Возрастная анатомия и филиология

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Анатомия и физиология – это важнейшие биологические науки, которые изучают строение и функции человеческого организма. Строение и функции среднего мозга связаны с особенностями его развития. Средний мозг, отдел стволовой части головного мозга, расположенный между промежуточным мозгом, варолиевым мостом и мозжечком. В среднем мозге расположены подкорковые центры слуха и зрения, обеспечивающие иннервацию произвольных и непроизвольных мышц глазного яблока, а также среднемозговое ядро V пары. Целью моей работы будет более подробно описать строение и функции среднего мозга.

Содержание

Введение_______________________________________________________________ 3 с.
1. Анатомия и физиология среднего мозга _______________________4-6 с.
Развитие в онтогенезе_____________________________________________6-7с.
2. Развитие речи у ребенка___________________________________________7- 8 с.
2.1 Центры речи________________________________________________________ 9-10 с.
2.2 Связь участков коры больших полушарий с моторной речевой функцией___________________________________________________________________10-11 с.
Нарушение речи____________________________________________________11-13 с.
Развитие речи ребенка в онтогенезе____________________________13-15 с.
Заключение___________________________________________________________ 16 с.
Использованная литература________________________________________ 17 с.

Работа содержит 1 файл

анатомия.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

       2.2 Связь участков коры больших полушарий с моторной речевой

       функцией

       У ребенка научившегося говорить, поражение  речевой области левого полушария  приводит к полной афазии. Однако примерно через год речь восстанавливается. При этом ее центр перемещается в соответствующую зону правого полушария. Такая передача речевого доминирования от левого полушария к правому возможна лишь до 10-летнего возраста. После этого способность к формированию центра речи в любом из полушарий утрачивается. Возможность причин две: во-первых, развитие базовых нейронных сетей, необходимых для становления речи, после 10 лет, по-видимому, уже не происходит; во-вторых, соответствующие области недоминантного в отношении речи полушария к этому возрасту уже начинают выполнять другие функции, в частности ориентации в пространстве, осознания размеров тела и его положения в окружающей среде.

       2.3 Нарушение речи

       Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего  головного мозга. Поэтому многие повреждения нервной системы и других систем организма могут привести к нарушению речи.  В зависимости от причин выделяют несколько форм нарушения речи:

       Афазия  встречается при локальных поражениях мозга, например левого полушария у правшей. Под афазией понимают центральное нарушение уже сформировавшейся речи. Нарушение речи у детей возможны вследствие поражения ЦНС еще до рождения. Обычно  выделяют моторную, сенсорную, полную и амнестическую афазии.

       Дизартрия – нарушение артикуляции в результате повреждения иннервации речевой мускулатуры . особый тип нарушений речевой деятельности составляют дисфазии – непостоянные нарушения, возникающие при поражении отдельных подкорковых структур.

       Алалия  , или детская афазия – представляет собой грубое расстройство речи у детей вследствие поражения ЦНС в дородовой период или в первые годы жизни ребенка, препятствующие нормальному формированию речевой функциональной системы.

       Общее недоразвитие речевой системы у  детей может быть обусловлено  разными причинами : анатомо-физиологическими дефектами органов речи, дефектами периферического отдела слухового анализатора при глухоте, тугоухости, поражениями проводящих нервных путей, поражениями ЦНС. Также к нарушениям речи приводит патология строения органов речи: расщепление неба сопровождается палатолалией, аномалия языка.

       Ряд заболеваний нервной системы  сопровождается различными расстройствами речи. Так нарушение мозгового  кровообращения, травмы и нейроинфекция  часто приводят к возникновению  афазии. Весьма разнообразны нарушения  речи при психических заболеваниях. Нарушение скорости речи проявляются в ее ускорении или замедлении.

       Нарушения смыслового содержания речи в наиболее отчетливой форме проявляются в  неологизмах – новых, создаваемых  самими больными словах.

       Разорванная речь сопровождается различной степени нарушениями грамматического строя и смысла высказываемого или при сохранении грамматического строя утрачивается ее смысл.

       Нарушения грамматического строя в своих  крайних степенях представлены набором  отдельных, не связанные по смыслу слов. В других случаях употребляют неоконченные фразы.

       Мимоговорение выражается в том, что ответы больных  находятся вне всякой связи с  задаваемыми вопросами.

       Зеркальная  речь – это произнесение слов с  конца, наблюдается при шизофрении.

       Монолог – больной не обращает внимания на задаваемые вопросы, а продолжает говорить свое.

       Речевой напор выражается в повышенной речевой  активности с ускоренной речью, многословностью.

       Телеграфная речь – характеризуется преобладанием  отдельных, коротких, отрывочных фраз, в которых слова не соединяются друг с другом союзами и предлогами.

