       Отрасли животноводства и растениеводства  – основные отрасли сельского  хозяйства. Значительную роль в жизни общества  играет отрасль животноводства: она обеспечивает нас продуктами питания с высокой долей белков и большой энергетической ценностью, а сырьем – легкую, химическую и другие отрасли промышленности.

       Организация и эффективность производства и  реализации продукции животноводства во многом определяются почвенно-климатическими условиями и сезонностью. Для стимулирования производства продукции животноводства разработана система научно-обоснованных мероприятий по дальнейшему увеличению его производства и улучшению качества.

       Животноводство можно определить как разведение сельскохозяйственных животных для производства:

       - продуктов питания, являющихся также сырьем для пищевой промышленности;

       -   кожи, меха, шерсти, пуха и т. д.;

       -   живой тягловой силы: лошади, волы, ослы, олени, верблюды и др.;

       -   костной муки и некоторых других кормов;

       - лекарственных препаратов (гормоны, сыворотки, пчелиный яд, прополис);

       - навоза, который используется как органическое удобрение и как топливо (в сухом виде) в безлесных скотоводческих районах.

       Животноводство включает скотоводство, свиноводство, овцеводство, коневодство, птицеводство, оленеводство, рыбоводство, пчеловодство, шелководство и др. Оно непосредственно связано с растениеводством.

       Цель  данного курсового проекта – используя статистические и экономические методы, проанализировать эффективность реализации продукции животноводства в отдельно взятом регионе – Ставропольском крае, изучить факторы, в наибольшей степени влияющих на ее процесс.

       Для характеристики предприятий использовались системы показателей, отражающих как абсолютные уровни (натуральные, стоимостные), так и относительные средние уровни. 
 

        

 

     ГЛАВА I. Характеристика вариации показателей и сравнение типических групп предприятий

    1. Анализ  вариации
 

     В таблице 1 проведен анализ вариации данной совокупности предприятий Ставропольского  края по прибыли в расчете на 100 га с/х угодий для определения  того, можно ли использовать его  в качестве группировочного признака: 

     Таблица 1. Анализ прибыли на 100 га с/х угодий

           Анализ  прибыли 
                   
           Среднее      168,05
           Стандартная ошибка      65,604
           Медиана      94,621
           Мода      #Н/Д
           Стандартное отклонение      160,7
           Дисперсия выборки      25823
           Эксцесс      -1,697
           Асимметричность      0,8327
           Интервал      368,92
           Минимум      25,863
           Максимум      394,78
           Сумма      1008,3
           Счет      6
           Уровень надежности (95,0%)      168,64
           Коэффициент вариации      95,62
 

     Вывод: величина коэффициента вариации характеризует степень изменения признака в совокупности. Коэффициент вариации прибыли находим путем деления стандартного отклонения на среднее и умножения на 100. Получили достаточно большой коэффициент вариации – 95,62, поэтому мы выбираем его в качестве группировочного признака в данной совокупности.  

     Для производственно-экономической характеристики нельзя использовать абсолютные показатели, приведённые в базе данных, поскольку высокие показатели при реализации сельскохозяйственной продукции можно получить как за счёт привлечения большего количества ресурсов при неэффективном их использовании, так и за счёт эффективного использования меньшего количества ресурсов. Рассчитаем наиболее важные экономические показатели, характеризующие степень эффективности хозяйствования. К ним относятся:

  • выручка от реализации продукции животноводства в расчете на 100 га с/х угодий, тысяч рублей. Этот показатель рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции животноводства к площади с/х угодий, умноженное на 100;
  • численность работников, занятых в с/х производстве в расчете на 100 га с/х угодий, тысяч рублей. Рассчитывается как отношение числа работников, занятых в с/х производстве к площади с/х угодий, умноженное на 100;
  • полная себестоимость продукции животноводства в расчете на 100 га с/х угодий, тысяч рублей. Это отношение полной себестоимости продукции животноводства, делённое на площадь с/х угодий и умноженное на 100;
  • прибыль от реализации продукции животноводства в расчете на 100 га с/х угодий, тысяч рублей. Рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции животноводства и полной себестоимостью реализованной продукции, делённая на площадь с/х угодий, умноженная на 100.
  • рентабельность реализации продукции животноводства, % - это отношение прибыли от реализации продукции животноводства к полной себестоимости реализованной продукции, умноженное на 100.

