Основные направления государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается со сложившейся в недавнее время экономической ситуацией в стране, да и во всем мире. Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них. Помимо этого очень важно исследовать причины возникновения экономических циклов и выяснить, как сглаживаются амплитуды их колебаний, чтобы использовать эти знания для сглаживания последствий этих циклов, чтобы они не оказывали такого разрушительного воздействия на экономику.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..……….....3

1.Теоретические аспекты содержания механизма государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике…………………………………….….4

1.1. Система государственного регулирования кризисных ситуаций……….4

1.2. Основные направления государственного регулирования……………..10

Выводы по главе………………….………………………………………………15

2. Анализ средств и механизма современного государственного регулирования кризисных ситуаций на примере Правительства РФ …………...………...16

2.1. Анализ работы правительства по регулированию кризиса 2008-2009 гг. 16

2.2 Основные проблемы регулирования кризисной ситуации 2008-2009 гг…30

Выводы по главе………………………………………………………….………35

Заключение…………………………………………………………….…………37

Список использованной литературы………………………………….………...39

Работа содержит 1 файл

Основные направления государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике.docx

— 200.71 Кб (Скачать)

     Вторая  проблема - недостаточная конкурентоспособность  несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.

     Результат - значительное падение промышленного  производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

     Третья  проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.

     Национальная  экономика в последние годы развивались  во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых»  кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и  обеспечения долгосрочного устойчивого  развития необходимо найти внутренние источники роста.

     В октябре - декабре 2008 года, когда мировой  экономический кризис начал оказывать  серьезное воздействие на российскую экономику, правительство начало реализацию антикризисных мер. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики.

     В 2010 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировало использование всех имеющиеся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

     В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство с максимальной ответственностью подходит ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях.

     Отрицательные последствия мирового финансового экономического кризиса 2008-2009 гг.

    1. Падение мировых цен на нефть.

     Национальный  бюджет напрямую зависит от мировой  конъюнктуры рынка энергоносителей. Снижение цен на нефть влечет за собой сокращение доходов бюджета  со всеми вытекающими.

     Падение спроса на энергоносители среди стран  импортеров нефти (США, Китай, Япония, Евросоюз) обусловлено сокращением производства в этих странах, а значит, и гораздо  меньшее потребление сырья основными  потребителями, что и привело к падению цен на ресурсы.

     2. Рост процентных ставок по  кредитам и сокращение объема  кредитования.

     Финансовый  рынок России в докризисное время  выглядел довольно привлекательно для  иностранных инвесторов: динамично  растущая экономика, высокий спрос на финансовые ресурсы, а также относительно высокая доходность при среднем уровне риска.

     Как только финансовый рынок пошел на спад, инвесторы приступили к ускоренному  выводу активов из России. Нехватка денежных ресурсов породила кризис ликвидности в банковской системе. Банки не замедлили приступить к сокращению кредитных портфелей, повышению ставок, и повышению требований к заемщикам, что не только умерило потребительский спрос, но и усложнило ведение бизнеса в кризис.

     Все силы были направлены на то, чтобы обеспечить приемлемый уровень ликвидности и остаться на плаву, а также не попасть под карательные меры Центрального Банка РФ, который начал массово отзывать лицензии у "проблемных" банков.

    3. Падение рынка ипотечного кредитования.

     Ипотечное кредитование в России более чем  на половину проводилось за счет иностранных  ресурсов. Своих длинных свободных  денег под достаточно низкие проценты у нас не достаточно. Соответственно, в связи с оттоком денежных средств иностранных инвесторов, активность ипотечного рынка значительно снизилась. К моменту начала экономических потрясений рынок находился только в стадии становления.

     Рынок ипотечного кредитования в стране существует, но его масштабы крайне малы, а после  вывода средств инвесторов стал ещё  меньше.

     В настоящий момент ставки по ипотечным  кредитам выросли, как и по остальным  кредитным программам, а также  сократился объем выдачи, и ужесточились требования к заемщикам. Дополнительной проблемой к оживлению ипотечного рынка стало сокращение заработных плат, а также неуверенность населения в стабильном уровне доходов в будущем.

     4. Крах Российского фондового рынка.

     Последнее время национальный фондовый рынок  становился все более популярным: иностранные фонды наращивали свое присутствие, вкладывая средства в  российские ценные бумаги, потому как  соотношение риск-доходность смотрелось довольно привлекательно.

