Дебюрократизация государственного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Обретение Беларусью после распада СССР независимости послужило толчком к коренному обновлению большинства сторон жизни страны, реформированию государственных и общественных структур. Такие ценности, как права человека, правовое государство за очень короткий промежуток времени заняли доминирующее положение в общественном сознании и начали оказывать существенное влияние на формирование государственной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 4
1.1 Понятие дебюрократизации государственного аппарата 4
1.2 Сущность административных процедур и их место в деятельности государственных органов 6
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 10
2.1 Принимаемые меры по дебюрократизации государственного аппарата 10
2.2 Дебюрократизация взаимоотношений государственных органов с гражданами и организациями 12
2.3 Совершенствование взаимодействия государственных органов 16
2.4 Проблемы практической реализации требований законодательства, принятого в рамках работы по дебюрократизации государственного аппарата 19
ГЛАВА 3 ДАЛЬНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 85.44 Кб (Скачать)

Данные проверки и исследования позволили выявить ряд проблем, связанных с фактической реализацией  требований Директивы, в числе которых  можно отметить следующие.

1. Отсутствие системного  подхода к внедрению принципа ”одно окно“.

1.1. Низкая осведомленность работников о принципе ”одно окно“, механизме его реализации, своих новых обязанностях.

1.2. Слабая адаптация локальных  нормативных правовых актов к  требованиям законодательства, регламентирующего  порядок осуществления административных  процедур.

1.3. Отсутствие анализа замечаний  и предложений граждан, касающихся  порядка работы с гражданами  в государственных органах, в  целях оптимизации их деятельности  и устранения имеющихся в работе  недостатков.

В этой связи для более  эффективного внедрения данного  механизма в работу государственных  органов  Закон ”Об основах административных процедур“ предусмотрел обязанность руководителей уполномоченных органов или уполномоченных ими работники регулярно, но не реже одного раза в квартал, анализировать замечания и предложения заинтересованных лиц, касающиеся осуществления административных процедур в уполномоченных органах, в целях оптимизации деятельности этих органов и устранения имеющихся в их работе недостатков.

2. Истребование от граждан  для осуществления административных  процедур документов, которые не  включены в перечни документов, представляемых гражданином, и  могут быть запрошены государственными  органами самостоятельно.

Так, в соответствии со статьей 15 Закона ”Об основах административных процедур“  в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными  лицами, могут включаться лишь документы  и (или) сведения, которые необходимы для осуществления административной процедуры и могут быть представлены только заинтересованным лицом.

В указанные перечни не могут включаться документы и (или) сведения, которые имеются в уполномоченных органах или могут быть получены ими от других государственных органов, иных организаций, а также из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных.

3. Недостатки в информировании  граждан о возможностях использования  заявительного принципа ”одно окно“.

3.1. Непредоставление гражданам  при личном обращении информации  о сущности принципа ”одно окно“ и о тех новых возможностях, которыми они могут воспользоваться в связи с внедрением этого принципа.

3.2. Неудобное место размещения  информационных стендов. 

3.3. Отсутствие на информационных  стендах необходимой информации  или неполнота такой информации. Размещение на информационных  стендах противоречивой, неактуальной  или недостоверной информации.

4. Нарушение порядка  проведения приема граждан с  заявлениями, по которым требуется  осуществление административных  процедур.

В Директиве Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2 предусматривается необходимость пересмотреть режим работы структурных подразделений и должностных лиц государственных органов, осуществляющих прием граждан и (или) выдачу им справок и других документов, определив его в удобное для населения время.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона ”Об основах административных процедур“ запрещается отмена приема заинтересованных лиц по причине  временного отсутствия работника уполномоченного  органа, осуществляющего такой прием.

Наиболее распространенными нарушениями  при проведении приема граждан с  заявлениями, по которым требуется  осуществление административных процедур, являются:

4.1. Необеспечение работы структурных  подразделений государственных  органов, их должностных лиц,  деятельность которых непосредственно  связана с работой с гражданами, в удобное для граждан время.

4.2. Отмена должностными лицами  государственных органов приема  граждан с заявлениями, по которым  требуется осуществление административных  процедур, либо отсутствие должностных  лиц государственных органов  во время личного приема на  рабочих местах без указания  заменяющих их лиц.

5. Нарушение сроков  осуществления административных  процедур, а также сроков действия  справок или других документов, выдаваемых по результатам осуществления  административных процедур.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Законе Республики Беларусь ”Об основах административных процедур“ административная процедура осуществляется в срок, определяемый исходя из времени, требуемого для получения и обработки всех документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры.

Срок действия справки  или другого документа, выдаваемых при осуществлении административной процедуры, не может быть менее шести  месяцев, если иной срок не предусмотрен законодательными актами, постановлениями  Совета Министров Республики Беларусь.

Нередки факты неинформирования граждан о принятых решениях по административным процедурам.

В соответствии  со  статьей  27  Закона  Республики  Беларусь  ”Об основах административных процедур“  административное решение, либо выписка  из него, либо извещение о принятом административном решении выдаются заинтересованному лицу или направляются нарочным (курьером), по почте, в виде электронного документа или заинтересованное лицо уведомляется о принятом решении  иным способом не позднее пяти дней со дня принятия такого решения.

Однако, в нарушение данного  требования многие организации не информируют  граждан о принятых решениях, что  вынуждает их неоднократно самостоятельно обращаться за получением соответствующей  информации.

6. Нарушение порядка  ведения книги замечаний и  предложений.

6.1. Невыдача книги замечаний  и предложений по первому требованию  гражданина.

6.2. Нарушение порядка ведения  (заполнения) и хранения книги  замечаний и предложений.

7. Неналаженность эффективного информационного взаимодействия между государственными органами.

Во многих государственных органах большинство запросов по-прежнему направляется на бумажных носителях с использованием почтовой связи, не обеспечивающей желаемой скорости принятия решений, или курьерской связи, отвлекающей работников от основных обязанностей.

Подводя итог изложенному, можно отметить, что реальное выполнение требований законодательства, принятого в рамках работы по дебюрократизации государственного аппарата, далеко от желаемого результата.

Это объясняется отсутствием понимания  сущности проводимой политики по дебюрократизации, трудностями преодоления стереотипов, сложившихся в понимании взаимоотношения между государственными органами и гражданами. Представители государственных органов зачастую не хотят признавать свое предназначение и основную цель своей деятельности – удовлетворение потребностей населения. По-прежнему, граждане воспринимаются как просители у власти.

Кроме того, исполкомы областного уровня фактически устранились от выполнения задачи по координации и методическому руководству деятельностью нижестоящих исполнительных и распорядительных органов в рамках принятия мер по реализации нормативных актов в сфере дебюрократизации государственного аппарата.

 

ГЛАВА 3 
ДАЛЬНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

 

Дебюрократизация государственного аппарата – это постоянно расширяющаяся  тема, которая перекликается со многими  другими институциональными преобразованиями в государственном управлении: необходимо проведение соответствующей работы по информатизации государственных  органов, оснащению их необходимой  компьютерной и множительной техникой, налаживанию системы обучения специалистов государственных органов  новым  способам их выполнения и многие другие вопросы.

Данные вопросы не могут быть решены путем принятия отдельных  нормативных правовых актов, а требуют  тщательной проработки, основывающейся на системном восприятии бюрократизма как социального явления, которое  нуждается в соответствующих  мерах реагирования.

На Западе этот процесс начался  более двадцати лет назад и  продолжается до сих пор. Причем даже в таких странах, как Франция, Великобритания, США граждане нередко  недовольны работой своих чиновников.

Отсутствие системной итоговой картины, к которой должна привести кампания по дебюрократизации, закрепленной в каком-либо программном документе, существенно осложняет поиск  адекватных способов по достижению целей  такой кампании. Здесь уместно  напомнить ставшее крылатым выражение  В.И. Ленина: ”Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, - тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя ”натыкаться“ на эти общие вопросы“ [34, с. 368].

Относительно реформирования административных процедур важно отметить, что во многих странах реформирование данного  института становится частью более  комплексных преобразований в сфере  государственного управления. Основными  целями таких преобразований являются стремление сократить государственные  расходы, повысить привлекательность  и имидж государственной службы, усовершенствовать процессуальные формы взаимодействия административных органов с гражданами и организациями, повысить качество предоставления государственных  услуг, укрепить доверие к органам  власти. Важной задачей должно также  стать изменение мышления чиновников всех уровней, которые должны усвоить, что их задача не командовать, приказывать, а оказывать услуги основному потребителю – своим гражданам, на средства которого и содержится весь государственный аппарат.

В соседних странах эти вопросы  становятся предметом длительных и  кропотливых исследований. Так, на Украине  проблематика административных процедур исследуется центром политико-правовых реформ с 1998 г. Министерством юстиции Украины еще в 1998 году был разработан проект концепции реформы в целом административного права.

В Российской Федерации в результате работы научного коллектива под эгидой Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве  Российской Федерации была подготовлена концепция административной реформы.

Кардинальное реформирование системы  государственного управления осуществляется и в Республике Казахстан. В рамках административной реформы предусмотрено  проведение работы по шести блокам.

Первое. Реформа государственной  службы.

Второе. Совершенствование государственного планирования.

Третье. Бюджетирование, ориентированное  на результаты.

Четвертое. Повышение качества государственных  услуг.

Пятое. Оптимизация и эффективное  управление государственным сектором экономики.

Шестое. Мониторинг и оценка результатов  деятельности государственных органов  и государственного сектора экономики [36].

По нашему мнению, разработка соответствующей  концепции совершенствования государственного управления (концепции административной реформы) актуальна и для Беларуси.

Как уже отмечалось, в Беларуси предпринимаются конкретные меры упрощения административных процедур, сокращения их количества, сроков их осуществления, размеров платы и т.д. В этих целях проводится работа по выявлению и учету таких процедур.

При этом проблема учета административных процедур решается путем формирования перечней административных процедур, осуществляемых в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Указанные перечни содержат информацию о:

наименовании процедуры;

органах, ответственных за ее осуществление;

перечнях документов, которые необходимо представить для осуществления  процедуры;

размере платы за осуществление  процедуры;

сроке осуществления административной процедуры;

сроке действия документа, выдаваемого  при осуществлении процедуры.

При этом соответствующие перечни утверждаются нормативными правовыми актами, в том числе в отношении граждан – указом Главы государства, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – постановлениями Правительства.

Формирование таких перечней обеспечивает удобство для пользователей и  позволяет избежать необходимости  искать соответствующие процедуры  по всему массиву законодательства.

Создание удобного для населения  механизма учета административных процедур, позволяющего свести воедино разрозненное правовое регулирование, не является белорусским изобретением. Подобные механизмы применяются во многих странах.

Например, в Республике Татарстан создан справочник государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан. Он предназначен для информирования граждан о предоставляемых государственных услугах и не носит нормативного характера. Справочник содержит краткие основные сведения о порядке предоставления государственных услуг. Полные сведения содержатся в утвержденных административных регламентах, размещенных на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и на портале Правительства Республики Татарстан. Данный справочник касается граждан и юридических лиц и содержит информацию о порядке осуществления 122 государственных услуг.

Информация о работе Дебюрократизация государственного аппарата