Антикризисное управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение основных понятий и сущности международного разделения труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть основные понятия антикризисного управления;
- проанализировать человеческий фактор антикризисного управления, в частности, механизмы конфликтологии в антикризисном управлении;
- рассмотреть антикризисные характеристики, принципы управления персоналом, а также систему антикризисного управления персоналом

Содержание

Введение……………………………………………………………...………3
1.Антикризисное управление персоналом………………………….…..4
1.1 Человеческий фактор антикризисного управления……………..…4
1.2. Конфликты в развитии организации……………………………….6
1.3. Антикризисные характеристики управления персоналом………..9
1.4 Антикризисная политика в управлении персоналом……………..13
2. Антикризисное управление персоналом на примере ОАО «ВГТЗ»……………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………...18
Список используемой литературы………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

семестровая антикриз.docx

— 74.01 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………...………3

1.Антикризисное управление  персоналом………………………….…..4

1.1 Человеческий фактор  антикризисного управления……………..…4

1.2. Конфликты в развитии  организации……………………………….6

1.3. Антикризисные характеристики  управления персоналом………..9

1.4 Антикризисная политика  в управлении персоналом……………..13

2. Антикризисное управление  персоналом на примере ОАО «ВГТЗ»……………………………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………...18

 Список используемой  литературы………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Антикризисное управление предприятием включает в себя управление маркетингом, финансами, производством, персоналом и информацией.

Кризисные периоды проходят все компании, как российские, так  и зарубежные. Но если у западного  бизнеса накоплен богатый опыт преодоления  проблем, связанных с кризисом, то у нас такого опыта практически  нет.

Правда, в российских компаниях  организуются меры по антикризисному управлению, но только по линии финансового  менеджмента. Однако, известно, что  социальные и психологические проблемы влияют на появление в компании кризисных  симптомов не меньше, чем экономические  и организационные проблемы, а, в  некоторых случаях, и больше.

Рассмотрим актуальную на сегодняшний день тему в данной работе.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение основных понятий и сущности международного разделения труда.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

- рассмотреть основные понятия антикризисного управления;

- проанализировать человеческий фактор антикризисного управления, в частности, механизмы конфликтологии в антикризисном управлении;

- рассмотреть антикризисные характеристики, принципы управления персоналом, а также систему антикризисного управления персоналом

- предложить оптимизацию кадрового состава и реорганизация структуры

 

 

 

 

 

1.Антикризисное управление  персоналом

 

1.1 Человеческий фактор антикризисного управления

 

Сегодня можно говорить о  том, что российский рынок постепенно становится рынком, со всеми присущими  нормальному рынку чертами и  явлениями. И хотя пройдет немало времени, прежде чем мы сможем сказать, что в России действительно сложился цивилизованный рынок, по всему видно, что движение в этом направлении  есть.

Кризис - объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Желание эффективно управлять ею может выражаться в стремлении расширять сферу управления, т. е. снижать долю неуправляемых процессов. И в определенной мере это удается. Можно предположить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из развития социально-экономических систем, а нынешние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, недостаток знаний, несовершенство управления.

Такое предположение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все периоды  истории свидетельствует об обратном. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более  того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его  причиной и источником.

Вся деятельность человека построена на удовлетворении его  интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся  в постоянном противоречии даже у  отдельного человека, а тем более  у социальных групп или классов  общества. Противоречия интересов и  объективная неравномерность их изменения определяют как возможность  кризисов, так и их необходимость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных в природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастания их в кризисы политические и социально-экономические.

Абсолютное управление динамикой  и взаимодействием интересов  человека невозможно, потому что в  системе его интересов есть и  интерес свободы, демократичности  управления, самостоятельности и  самодеятельности. Именно к этим интересам  «привязаны» и многие другие, именно на этих интересах строится эффективное  управление.

По мере развития социально-экономической  системы наблюдается повышение  роли человеческого фактора в  антикризисном ее развитии, которое  означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.

Антикризисное развитие - это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.

Для всех организаций, больших  и малых, производственных и действующих  в сфере услуг, управление людьми имеет первостепенное значение. Безнадлежащим  образом отобранных, расставленных  и профессионально подготовленных людских ресурсов ни одна организация  не сможет достичь своих целей  и выжить. Это положение является основополагающим в концепции антикризисного управления.

До последнего времени  само понятие «управление персоналом»  в отечественной управленческой литературе либо отсутствовало, либо о  нем речь шла мимоходом, в контексте  рассмотрения других проблем управления. Естественно, что и вопросы антикризисного управления персоналом как составной части концепции антикризисного управления разработаны весьма поверхностно.

 

1.2. Конфликты в развитии организации

 

Известно, что организация  - это сложная система с множеством взаимосвязей и социальных взаимодействий. Это своего рода организм, который живет и развивается по определенным законам. Взаимоотношения между частями организации характеризуются сочетанием сотрудничества и конкуренции, т.е. люди (или группы людей) в процессе своей трудовой деятельности испытывают зависимость друг от друга и в то же время преследуют собственную выгоду.

Существование и развитие всякой организации связано с  постоянным возникновением и разрешением  противоречий в борьбе различных  сил как внутри, так и вне  ее. Иногда противоречия принимают  настолько острый характер, что переходят  в конфликт.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.