       Нарушение речи без органических повреждений  ЦНС могут привести к нарушению  некоторых форм психической деятельности.

       2.4 Развитие речи ребенка в онтогенезе

         Развитие речи ребенка подчинено определенным законам. Возрастной период - первые три года. Ребенок проходит три этапа становления речи: подготовительный (дофонемный) - от рождения до 1,5-2 лет, этап самостоятельной речи - от 1,5-2 до 7 лет и этап систематического обучения и развития речи - школьный период.

       Существует  специфика формирующего механизма  для каждого возрастного среза, так как ребенок создает несколько  моделей своего языка, которые отбрасывает  по мере развития. В младенческом первом периоде развиваются функции  отображения, передвижения, манипулирования и имитации, также активно формируются первые предречевые вокализации: гуканье, вскрики, гуление и лепет. Основной механизм усвоения речи — имитация. Разные модуляции голоса взрослого приводят в действие безусловно-рефлекторный механизм эхолалии: ребенок тренирует речевой аппарат, различает окружающие звуки и голоса. Около 3-5 месяцев наступает время гуления, когда дети могут случайно произносить звуки любых языков мира. Вскоре оно сменяется лепетом, переход неотчетлив и индивидуален. К самоподражанию присоединяется имитация тех звуков, которые произносят взрослые. Возникают приблизительные и пока текучие оппозиции звуков. Потребность в общении получает дальнейшее развитие.

       В 9-11 месяцев предметные и словесные  действия ребенка порождают первые обобщения. Ребенок не может точно воспроизвести фонетический облик слова и создает собственную модель, отличающуюся по ритмическому рисунку и характеру фонем. До окончания первого года семантическую нагрузку несет не фонема, а интонация, ритм и звуковой рисунок слова, непосредственно выражающие желания, потребности и чувства ребенка. Чуть позднее года появляются однослоговые ударные и однословные сигналы -«слова-тексты», обозначающие ситуацию.

       Переходный  этап от лепета к речи заключается  в том, что ребенок заново формирует произносительные навыки. Переход к самостоятельной речи индивидуален. Поиски контакта сменяются пониманием и произнесением, превращаясь в осмысленные коммуникативные обращения. С 1,5 лет число двусловных предложений ежемесячно увеличивается в 2-3 раза, растет число слов, появляется синтаксис. К 2 годам фонематический слух уже сформирован, но до 3-5 лет у ребенка имеются трудности с формированием речедвигательной системы (произношением).

       К 3 годам усвоены основы грамматики языка, с 3-5 лет идет словотворчество, в основе которого воспринятые правила словообразования. В 2,8-3,8 года речь становится когнитивизированнои со словарем от 600 до 1800 слов.

       На  втором этапе формируются лексика, грамматика и фонетика. Общая закономерность - рецептивная (импрессивная) форма речи устойчиво опережает произносительную (экспрессивную).

       Формирование  фонетической системы заканчивается  к 4-5 годам. Слово становится обобщенным знаком, характеризующим классы ситуаций. К 6 годам лексика в пределах 2000-3000 слов, грамматические формы становятся более устойчивыми, осознаются звуки, слоги, слова и предложения.

       Активизируется  внутренняя речь. В процессе развития высших психических функций у  ребенка возникает качественное новое, сложное единство - речевое  мышление. 
 
 
 
 
 
 
 

         Заключение

       Таким, образом, средний мозг регулирует тонус  мышц, участвует в его распределении, что является необходимым условием для координированных движений. Средний  мозг обеспечивает регуляцию ряда вегетативных функций организма (жевание, глотание, давление крови, дыхание). Средний мозг за счет сторожевых зрительных и слуховых рефлексов, усиления тонуса мышц-сгибателей подготавливает организм к ответу на внезапное раздражение. На уровне среднего мозга реализуются статические и статокинетические рефлексы. Тонические рефлексы восстанавливают нарушенное равновесие, нарушенную при изменении положения позу. Они возникают при изменении положения тела и головы в пространства за счет возбуждения проприорецепторов, рецепторов вестибулярного аппарата и тактильных рецепторов кожи.

       Что касается развития речи ребенка, то в данной контрольной работе  попытался раскрыть, как формируется речь ребенка в раннем возрасте. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. 

           Использованная литература

      1. В.М. Смирнов «нейрофизиология и высшая нервная                    

      деятельность    детей и подростков»,  Москва/2000 год.-400 с.

      1. Н.Н. Данилова «Психофизиология», Москва/2001-373 с.
      2. М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов «Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма», Москва/2004год -448с.

Информация о работе Возрастная анатомия и филиология