Основные направления государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается со сложившейся в недавнее время экономической ситуацией в стране, да и во всем мире. Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них. Помимо этого очень важно исследовать причины возникновения экономических циклов и выяснить, как сглаживаются амплитуды их колебаний, чтобы использовать эти знания для сглаживания последствий этих циклов, чтобы они не оказывали такого разрушительного воздействия на экономику.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..……….....3

1.Теоретические аспекты содержания механизма государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике…………………………………….….4

1.1. Система государственного регулирования кризисных ситуаций……….4

1.2. Основные направления государственного регулирования……………..10

Выводы по главе………………….………………………………………………15

2. Анализ средств и механизма современного государственного регулирования кризисных ситуаций на примере Правительства РФ …………...………...16

2.1. Анализ работы правительства по регулированию кризиса 2008-2009 гг. 16

2.2 Основные проблемы регулирования кризисной ситуации 2008-2009 гг…30

Выводы по главе………………………………………………………….………35

Заключение…………………………………………………………….…………37

Список использованной литературы………………………………….………...39

Работа содержит 1 файл

Основные направления государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике.docx

— 200.71 Кб (Скачать)

     Особое  администрирование деятельности предприятий  выражается в следующих формах:

  • введение дополнительных форм отчетности;
  • установление обязательных нормативов;
  • лицензирование;
  • обязательное страхование ответственности;
  • законодательное ограничение тарифов;
  • другие законодательные ограничения.
 

1.2 Основные направления государственного регулирования 

     Государственное антикризисное регулирование экономики  непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

     Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику, что видно на рис. 1.2.

     

Рис. 1.2. Методы государственного регулирования

     Жесткое  разграничение  экономических  и   административных   методов несостоятельно. С одной стороны элементы  администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Хотя бы потому, что контролируется  той  или иной  государственной  службой,  которая  переключает  его  после   принятия соответствующего  политического  решения.  С  другой   стороны,   в   каждом административном регуляторе есть нечто экономическое  в том смысле,  что  он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса.     

       Хотя экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они существенно отличаются друг  от  друга.  В частности,  административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой  вообще  сводят ее к нулю.  Такое  случается  там,  где  администрирование  экономически  не обосновано,  запредельно,  обретает  черты  тотальности,   перерождается   в командно-распределительную  систему.   В   этих   условиях   государственный контроль  становится  всеобъемлющим,  охватывая  размеры  производства,  его структуру, цены, потребительные  качества  продукции,  издержки,  заработную плату, прибыль и ее распределение, связи  с  поставщиками  и  потребителями, словом весь хозяйственный процесс.       Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул,  на  который субъект может либо отреагировать, либо не  обращать  ни  малейшего внимания,  в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.

           Одно  из  важнейших  экономических   средств   —   прогнозирование   и планирование. Рыночная экономика в отличие от  экономики  административно-командного типа  является  системой  саморегулируемой,  не  требующей   постоянного и всеобъемлющего  внешнего  вмешательства.  Однако  и  эта система требует внешнего регулирующего воздействия с целью достижения  пропорциональности  в рамках общественного воспроизводства. Периодические кризисы,  потрясавшие  в XIX  и  XX  веках  капиталистическую   экономику,   привели   к   выводу   о необходимости   использования   государственного   регулирования   в  целях достижения стабильного и  эффективного  развития  рынка.  Прогнозирование  и планирование и есть те инструменты, которые позволяют  устранить  отмеченные выше   недостатки   рыночной   экономики,   преодолеть ограниченность   ее возможностей. И прогнозирование, и планирование — имманентно присущие  любой экономике инструменты, способы достижения сбалансированности развития.  Государственное  прогнозирование   социально-экономического   развития государства представляет собой систему научно обоснованных  представлений  о направлениях  социально-экономического  развития   страны,   основанных   на законах рыночного хозяйства. Планирование — деятельность государства в лице его органов управления, а  также  субъектов  экономической  деятельности   по   разработке   планов, представляющих собой последовательность действий,  согласованных  по  целям, ресурсам и направленных на достижение  определенного  конечного  результата. Прогнозирование представляет собой предпосылку для планирования.     

       Систему государственных прогнозов  составляют прогнозы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Временной промежуток  прогноза  социально-экономического  развития  на долгосрочную перспективу колеблется  в  различных  государствах  по-разному. Обычно прогноз разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.       На  основе  прогноза  на  долгосрочную   перспективу   разрабатывается концепция  социально-экономического  развития  государства  на  долгосрочную перспективу, вкоторой конкретизируются  варианты  социально-экономического развития  страны,  определяются  возможные   цели   социально-экономического развития, пути и средства достижения указанных целей. 

     Обычно  прогноз  социально-экономического  развития  на  среднесрочную перспективу разрабатывается на  период  от  трех  до  пяти  лет  и  ежегодно корректируется.  Первое после вступления в должность  Президента  Российской  Федерации. Послание,  с которым он  обращается  к Федеральному  Собранию,   содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического  развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.     

     Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Документ содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического  развития  государства на среднесрочную перспективу и уточнению указанной  программы  с  выделением задач на предстоящий год.       Различают государственное  директивное  и  индикативное  планирование. Директивное  планирование  предполагает  обязательность  и   ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых  показателей.  Индикативное планирование предполагает  установление  в  плане  определенных  показателей (например, характеризующих динамику, структуру  и  эффективность  экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения и др.)  с  целью достижения пропорциональности и  планомерности  развития  экономики  или  ее отдельных частей.  При планировании  используются  различные  методы  или  их  сочетание: балансовый  метод,  нормативный  метод,  экономико-математические  методы  и модели.       В современных условиях широко  используется  программно-целевой  метод планирования, с выделением долгосрочных целевых комплексных программ.       Действующим   законодательством   государства    установлен    порядок разработки и реализации федеральных целевых  программ  и  межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует страна.

