Дебюрократизация государственного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Обретение Беларусью после распада СССР независимости послужило толчком к коренному обновлению большинства сторон жизни страны, реформированию государственных и общественных структур. Такие ценности, как права человека, правовое государство за очень короткий промежуток времени заняли доминирующее положение в общественном сознании и начали оказывать существенное влияние на формирование государственной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 4
1.1 Понятие дебюрократизации государственного аппарата 4
1.2 Сущность административных процедур и их место в деятельности государственных органов 6
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 10
2.1 Принимаемые меры по дебюрократизации государственного аппарата 10
2.2 Дебюрократизация взаимоотношений государственных органов с гражданами и организациями 12
2.3 Совершенствование взаимодействия государственных органов 16
2.4 Проблемы практической реализации требований законодательства, принятого в рамках работы по дебюрократизации государственного аппарата 19
ГЛАВА 3 ДАЛЬНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 85.44 Кб (Скачать)

Справочник содержит следующую  информацию: наименование услуги, категория  получателей услуги, перечень представляемых документов, срок осуществления услуги и максимальное время ожидания, организация, оказывающая услугу, ее адрес, телефон  и сайт с более подробной информацией  (при наличии).

Реестр государственных услуг Казахстана содержит регулярно обновляемый перечень государственных услуг, оказываемых на республиканском и местном уровнях физическим и юридическим лицам. Данный перечень предусматривает следующие позиции: наименование услуги; указание на потребителя услуги; государственный орган, обеспечивающий оказание государственной услуги; организации, осуществляющие прием заявлений и выдачу оформленных документов. В настоящее время данный реестр утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2007 г. № 561 и содержит 132 государственные услуги.

При этом в отношении каждой государственной  услуги разрабатывается регламент (стандарт) ее осуществления, содержащий подробную информацию о порядке  осуществления такой услуги.

В Украине функционирует Реестр государственных и административных услуг. Данный Реестр создан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 2009 г. № 532 ”Об утверждении Положения о Реестре государственных и административных услуг“. Ведение данного Реестра осуществляется  Главной государственной службой Украины.

Каждая услуга представляется в  Реестре отдельным комплектом материалов и должна содержать информацию о: наименовании органа, в сфере которого предоставляется услуга; наименовании государственной или административной услуги; субъекте предоставления услуги нормативном правовом акте, предусматривающем  предоставление услуги; результате предоставления услуги (лицензия, разрешение, справка, информация и т.д.); размере платы  за предоставление услуги и указание нормативного правового акта, определяющего  такой размер.

В Узбекистане используется специфический подход к учету государственных услуг. Создан реестр таких услуг, однако в него вошли лишь те услуги, которые являются интерактивными, то есть осуществляются на основе взаимодействия населения с государственными органами и организациями с использованием информационных технологий. Указанный реестр утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 августа 2007 г. № 181 ”О мерах по дальнейшему совершенствованию взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах с юридическими и физическими лицами с использованием информационно-коммуникационных технологий“ и содержит 49 услуг.

Реестр включает в себя информацию о наименовании услуги и органе, ответственном за ее осуществление. При этом в указанном постановлении  предусмотрено, что порядок, условия и сроки предоставления интерактивных государственных услуг определяются регламентом, разрабатываемым и утверждаемым каждым ведомством.

Регламент должен содержать  следующие основные положения: четкую и ясную формулировку состава и содержания оказываемой услуги; вид/форму и способ оказания услуги, конкретный ожидаемый результат; сроки оказания услуг; при необходимости, стоимость оказания услуг; порядок и сроки обжалования действий (бездействия) ведомства или должностного лица.

Ведение Реестра обеспечивает Узбекское агентство связи и информатизации.

Налажен учет государственных услуг  и в Кыргызской Республике. Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 февраля 2004 г. № 103 утвержден Реестр разрешительных документов, выдаваемых органами исполнительной власти и их структурными подразделениями. Данный реестр включает информацию о наименовании услуги и законах, определяющих порядок осуществления услуги. В настоящее время реестр содержит 137 услуг. Выдача разрешительных документов, не предусмотренных в данном Реестре, не допускается.

Подводя итог краткому обзору используемых за рубежом подходов к учету осуществляемых в стране административных процедур (государственных услуг) можно выделить несколько основных моментов, в том числе следующие.

1. В большинстве изученных стран принимаются меры по налаживанию системы учета осуществляемых в государстве административных процедур (государственных услуг), хотя используемые при этом способы учета существенно разнятся.

2. В одних странах перечни или реестры административных процедур (государственных услуг) утверждаются в виде нормативных актов, в других – ведутся в качестве информационных банков и баз данных.

3. Существенные различия проводятся и по количеству включаемых в такие перечни (реестры) процедур или услуг, что зависит, в том числе, от сложившегося в конкретной стране подхода к пониманию административных процедур (государственных услуг).

4. Нет единообразного решения  и относительно круга информации, включаемой в соответствующие  реестры или перечни. При этом  в отличие от Беларуси, как  правило, в такие перечни (реестры)  не включается информация о  конкретных перечнях документов, которые необходимо предоставить для осуществления процедуры. Во многом это объясняется тем, что в отношении каждой процедуры принимается регламент ее осуществления.

5. За редким исключением указанные  перечни или реестры не содержат  запрета на осуществление процедур, которые в них не содержатся.

Несложно заметить, что не существует какого-то общепринятого механизма  учета административных процедур (государственных  услуг). Тем не менее, если с учетом зарубежного опыта проанализировать плюсы и минусы избранного в Беларуси подхода, то можно прийти к выводу, что формирование перечней административных процедур в том виде, в котором оно осуществляется в нашей стране, является лишь промежуточным этапом.

Как это не парадоксально, однако соответствующие  перечни не дают, да и, по сути, не могут  дать исчерпывающей информации о  порядке осуществления административной процедуры. Заинтересованные лица все  равно вынуждены обращаться в  уполномоченные органы и уточнять каким  образом данная процедура осуществляется.

По ряду процедур сложности наблюдаются  и в отношении уяснения механизма  осуществления процедур. Особенно это  касается сложных и многоступенчатых процедур. Возьмем такую процедуру, как оказание услуг по газификации  одноквартирного жилого дома с оказанием  гражданину комплексной услуги газоснабжающей организацией. В перечне представляемых гражданами документов содержится лишь одно заявление. Но те, кто в жизни  сталкивался с данной процедурой, знают, что подача заявления –  это лишь начало процедуры, которая  требует осуществления большого количества действий и прохождения  целого ряда отдельных этапов и стадий.

Понимая нормативную недостаточность  регулирования, содержащегося в  перечне, республиканские органы государственного управления подготовили инструкции, определяющие порядок взаимодействия различных организаций при осуществлении  сложных административных процедур. Однако, во-первых, данные инструкции приняты  далеко не по всем процедурам, в отношении  которых они необходимы. Во-вторых, содержание данных актов оставляет  открытыми многие вопросы осуществления  административных процедур.

Подводя итог изложенному, полагаем возможным  отметить, что к будущим задачам  реформирования государственного управления в рамках дебюрократизации государственного аппарата в Беларуси ориентировочно могут быть отнесены следующие основанные на всестороннем научном анализе вопросы:

оптимизация системы государственных  органов и их функций.

На нынешнем этапе необходимо проведение анализа управленческой деятельности в целях устранения дублирующих  функций, уточнения статуса департаментов, упразднения излишних государственных  функций или передачи их коммерческим организациям, изменения критериев  оценки работы государственных органов (основной показатель эффективности  работы – оценка деятельности организации  со стороны населения, а не вышестоящих  органов), налаживание эффективных  каналов обратной связи с населением и др.;

усиление процессуального  регулирования правовых отношений  между административными органами, с одной стороны, и гражданами и организациями, с другой стороны.

Важным направлением совершенствования  законодательства Беларуси об административных процедурах должно на нынешнем этапе  стать дальнейшее углубление процессуального  регулирования властной деятельности государственных органов. Здесь  должны быть рассмотрены вопросы  дальнейшего упрощения административных процедур, в том числе и разработка критериев их платности и бесплатности;

информатизация государственного управления.