       Данные, проранжированные по группировочному признаку, представим в таблице 2:

 

       Таблица № 2. Результаты производственно-экономической деятельности предприятий, проранжированные по прибыли на 100 га. 

  Землепользование: всего сельскохозяйственных угодий Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве Результаты  от реализации продукции животноводства - итого : полная себестоимость Результаты  от реализации продукции животноводства - итого : выручено Амортизация в животноводстве Итого затрат по основному производству в животноводстве Рентабельность  от реализации, % Расчетные данные
Выручка на 100 га с/х угодий Прибыль от реализации продукции  животноводства на 100га с/х. угодий
  2644 60 14031 10438 532 7784 -25,61 394,8 -135,9
  5522,53 92 8723 3361 11 8076 -61,47 60,9 -97,1
  1272 33 5383 4388 266 5233 -18,48 345 -78,2
  3101 81 2586 802 52 2355 -68,99 25,9 -57,5
  1818 45 3166 2334 148 4250 -26,28 128,4 -45,8
  3540 66 3357 1893 325 3618 -43,61 53,5 -41,4
Итог 1 17897,53 377 37246 23216 1334 31316 * * *
  3102 57 1607 643 121 493 -59,99 20,7 -31,1
  7234 64 5498 3395 0 3487 -38,25 46,9 -29,1
  10502 69 4466 1441 365 6242 -67,73 13,7 -28,8
  1014 40 428 143 250 829 -66,59 14,1 -28,1
  3840 90 1591 580 78 1069 -63,54 15,1 -26,3
Итог 2 25692 320 13590 6202 814 12120 * * *
  2726 72 1062 423 38 1269 -60,17 15,5 -23,4
  1527 56 576 223 6 1047 -61,28 14,6 -23,1
  4376 65 1887 942 178 3078 -50,08 21,5 -21,6
  5214 38 2515 1431 24 3990 -43,10 27,4 -20,8
  5283 51 7852 6773 158 2087 -13,74 128,2 -20,4
  5376 62 1933 962 4 2298 -50,23 17,9 -18,1
Итог 3 24502 344 15825 10754 408 13769 * * *
  2789 72 530 73 26 1081 -86,23 2,6 -16,4
  1799 58 515 259 24 612 -49,71 14,4 -14,2
  2447 47 773 493 49 961 -36,22 20,1 -11,4
  4201 27 607 139 12 104 -77,10 3,3 -11,1
Итог 4 11236 204 2425 964 111 2758 * * *
  2360 39 4443 4229 74 1611 -4,82 179,2 -9,1
  6646 66 2223 1636 273 2095 -26,41 24,6 -8,8
  15252 77 1722 514 6 659 -70,15 3,4 -7,9
  2380 73 1453 1275 17 2736 -12,25 53,6 -7,5
  5699 33 947 530 91 1262 -44,03 9,3 -7,3
  300 14 162 145 0 701 -10,49 48,3 -5,7
  2655 75 280 141 2 106 -49,64 5,3 -5,2
  8989 35 2699 2402 428 3851 -11,00 26,7 -3,3
Итог 5 44281 412 13929 10872 891 13021 * * *
  7262 46 333 192 7 413 -42,34 2,6 -1,9
  7294 25 177 52 0 440 -70,62 0,7 -1,7
  14911 70 795 566 208 794 -28,81 3,8 -1,5
  2394 30 616 593 0 93 -3,73 24,8 -1
  5730 22 2065 2019 15 853 -2,23 35,2 -0,8
  2558 60 413 460 0 201 11,38 18 1,8
  22681 68 3853 4620 191 3565 19,91 20,4 3,4
Итог 6 62830 321 8252 8502 421 13 * * *
  1814 87 174 293 10 285 68,39 16,2 6,6
Итог 7 1814 87 174 293 10 285 * * *
  3354 78 1042 4658 32 4880 347,02 138,9 107,8
Итог 8 3354 78 1042 4658 32 4880 * *

1.2. Аналитическая и  типологическая группировки

 

     В данном курсовом проекте требуется провести исследование данной нам группы предприятий Ставропольского края, ведущих товарное сельскохозяйственное производство. Данные предприятия занимаются производством и реализацией сельскохозяйственной продукции – растениеводства и животноводства, причем какие-то из них достаточно прибыльные и приносят высокие доходы, в то время как другие несут убыток.