           Экономическое    пространство,  на которое     распространяются административные  методы,  как  видно  весьма  обширно.  Они   давно   стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть  не  мешают  повышению эффективности производства  и  благосостояния  населения.  Мировая  практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не  само  по  себе.  Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования.

                   Различия методов государственного регулирования

           В каждой стране есть свои  нормы  и  стандарты,  которые   соответствуют конкретным условиям того или иного государства.  В  России  с  ее  огромным пространством,  разнообразием  природно-климатических  условий  и  народных традиций, очевидно, допустимы некоторые различия управления даже  в  рамках отдельных территорий. По отдельным видам продукции и  услуг,  прежде  всего монопольного характера, государственные  органы  вынуждены  сотрудничать  с крупнейшими корпорациями. Такое сотрудничество установилось и в  России,  в частности, между  государственными  органами  всех  уровней  и  крупнейшими объединениями в энергетическом комплексе, на транспорте, в связи и др.  Исполняя  регулирующую  роль,  последние  десятилетия  государственные органы Японии  и  США  также  действуют  в  основном  совместно  с  наиболее крупными корпорациями. При этом они определяют:  

       а) объем необходимых инвестиций, их направление и структуру;   

     б) технический уровень, а также  объем и пропорции выпуска  важнейших видов продукции, ее конкурентоспособность;  

       в)  уровень  заработной  платы   и  некоторые  другие  виды  деятельности предприятий.  Намеченные общенациональные  задачи  решаются  в основном  с  помощью экономических регуляторов: налогов, кредитов, субсидий,  программ,  квот  и др.     

       Например, в странах Западной  Европы, а также африканского  и азиатского континентов,  нередко  наблюдается  прямое   вмешательство   государственных органов в работу  частных  фирм.  Так  во  Франции,  Южной  Корее,  Тайване, Индонезии,  Гане,  Нигерии  и  других  странах  регулярно  под  руководством государства разрабатываются пятилетние планы,  которые  ставят  значительные ограничения в работе как государственных, так и частных фирм.

                                                 Выводы по главе

     Государство, осуществляя регулирование социально-экономических  процессов, использует систему методов  и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических  задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

     Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

     Правительство значительно снизило административные барьеры для малого бизнеса, и  это очень важно. В то же время, немалые ресурсы, в том числе  финансовые, затрачиваются на организацию  масштабных программ переобучения. Это  важная мера, но совершенно несвоевременная  в период активной фазы кризиса. Неясно ведь, какова будет структура экономики  в будущем. Когда станет понятно, какие отрасли или регионы  не смогут выйти из кризиса, тогда настанет пора помогать людям в активном возрасте и субсидировать обучение, это нормальная идея.

     Особенностью российской экономики перед кризисом являлся большой объем внешних корпоративных долгов при незначительном государственном долге, и третьих в мире по величине золотовалютных резервах государства.

     Существуют  две принципиально разные точки  зрения на происходящие кризисные процессы. Согласно первой, более распространенной, текущий экономический кризис стал результатом регулярного циклического развития экономики, нынешняя же фаза рецессии более глубокая и длительная, чем обычно. В этом случае активная политика по поддержанию спроса и  предотвращению необратимых потерь в промышленности позволит сохранить производственный потенциал.

     Приверженцы второй, альтернативной точки зрения исходят из долгосрочного характера кризиса, вследствие чего изменится структура потребления в глобальном масштабе на фоне перехода к более экономичной модели развития. Тогда любые попытки сохранить спрос на прежнем уровне за счет мер государственного регулирования могут дать лишь кратковременный эффект, а в долгосрочной перспективе приведут к расходованию ограниченных ресурсов. В этом случае основной акцент должен быть сделан на смягчении "посадки" экономики и ее ускоренной адаптации к новым условиям.

 

2. Анализ средств и механизма современного государственного регулирования кризисных ситуаций на примере Правительства РФ

    1. Анализ работы правительства по регулированию кризиса

    2008-2009 гг.

     Экономический спад конца 2008 г. - начала 2009 г. оказался для России серьезным испытанием. Особенность ситуации, которая сложилась в стране заключается в том, что основные негативные тенденции, определившие глубину и тяжесть кризиса, стали следствием развития событий в мировой экономике. Впервые появилось полное осознание того, что глубокое вхождение в мировую экономическую систему может иметь явные отрицательные последствия. До сих пор Россия использовала возможности мировой экономики для получения очевидных выгод: вначале - сбыта сырьевых товаров и стабилизации финансово-экономической системы, затем -получения дешевых кредитов для финансирования экономического роста.

     В связи с уникальностью для  современной России наблюдаемого экономического спада прогнозирование его длительности и последствий становится весьма сложной актуальной задачей. При этом возможность повторения подобных ситуаций в будущем ставит задачу выработки единых методических подходов к анализу кризисных процессов в экономике и систематизации механизмов реагирования на отдельные их проявления. От того, насколько точно будут определены глубина и продолжительность кризиса, зависят решения экономических властей страны о минимизации его негативных последствий. В частности, на основании предположений о дальнейшем развитии ситуации должна вырабатываться политика в отношении финансовых резервов государства.

Информация о работе Основные направления государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике