Дебюрократизация государственного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Обретение Беларусью после распада СССР независимости послужило толчком к коренному обновлению большинства сторон жизни страны, реформированию государственных и общественных структур. Такие ценности, как права человека, правовое государство за очень короткий промежуток времени заняли доминирующее положение в общественном сознании и начали оказывать существенное влияние на формирование государственной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 4
1.1 Понятие дебюрократизации государственного аппарата 4
1.2 Сущность административных процедур и их место в деятельности государственных органов 6
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 10
2.1 Принимаемые меры по дебюрократизации государственного аппарата 10
2.2 Дебюрократизация взаимоотношений государственных органов с гражданами и организациями 12
2.3 Совершенствование взаимодействия государственных органов 16
2.4 Проблемы практической реализации требований законодательства, принятого в рамках работы по дебюрократизации государственного аппарата 19
ГЛАВА 3 ДАЛЬНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 85.44 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1  ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 4

1.1 Понятие дебюрократизации государственного аппарата 4

1.2 Сущность административных процедур и их место в деятельности государственных органов 6

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 10

2.1 Принимаемые меры по дебюрократизации государственного аппарата 10

2.2 Дебюрократизация взаимоотношений государственных органов с гражданами и организациями 12

2.3 Совершенствование взаимодействия государственных органов 16

2.4  Проблемы практической реализации требований законодательства, принятого в рамках работы по дебюрократизации государственного аппарата 19

ГЛАВА 3 ДАЛЬНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

 

ВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. Обретение Беларусью после распада СССР независимости послужило толчком к коренному обновлению большинства сторон жизни страны, реформированию государственных и общественных структур. Такие ценности, как права человека, правовое государство за очень короткий промежуток времени заняли доминирующее положение в общественном сознании и начали оказывать существенное влияние на формирование государственной политики.

Изменение ценностных ориентаций с  неизбежностью повлекло реформирование законодательной базы государства. В первую очередь реформы коснулись  сферы конституционного законодательства, законодательства о хозяйственной  и экономической деятельности. Реформирование же системы административного права  запаздывало.

По сути, в Беларуси административное право все еще не оторвалось от своей прежней основы и во многом сохраняет ту оболочку, которая существовала в советский период. В сфере  государственного управления инерция  мышления оказалась как нигде  сильной. Административное право по сей день воспринимается большинством населения как свод репрессивных предписаний, указаний и механизмов государства, которые должны соблюдаться  под угрозой различных санкций.

К сожалению, в настоящее время  все еще сохраняются многие из сложившихся за предыдущие десятилетия  негативных тенденций в сфере  взаимоотношений административных органов и населения: большая  дистанция и равнодушие по отношению  к личным интересам граждан, соблюдение которых не имеет никакого значения для собственной карьеры чиновника, закрытость многих государственных  органов и недостаточность информации об их деятельности, сложность в  обжаловании принятых решений, волокита и т.д.

Одной из таких причин является несовершенство законодательной базы и, прежде всего, правового регулирования порядка  осуществления властных полномочий административных органов во взаимоотношениях с гражданами и организациями. Длительное время процессуальные формы исполнительно-распорядительной деятельности административных структур на законодательном уровне не регулировались, что было обусловлено особенностями  развития страны в советский период. Регулирование таких отношений  носило фрагментарный характер и осуществлялось на уровне подзаконных актов. Не регламентировалась и внутриаппаратная деятельность государственных органов.

Все это обусловливает необходимость  пересмотра существующих форм деятельности органов власти и их взаимоотношения  с гражданами, значимость проблемы дебюрократизации государственного аппарата и, как следствие, актуальность настоящего исследования.

Целью настоящей работы является выработка предложений по совершенствованию подходов к государственному регулированию в рамках проводимой работы по дебюрократизации государственного аппарата.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

раскрыть сущность понятия и показать ключевые направления дебюрократизации государственного аппарата;

проанализировать основные нормативные  правовые акты, принятые в данной сфере;

показать особенности практики применения указанных нормативных правовых актов;

осуществить анализ зарубежного опыта в сфере реформирования государственного управления;

наметить пути совершенствования  государственного регулирования в  рассматриваемой сфере.

Объектом работы является дебюрократизация государственного аппарата как одно из важнейших направлений государственной политики современного белорусского государства.

Предметом работы выступают правовые нормы, определяющие направления дебюрократизации государственного аппарата, практика их применения, а также основные мероприятия в этой сфере.

Методологическую  основу работы составляет комплекс общенаучных и специальных методов научного познания: диалектический, историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, социологический, формально-догматический.

В ходе исследования изучались также  новейшие работы представителей административно-правовой науки стран СНГ, в первую очередь  Российской Федерации.

 

ГЛАВА 1  
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

1.1 Понятие дебюрократизации государственного аппарата

Государственный аппарат, государственное  управление служат опорной конструкцией любого государства.

В конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого столетия устойчивое признание высокой  роли государственного управления сменилось  его резкой критикой. Происходила  своеобразная абсолютизация рыночной саморегуляции с одновременной  негативной оценкой объема государственного воздействия в экономической  и социальной сферах.

Однако, как мы видим на сегодняшний  день, жизнь не подтвердила такого курса. Государственное управление – жизненно необходимый элемент в любом государстве.

В нынешних условиях проведения социально-экономических  преобразований в стране особо остро  стоит вопрос о реформировании государственного управления, в том числе поиске новых способов повышения его  эффективности.

Системообразующая идея реформирования государственного управления на современном  этапе  заключается в том, что  деятельность государственного аппарата должна быть неразрывно связана с  интересами граждан и общества в  целом, вся его работа должна быть направлена на максимальное удовлетворение потребностей населения. Это и есть ключевой момент в реальном построении государства для народа, для человека, о котором неоднократно говорил  Глава государства.