     Но  осенью 2008 года торговые площадки останавливали  торги в связи с сильным  падением котировок ценных бумаг  по несколько раз в неделю. Иностранные инвесторы в продавали бумаги российских эмитентов.

     5. Возникновение "кризиса недоверия".

     Кризис  недоверия в бизнесе также  возник благодаря ухудшению экономической ситуации в стране. Это явление возникло вследствие задержек платежей контрагентами по сделкам. Если до кризиса организация могла взять кредит для исполнения обязательств по сделкам, а в торговле вообще доля заемных средств была довольно значительной, что позволяло наращивать обороты и развивать бизнес, то теперь это значительно усложнилось.

     Ограничение кредитных ресурсов привело к  тому, что многие предприятия не смогли рассчитаться по своим обязательствам. Результатом стало недоверие поставщиков, а значит - либо ужесточение условий рассрочки, либо поставка только по предоплате, а в некоторых случаях - разрыв отношений.

     6. Снижение деловой активности.

     Снижение  объемов производства (подразумевается  и оказание услуг), сворачивание инвестиционных проектов, а также ликвидация предприятий (банкротство). Очевидно, что все  это отражает снижение активности бизнеса  в стране в целом.

     Причин  для этого несколько:

     снижение  спроса со стороны конечных потребителей;

     проблемы  с получением кредитов в коммерческих банках;

     "кризис  недоверия"

     Этот  процесс затронул большинство отраслей национальной экономики. Ведение бизнеса в кризис связано с высоким риском, при относительно невысокой рентабельности.

     Снижение  деловой активности можно назвать  одним из наиболее тяжелых последствий финансового кризиса, поскольку это влечет за собой ряд социальных последствий, таких как безработица, снижение доходов населения, сокращение поступлений в бюджеты разных уровней.

     7. Рост безработицы.

     Снижение  деловой активности привело к  массовому сокращению персонала. Предприятия начали пересматривать свою кадровую политику и, в первую очередь, освобождаться от сотрудников, без которых можно нормально функционировать, вторыми на улице оказались сотрудники, подразделения которых упрощались. Наибольшее сокращение испытали на себе работники экономических специальностей.

     Выше  были перечислены наиболее значимые негативные последствия финансового  кризиса, которые носят повсеместный характер. Фактически это то, что  есть сейчас в экономике и социальной сфере. Проблем действительно много  и решать их необходимо комплексно.

     Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:

     Публичные обязательства государства перед  населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;

     Промышленный  и технологический потенциал  будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет  вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;

     Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.

Выводы  по главе 

     Выше  были перечислены наиболее значимые негативные последствия финансового  кризиса, которые носят повсеместный характер. Фактически это то, что  есть сейчас в экономике и социальной сфере. Проблем действительно много  и решать их необходимо комплексно.

     Итак, главной причиной обрушения российского  финансового рынка является его  высокая зависимость от мировой  конъюнктуры вследствие полной открытости и привязки денежной эмиссии к приобретению иностранной валюты в валютный резерв Банка России. Сущностью проводимой политики денежного предложения является формирование денежной массы под приток иностранной валюты, что предопределяет соответствующую специализацию российской экономики под потребности мирового рынка. Ее следствием стали характерные для российской экономики диспропорции, заключающиеся в ее сырьевой специализации.

     В России, к сожалению, в принятии решений  по антикризисной программе превалируют интересы банков. В антикризисную комиссию надо включить представителей промышленности - реального сектора экономики и ученых. Потому что те решения, которые принимаются, выгодны исключительно банковскому сектору, который получает колоссальные деньги без какой-либо ответственности за их конечное использование. Этот перекос может опрокинуть всю экономическую систему.

     Нужно начинать с производственной сферы, потому что именно от ее состояния  зависит вся наша экономическая  ситуация. Если бы так поступили, это  означало бы создание каналов кредитования коммерческих банков под деньги со стороны производственных предприятий.

     Глобальный  экономический кризис носит системный  характер, затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений. Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает эти факторы при выработке и реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.

     Важнейшее значение имеет и изменение хозяйственной  роли государства. Государство создает разнообразный инструментарий, с помощью которого вмешивается в процессы хозяйственной деятельности. По мере роста монополизации экономики и усиления степени ее обобщения, государство должно брать на себя важные функции мобилизации капитала и управления процессом производства, выполнять которые компании, ограниченные рамками соответствующей формы собственности, не в состоянии. 

Информация о работе Основные направления государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике