Дебюрократизация государственного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Обретение Беларусью после распада СССР независимости послужило толчком к коренному обновлению большинства сторон жизни страны, реформированию государственных и общественных структур. Такие ценности, как права человека, правовое государство за очень короткий промежуток времени заняли доминирующее положение в общественном сознании и начали оказывать существенное влияние на формирование государственной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 4
1.1 Понятие дебюрократизации государственного аппарата 4
1.2 Сущность административных процедур и их место в деятельности государственных органов 6
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 10
2.1 Принимаемые меры по дебюрократизации государственного аппарата 10
2.2 Дебюрократизация взаимоотношений государственных органов с гражданами и организациями 12
2.3 Совершенствование взаимодействия государственных органов 16
2.4 Проблемы практической реализации требований законодательства, принятого в рамках работы по дебюрократизации государственного аппарата 19
ГЛАВА 3 ДАЛЬНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 85.44 Кб (Скачать)

И практика показывает, что так  оно и происходит. Сегодня по целому ряду процедур государственные органы и иные организации отказываются от необходимости затребования отдельных  дополнительных документов, мотивируя это тем, что они им больше не нужны. Иными словами, когда чиновников самих заставили осуществлять сбор необходимых документов для выдачи гражданам справок, они решили, что многие из таких документов являются лишними, так как не влияют на принятие решения.

Следующим важным шагом  на пути упрощения, создания более доступной  и понятной для граждан процедуры  обращения в государственные  органы и иные государственные организации  за получением справок и других документов стал Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 года № 152 [6]. Им был утвержден перечень административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за осуществлением административных процедур.

Указанные перечни содержат информацию о: наименовании процедуры; органах, ответственных  за ее осуществление; перечнях документов, которые необходимо представить  для осуществления процедуры; размер платы за осуществление процедуры; срок осуществления административной процедуры; срок действия документа, выдаваемого  при осуществлении процедуры.

При этом перечень административных процедур в отношении граждан  утвержден указом Президента Республики Беларусь (как уже отмечалось, недавно  принят Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года № 200).

Данный перечень предусматривает  механизм осуществления около тысячи административных процедур в различных  сферах деятельности. В отношении  каждой процедуры указывается перечень документов, которые гражданин должен предоставить для выдачи справки, срок выдачи справки, а также ее стоимость.

В дальнейшем проводилась  систематическая работа по внедрению  предписаний названных актов  в правоприменительную деятельность государственных органов.

Однако реальное выполнение этих актов оказалось весьма далеким  от ожидаемого.

Сложившаяся ситуация, когда  граждане из средств массовой информации слышали бойкие отчеты чиновников о  том, что заявительный принцип ”одно  окно“ успешно внедрен в деятельности государственных органов, а на практике, обращаясь за получением справок, не видели зачастую никаких существенных изменений, требовала срочных мер реагирования.

Такой мерой стало издание  Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2 ”О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата“ [7].

Целью издания Директивы  явилось совершенствование работы государственных органов с населением, форм, методов и стиля работы государственного аппарата.

В качестве нововведения Директивы  следует отметить изменение подходов к режиму работы государственных  органов.

В частности, предусматривается необходимость  пересмотреть режим работы структурных  подразделений и должностных  лиц государственных органов, осуществляющих прием граждан и (или) выдачу им справок  и других документов, определив его  в удобное для населения время. Прием граждан в рабочие дни  должен начинаться не позднее 8 часов  или завершаться не ранее 20 часов, а также осуществляться по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетом количества и специфики  обращений.

Особое внимание среди нормативных  правовых актов следует обратить на принятие Закона Республики Беларусь ”Об основах административных процедур“ [8], который призван стать комплексным  законодательным актом, регулирующим порядок осуществления административных процедур. Данный Закон должен быть руководящим документом каждого  чиновника, регламентирующим последовательность его действий во взаимоотношениях с  гражданами и организациями.

В частности, указанным  Законом предусматриваются следующие  нововведения:

распространить правила  осуществления административных процедур помимо граждан также на юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей;

исключить ведомственное  и существенно ограничить местное  нормотворчество в сфере административных процедур, как в отношении граждан, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

определить стадии осуществления  административных процедур, участников административных процедур, их права  и обязанности, виды и правила  исчисления сроков осуществления административных процедур;

закрепить унифицированные требования к заявлениям, подаваемым заинтересованными  лицами в уполномоченные органы, и  прилагаемым к ним документам, четкий перечень оснований для отказа в приеме заявления заинтересованного  лица, возвращения письменного заявления (отказа в рассмотрении устного заявления);

регламентировать порядок рассмотрения заявлений граждан и взаимодействия государственных органов с иными  организациями при рассмотрении таких дел в части запроса  и представления документов и (или) сведений, необходимых для осуществления  административных процедур;

установить требования к административному  решению и иным административным актам, принимаемым уполномоченным органом по заявлению гражданина, а также порядок обжалования  таких решений.

Сказанное позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день существует комплексное правовое регулирование вопросов, связанных с дебюрократизацией взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями, предусматривающее как юридические, так и организационно-распорядительные меры. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить практическую реализацию принятых актов, наладить эффективный механизм их применения, а также обеспечить должное  научное осмысление и анализ тех мер, которые уже приняты государством в этой сфере.

2.3 Совершенствование взаимодействия  государственных органов

Как уже говорилось выше, дебюрократизация государственного аппарата имеет две  составляющие: упрощение работы государственных  органов с гражданами и организациями  и упрощение работы внутри государственного аппарата. И если первое направление  и меры принимаемые в рамках его  осуществления общеизвестны, то о  втором направлении известно значительно  меньше.