Современный менеджмент признает, что даже в организациях с эффективным  управлением некоторые конфликты  не только возможны, но и желательны. Считается, что во многих ситуациях  конфликт помогает увидеть разнообразие точек зрения, большее число проблем, альтернатив их решения и т. д. Здесь речь идет о сотрудничестве, при котором руководители и подчиненные  имеют возможность высказать  свое мнение. В итоге дискуссия  приводит к выработке взаимовыгодного  и наиболее правильного решения. Подобное столкновение мнений тоже является конфликтом, но не разрушительным (деструктивным), а созидательным (конструктивным).

Конфликт не всегда можно  с уверенностью определить как конструктивный или деструктивный. Он может выполнять  и позитивную и негативную функцию, иметь и отрицательные, и положительные  последствия в зависимости от того, насколько внимательно относятся к конфликтам руководители и насколько умело им управляют. На таблице №1 слева приведены отрицательные последствия конфликтов, которые в дальнейшем могут серьезно осложнить ситуацию в организации, справа - потенциальные положительные последствия конфликта, которые могут способствовать успешной работе организации и улучшить ее социально-психологический климат. Более того, можно утверждать, что существует необходимый минимум конфликтности в рабочих группах, который способствует поддержанию определенного тонуса социальной активности.

Таблица №1 Негативные и  позитивные функции конфликта

 

Негативные функции деструктивного конфликта

Позитивные функции конструктивного  конфликта

 

Появление дополнительных материальных затрат и потерь вследствие:

· отвлечения сотрудников  от основной работы;

· снижение производительности труда;

· увольнения «обиженных»

Формирование противоборствующих группировок

Ухудшение социально психологического климата в коллективе

Уменьшение степени сотрудничества между работниками

Большие эмоциональные затраты  и стрессы, ведущие к уменьшению работоспособности

Стимулирование к изменению  и развитию организации и отдельных  сотрудников

Разрядка напряженности  между конфликтующими сторонами:

· разнообразие мнений при  принятии решений;

· удовлетворенность работников от того, что их мнение принято во внимание;

· уменьшение трудностей при  реализации совместно принятых решений;

· предрасположенность к  дальнейшему сотрудничеству;

· улучшение морального состояния  работников и усиление их трудовой мотивации;

· сплоченность коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

 
     

Конфликт также способен оказать положительное воздействие  развитие отдельной личности, потому что он активизирует самосознание, стимулирует раскрытие способностей работника. Следует также отметить положительную функцию конфликта, которая заключается в том, что  он сигнализирует о неблагополучии в организации. При этом наблюдается  следующая зависимость: чем больше имеется объективных оснований  и причин для развития конфликта, тем непосредственнее он указывает  на то или иное отклонение социально-производственной ситуации от оптимальной.

Наиболее опасным негативным последствием конфликта является его  затягивание и нагнетание в организации  таких взаимоотношений, которые  в сочетании с другими факторами (экономическими, политическими и  др.) могут привести к созданию кризисной  ситуации.

Вместе с тем кризис сам неизбежно порождает конфликты, так как он нарушает динамическое равновесие организации. Внутренние силы, пытаясь восстановить его, приходят в движение и начинают сталкиваться. Обостряются деловые и социоэмоциональные отношения между работниками, в  результате чего возникают конфликты.

Таким образом, конфликт в  некоторых ситуациях может спровоцировать в организации кризис, а тот, в  свою очередь, неизбежно создает  почву для конфликтов.

Наличие конфликта в организации  еще не свидетельствует о ее кризисном  состоянии, так как конфликты  вообще неизбежны и даже могут  принести пользу. Конфликт не есть нечто  исключительное, не синоним конфронтации, а способ преодоления противоречий, способ взаимодействия сложных систем, вид общения через состязание. Но если конфликты возникают слишком часто, а решение их затягивается, это свидетельствует о наличии в организации серьезных проблем, которые следует диагностировать и найти их решение. В противном случае организация не будет успешно развиваться и может войти в состояние кризиса. Для того чтобы конфликты не имели разрушительных для организации последствий, руководители должны уделять им особое внимание.

Управление конфликтами  является важной составной частью процесса регулирования социально-производственных отношений в организации. Это  одно из условий антикризисного управления. Для того чтобы реализовать его  на практике, необходимо:

- осознание менеджерами вероятных предпосылок и причин возникновения конфликтных ситуаций;

- понимание механизма развития конфликта как процесса;

- учение применять в практике управления методы разрешения конфликтов.

 

1.3. Антикризисные характеристики управления персоналом

 

В литературе по менеджменту  нередко можно встретить такие  термины, как «управление трудовыми  ресурсами», «рабочей силой», «людскими  ресурсами» и др.

Человек может рассматриваться  как рабочая сила и может рассматриваться  как капитал. Если человек выступает  как формальный, механический исполнитель  своих обязанностей, приказов и указаний начальства, и достаточно большое  число таких людей составляют определенную силу, но если человек  обладает развитым интеллектом, выраженной творческой индивидуальностью, предприимчивостью, новаторским складом характера - это не просто рабочая сила, это - ценный капитал. И относиться к нему надо как к высшей ценности, как к ведущему фактору достижения всех управленческих целей.

Для повышения эффективности  управления необходимо выяснить, какие  категории работников относятся  к управленческому персоналу. По этому вопросу у исследователей, работников кадровых служб единства взглядов пока нет. Одни считают, что  к управленческому персоналу  относятся все работники аппарата управления организацией. Другие считают, что в основу решения вопроса  об отнесении того или иного работника  к персоналу управления должен быть положен функциональный принцип: именно содержание выполняемых работником основных функций управленческого  труда.

Информация о работе Антикризисное управление персоналом