Многие факторы свидетельствуют, что эффективное выполнение функций  государства по прежним схемам невозможно. Из года в год на государственный  аппарат возлагаются все новые  и новые функции, а численность  работников не увеличивается. Выполнение новых задач без широкого внедрения  информационных технологий, без построения подлинного электронного Правительства  невозможно;

обеспечение максимальной доступности осуществления административных процедур для населения.

В настоящее время в Беларуси существует множество различных  органов, в которые необходимо обращаться за осуществлением различных административных процедур. Это вынуждает каждый раз  выяснять, где располагается тот  или иной орган, узнавать конкретный режим его работы, чтобы попасть на прием и т.д. Подобный порядок создает определенные сложности для населения.

В целях исключения таких ситуаций в зарубежных странах нередко  идут по пути создания так называемых ”гражданских офисов“, которые позволяют  в одном месте осуществлять большинство  наиболее востребованных административных процедур. Так, например, в Казахстане созданы соответствующие центры обслуживания населения. Соответствующие  центры создаются в настоящее  время и в РФ. Еще одним важным направлением может стать создание единого республиканского справочного  номера, по которому можно получить консультации из любой точки страны по вопросам осуществления административных процедур;

разработка регламентов  осуществления конкретных административных процедур.

Необходима разработка детальных  регламентов осуществления административных процедур, предусматривающих четкий механизм подачи, движения и рассмотрения заявления с приложением бланков  необходимых документов. Данные регламенты должны быть доступны на сайтах всех уполномоченных органов;

совершенствование института  государственной службы.

В настоящее время Закон Республики Беларусь от 16 июня 2003 года ”О государственной службе в Республике Беларусь“ требует существенного пересмотра. Прежде всего, речь идет о построении четкой системы видов государственной службы, о чем неоднократно уже говорилось в различных публикациях;

разработка эффективного механизма правовой защиты граждан  от действий административных органов (создание механизма административной юстиции).

Опыт других стран показывает, что  административная юстиция является одним из наиболее действенных факторов контроля населения за деятельностью  органов власти. При этом необязательно  создавать какую-то специальную  систему судов, а можно ограничиться на первое время специализацией в  рамках общих судов. Кроме того, усиление регламентации деятельности государственных  органов во взаимоотношениях с гражданами и организациями ставит остро  вопрос о контроле за такой деятельностью. По сути, действенный механизм административных процедур сможет полноценно заработать лишь при появлении института  административной юстиции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время в Республике Беларусь принимаются значительные усилия по дебюрократизации государственного аппарата, готовятся и издаются нормативные акты, проводятся проверки их выполнения, реализуются организационные и технические мероприятия и т.д. Фактически дебюрократизация государственного аппарата и упрощение административных процедур возведены в ранг одного из важнейших направлений государственной политики.

Между тем, анализ принятых мер показывает, что они не всегда увязаны в  целостную систему и в большинстве  случаев направлены на решение отдельных, частных проблем. К сожалению, на нынешнем этапе отсутствует закрепленное в нормативном документе концептуальное видение итоговой картины, к которой  должна привести кампания по дебюрократизации государственного аппарата, а также  четкое представление о тех средствах, с помощью которых можно и  нужно решать накопившиеся проблемы.

Так, например, основное значение в  дебюрократизации государственного аппарата придается принятию нормативных  правовых актов, а также последующим  проверкам и принятию административных мер за их неисполнение. За последние  несколько лет принято большое  количество различных актов законодательства, причем нередко по одним и тем  же вопросам.

Вместе с тем не все из принимаемых  актов государственные структуры  в состоянии ”переварить“, в  том числе и потому, что нынешняя система, основы которой были заложены еще в СССР, в ряде случаев оказывается  непригодной для решения поставленных перед ней новых задач, и проводимые проверки не в состоянии изменить сложившуюся ситуацию. На нынешнем этапе существенно выросли требования к государственному аппарату и ожидания результата от его деятельности. Как  заметил А. Кинг: ”Было время, когда  человек смотрел на Бога в надежде, что он наведет порядок. Затем  он смотрел на рынок. Теперь он смотрит  на Правительство“ [33, с. 82].

Информация о работе Дебюрократизация государственного аппарата