Между тем указанные направления  тесно связаны между собой. Реализация принципа ”одно окно“, предполагающая перекладывание обязанности по сбору необходимых документов с заинтересованных лиц на чиновников, невозможна без упорядочивания внутриаппаратной работы государственных органов.

Оптимизации внутриаппаратной работы государственных органов может  способствовать принятие совместных актов, определяющий четкий механизм взаимодействия при осуществлении административных процедур, в которых задействованы несколько государственных органов.

Принятие подобных актов позволяет  избежать задержек и неясностей при  взаимодействии государственных органов, а также облегчает работу рядовых  специалистов.

В качестве примера можно привести постановление Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь от 16.03.2007 № 40 ”Об утверждении Инструкции о взаимодействии органов по труду, занятости и социальной защите с  государственными органами и организациями  при осуществлении некоторых  административных процедур“. Данная Инструкция согласована более чем с 10 различными государственными органами.

К сожалению, в настоящее время  подобные инструкции приняты по очень  ограниченному количеству административных процедур.

До сих пор сохраняется  ситуация, когда большой объем  рабочего времени работников государственных  органов затрачивается на подготовку и составление различного рода отчетов  и справок. Имеет место практика запроса одних и тех же сведений (например, списков инвалидов, проживающих на определенной территории) большим количеством различных организаций.

В сфере государственной  статистики помимо Закона Республики Беларусь ”О государственной статистике“  действуют несколько сотен актов  Национального статистического комитета Республики Беларусь, которыми утверждаются либо изменяются формы государственной статистической отчетности, причем часть из них носит временный характер и фактически не применяется. Наличие такого количества актов затрудняет работу с формами статистической отчетности, а в ряде случаев приводит к дублированию предоставляемой информации.

Кроме того, существующий порядок  запроса сведений и информации, не относящейся к статистической отчетности, приводит к тому, что отчеты, а  также различного рода информация запрашиваются  у различных организаций не только руководителями государственных органов, но и простыми специалистами.

Как результат, в ряде организаций  значительная часть рабочего времени  уходит на подготовку информации по запросам различных государственных органов. При этом часть запрашиваемой  информации не имеет актуальности и  фактически не используется при принятии управленческих решений.

Для изменения ситуации в Директиве  Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2 устанавливается единый порядок сбора статистических данных и разовой информации, обязательный для всех государственных органов и иных организаций (обязательное утверждение форм государственной статистической отчетности Министерством статистики и анализа; обязательное согласование с Межведомственным советом по государственной статистике форм дополнительной отчетности; определение кто, кого, по каким вопросам и с какой периодичностью может запрашивать).

Порядок утверждения и предоставления государственной статистической отчетности определен в Законе Республики Беларусь ”О государственной статистике“. В большинстве случаев предоставление государственной статистической отчетности не вызывает больших нареканий у респондентов.

Что касается ведомственной отчетности, то эта отчетность относится исключительно к разряду административного, а не статистического учета, поскольку необходима государственным органам для выполнения возложенных на них контрольных функций. Порядок ее сбора и утверждения определен в упомянутой Директиве.

Порядок предоставления разовой информации тоже регулируется Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2006 г. № 1437 «О некоторых мерах по упорядочению документооборота в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомах и Минском горисполкоме».

В числе основных проблем, связанных  с предоставлением разовой информации можно отметить следующие.

Дублирование одной и той  же информации различными государственными органами, а также информации, содержащейся в различных формах отчетности.

Сбор информации на периодической  основе, не подпадающей под  критерии ведомственной отчетности, без согласования с Межведомственным советом по государственной  статистике.

Многократное и чрезмерно частое предоставление информации по одному и тому же вопросу.

Отсутствие единых подходов к порядку  предоставления сведений на всех уровнях  управления.

Несоблюдение установленной процедуры  направления запросов, в том числе  без указания оснований направления  запросов либо с указанием неправомерных  оснований направления запросов.

Таким образом, в совершенствовании  нуждается именно порядок сбора  информации, не относящейся к государственной  статистической отчетности.

Учитывая внимание, которое придается  в государстве работе по дебюрократизации государственного аппарата, а также  то, что эти вопросы регулируются преимущественно на уровне законодательных  актов, порядок сбора информации, не относящейся к государственной  статистической отчетности, также следовало  урегулировать на уровне акта Главы  государства.

2.4  Проблемы практической реализации требований законодательства, принятого в рамках работы по дебюрократизации государственного аппарата

Принятие правовых актов само по себе еще не гарантирует существенного  изменения ситуации. Многое зависит от отношения к выполнению правовых предписаний лиц, ответственных за их реализацию. Как показывает история, реформирование многих сфер общественных отношений нередко наталкивается на непонимание необходимости такого реформирования, а порой на простое игнорирование новых требований.

Учитывая важность проводимой работы по дебюрократизации государственного аппарата,  Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2  персональная ответственность за обеспечение контроля по выполнению требований Директивы не случайно возложена именно на Главу Администрации Президента Республики Беларусь.

В рамках контроля выполнения Директивы  Администрацией Президента Республики Беларусь и подчиненными ей организациями  неоднократно осуществлялись проверки выполнения Директивы местными исполнительными  и распорядительными органами, а  также  проводились социологические  исследования в целях выявления  мнения граждан о состоянии работы по дебюрократизации государственного аппарата.

Информация о работе Дебюрократизация государственного аппарата