Граждане нашей страны должны ощущать  себя не просителями у власти, а  ее равноправными партнерами. А это  налагает на власть особые требования, выполнение которых невозможно без  реформирования механизма работы государственного аппарата.

Когда речь заходит о реформировании государственного управления, то многим, в первую очередь, приходит мысль  о всевозможном сокращении государственного аппарата, лишении государственных  служащих различных льгот. Однако государственные  служащие необходимы в любом государстве. От исполнения ими своих должностных (служебных) обязанностей напрямую зависит  эффективность всего государственного управления.

Реформирование государственного управления – это не только и  не столько изменение структуры  и численности государственного аппарата, сколько пересмотр стиля  и методов работы органов власти, совершенствование механизма реализации ими своих полномочий. В Республике Беларусь приоритетным направлением в  этом отношении является дебюрократизация государственного аппарата.

В соответствии с толковым словарем, бюрократизм: 1. Управление, при котором  деятельность органов исполнительной власти излишне осложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов  в ущерб интересам общества, во вред ему; 2. Канцелярщина, пренебрежение  к существу дела ради соблюдения формальностей [1, с. 66].

Бюрократизм заключается в наличии  значительного числа формальных барьеров, усложненности процедур согласования различных вопросов и, в целом, в  превалировании формы, в которой  осуществляется та или иная деятельность, над ее содержанием.

Исходя из сказанного, суть дебюрократизации государственного аппарата – это поиск таких способов и средств, которые позволили бы упростить процедуру рассмотрения вопросов в государственных органах, ускорить принятие ими решений и приблизить власть к простому человеку, сделать ее работу более прозрачной и понятной для народа.

Дебюрократизация государственного управления – это деятельность, которая направлена на то, чтобы остановить процесс создания ненужных барьеров и процедур и одновременно максимально упростить уже существующие.

Достижение необходимого результата возможно только, если меры по дебюрократизации государственного аппарата будут носить всеобъемлющий  характер.

Исходя из существа проводимой в стране работы можно выделить, как минимум, два основных направления  этого процесса.

Первое направление – совершенствование работы государственных органов с гражданами и организациями.

Второе направление – внутренняя перестройка работы самого государственного аппарата, упорядочение и упрощение внутренних процессов взаимодействия государственных органов.

 

1.2 Сущность административных процедур и их место в деятельности государственных органов

В настоящее время ключевым направлением дебюрократизации государственного аппарата является совершенствование административных процедур.

Принят целый ряд нормативных  правовых актов в данной сфере, осуществляются меры по проверке их реализации.

Вместе с тем до сих пор  не произошло должного научного осмысления природы административных процедур, их места в управленческой деятельности.

Отсутствует четкая долговременная стратегия  развития данного института законодательства. Имеющиеся в печати публикации, непосредственно  посвященные административным процедурам, единичны и носят в большей  степени характер описания или комментирования  принятых нормативных правовых актов  либо касаются лишь отдельных, частных  проблем в сфере административных процедур.

В сложившейся ситуации выявление  природы административных процедур, возможных направлений развития законодательства в сфере взаимоотношений  публичной власти и гражданина становится весьма актуальной и востребованной задачей. При этом, учитывая, что  с проблемой реформирования и  налаживания эффективного механизма  и порядка взаимодействия властных структур с населением сталкивались практически все страны, особую важность в настоящих условиях приобретает  изучение зарубежного опыта правового  регулирования соответствующих  отношений.

Термин ”административные процедуры“ достаточно широко используется в настоящее  время в административно-правовой литературе, хотя единообразного представления  о сущности, границах и признаках  данного явления еще не сложилось. Во многом это обусловлено отсутствием  единства в трактовке понятия  административного процесса, которое  является базовым для определения  административных процедур, и в зависимости  от того или иного варианта его  понимания определяется место административных процедур в системе права, а также  содержание данного понятия.

Если административный процесс  представляет собой порядок рассмотрения административных дел судами (административную юстицию), то административные процедуры  регламентируют порядок повседневной деятельности органов управления. Однако подобная общая формулировка явно недостаточна для понимания сущности административных процедур и очевидно требует конкретизации.

Высказываемые позиции с определенной долей условности можно разделить  на две группы.

1. “Широкое” понимание административных  процедур как любой деятельности, осуществляемой административными  органами в процессе государственного  управления, порядок осуществления  которой урегулирован в законодательстве [27, с. 611; 28, с. 10; 29, с. 9]. При этом выделяются  такие разновидности процедур, как  процедуры формирования органов  исполнительной власти, принятия  управленческих решений, по рассмотрению  обращений граждан и т.д.

2. “Узкое” понимание административных  процедур как регламентированной  законодательством деятельности  административных органов по  осуществлению своих полномочий, за исключением взаимоотношений  таких органов с подчиненными  им гражданами и организациями,  а также отношений, связанных  с расмотрением споров или  применением мер принуждения  [30, с. 6-7; 31, с. 9-10, 32, с. 9-10].

Административные процедуры вводятся для упорядочения властной деятельности государственных органов, придания ей более открытого характера, предоставления возможности обществу и гражданам  контролировать эффективность такой  деятельности.

Данную позицию безусловно не стоит  понимать как отсутствие необходимости  регулирования внутриорганизационной  деятельности административных органов, однако такое регулирование должно быть максимально гибким, чтобы предоставить возможность в каждом органе организовать работу наиболее эффективным способом.

Информация о работе Дебюрократизация государственного аппарата