       Одним из основных и наиболее распространенных методов обработки и анализа  первичной статистической информации является группировка. Статистическая группировка – это метод разделения единиц сложного массового общественного явления на существенно различные группы. В то же время это процесс объединения в группы качественно однородных единиц, по которым ведется сводка значений варьирующих признаков, получение средних величин и других статистических показателей, позволяющих всесторонне оценить состояние, развитие и взаимосвязи изучаемого явления в целом.

       Совокупность  разделяют на группы по величине и  значению группировочных признаков, каковым в нашей совокупности является прибыль в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий.

       В зависимости от характера выделяемых групп и целей такого выделения  различают два основных вида группировок: аналитические и типологические. Аналитические группировки проводятся для изучения связи между признаками, положенными в основание группировки, и показателями, используемыми для характеристики групп. Она позволяет оценить качественные особенности каждой группы интервального ряда, объединить однородные и малочисленные группы и таким образом обеспечить переход к типологической группировке, при этом выделяются крупные, качественно своеобразные группы, представляющие типы единиц, сформировавшиеся под влиянием основного процесса развития изучаемого развития. Важно правильно выбрать признаки для характеристики групп. Они должны быть существенными и правильно оценивать их качественные особенности.

       В зависимости от группировочного  признака аналитические группировки  подразделяются на результативные и  факторные. Результативные аналитические группировки проводят по признаку, характеризующему результат функционирования (деятельности) единиц совокупности. Результативная группировка позволяет:

       -   выявить различия в результатах  деятельности;

       - установить, с изменением каких факторных показателей в основном связаны различия в результатах;

       -  сравнить степень вариации результативного  и факторных признаков и отобрать  из последних наиболее сильно  меняющиеся по результативным  признакам.

       Такой подход в основном используется для отбора существенных факторов, влияние которых затем исследуется с помощью других методов статистического анализа. Соответственно, по типу группировочного признака, можно сделать вывод,  что по нашей совокупности мы будем использовать результативную аналитическую группировку.

       Типологическая  группировка заключается в выделении качественно различных единиц совокупности, а получаемые при этом группы отражают главные, коренные различия в изучаемом явлении.

       Типологическая  группировка проводится на основе аналитической, из чего следует, что сначала нужно провести аналитическую группировку.

       Таким образом, для дальнейшего изучения данной совокупности хозяйств необходимо выделить качественно однородные группы и выполнить следующие этапы:

    1. построить ранжированные ряд распределения и его огиву;
    2. проанализировать характер изменения признака;
    3. построить интервальный ряд распределения и его графическое изображение - гистограмму;
    4. рассчитать комплекс статистических показателей по аналитическим группам;
    5. выделить типические группы.

       На  первом этапе на рисунке 1 изобразим ранжированный ряд по группировочному признаку – прибыли, графически – построим огиву распределения хозяйств в расчете на 100 га с/х угодий, где ось х – номера предприятий по ранжиру, а ось у – прибыль на 100 га с/х угодий: 

     Рисунок 1. Огива распределения  предприятий по прибыли 

 

     Вывод: имелась совокупность размером в 72 предприятия, 34 из которых не были заняты в сфере животноводства, т.е. их выручка и себестоимость по продукции животноводства, а соответственно и их прибыль, равны 0. Поэтому далее эти предприятия не рассматривались в общей совокупности. Выделив в первую группу первые 6 предприятий и в последнюю соответственно - 1 предприятие, была получена плавно возрастающая совокупность из 31 предприятия. В этой совокупности был вычислен интервальный шаг: h=(xmax-xmin)/m, где m=1+3,321*lgN=1+3,321*lg31=6, т.е. h=(6,6-(-31,1))/6≈7.  

Информация о работе Статистико-экономический анализ реализации продукции животноводства