Основные направления государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается со сложившейся в недавнее время экономической ситуацией в стране, да и во всем мире. Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них. Помимо этого очень важно исследовать причины возникновения экономических циклов и выяснить, как сглаживаются амплитуды их колебаний, чтобы использовать эти знания для сглаживания последствий этих циклов, чтобы они не оказывали такого разрушительного воздействия на экономику.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..……….....3

1.Теоретические аспекты содержания механизма государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике…………………………………….….4

1.1. Система государственного регулирования кризисных ситуаций……….4

1.2. Основные направления государственного регулирования……………..10

Выводы по главе………………….………………………………………………15

2. Анализ средств и механизма современного государственного регулирования кризисных ситуаций на примере Правительства РФ …………...………...16

2.1. Анализ работы правительства по регулированию кризиса 2008-2009 гг. 16

2.2 Основные проблемы регулирования кризисной ситуации 2008-2009 гг…30

Выводы по главе………………………………………………………….………35

Заключение…………………………………………………………….…………37

Список использованной литературы………………………………….………...39

Работа содержит 1 файл

Основные направления государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике.docx

— 200.71 Кб (Скачать)

     Радикальное повышение инновационной активности в экономике, формирование «критической массы» эффективных, динамично развивающихся, конкурентоспособных предприятий во всех секторах производства, продолжение технологической модернизации отечественной промышленности. Стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности.

     Развитие  инфраструктуры - транспортной, энергетической, информационной, создающей основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики.

     На  федеральном уровне Правительственной  комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики утвержден  перечень из 295 перечень системообразующих организаций. Отраслевыми министерствами и ведомствами сформирована система мониторинга за состоянием этих предприятий. По результатам ведомственного мониторинга предложения о более внимательном рассмотрении проблем отдельных предприятий выносятся на заседания созданной Межведомственной рабочей группы по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций. Деятельность этой рабочей группы максимально прозрачна и для предприятий, и для населения в целях исключения лоббизма со стороны отдельных компаний. Для поддержки предприятий Правительство использует такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам.

     Поддержка предприятиям оказываться при наличии программы финансового оздоровления и повышения производственной эффективности, а также при условии взятия ими на себя ряда обязательств по:

     - радикальному сокращению либо  полной отмене премиальных и  бонусных выплат высшему менеджменту компании;

     - обеспечению полной прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности;

     - безусловному выполнению требований  Трудового кодекса в части  обязательств работодателя при  увольнении работников, а также  обеспечению приоритетного сохранения  рабочих мест для уязвимых  категорий работников - инвалидов,  беременных женщин;

     - урегулированию отношений с поставщиками  и подрядчиками;

     - формированию программы инновационного  развития компании, включающей мероприятий  по повышению энергоэффективности, разработке и выводу в перспективе на рынки новой продукции, внедрение на производстве технологий мирового уровня.

     Предприятия, получившие государственную поддержку  в рамках реализации антикризисных мер, будут обязаны представить по итогам 2010 года полный отчет о выполнении ими заявленных программ реструктуризации и повышения эффективности, а также иных обязательств, которыми обусловлено выделение господдержки. У предприятий, которым выделена крупная финансовая поддержка, такая отчетность должна быть публичной.

     В дополнение к федеральному перечню  сформирован Перечень предприятий регионального значения, мониторинг за состоянием которых ведется Минрегионом России совместно с региональными органами власти.

     На  госгарантии по кредитам предприятий (как стратегических предприятий ОПК, так и иных предприятий, отобранных в утвержденном правительством порядке) в 2010 году в федеральном бюджете предусмотрено до 300 млрд. рублей.

     Для всех предприятий в 2010 году снижена налоговая нагрузка. Налог на прибыль снижен до 20%. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Введено налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Полностью освобождены от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства.

     В части стимулирования внутреннего  спроса на продукцию российских предприятий  предпринят ряд мер как по расширению государственного спроса, так и по стимулированию спроса со стороны частного сектора и населения.

     Совершенствуются  бюджетный процесс и система  государственных закупок в целях создания возможностей лизинговых операций при госзакупках. Ведется работа по регламентации процедур закупок субъектов естественных монополий и государственных корпораций, в том числе установление преференций для поставщиков российских товаров. Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг). Для этого факторинговые компании включены в состав организаций, которым в 2010 г. будет оказываться поддержка за счет средств федерального бюджета (в рамках программы Внешэкономбанка по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства).

     Увеличен  объем государственной поддержки  экспорта промышленной продукции в  форме возмещения российским экспортерам  части затрат на уплату процентов  по кредитам, полученным в российских банках.

     Принятые  решения о финансовой поддержке уже реализуются. С начала 2010 года 24 российским экспортерам возмещена часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на сумму более 1,48 млрд. рублей.

     До 1 января 2011 года приостановлено требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств в размере не менее 100 процентов при предоставлении государственных гарантий субъектов  Российской Федерации.

     Государственный спрос на продукцию и услуги российских предприятий также поддерживаться через реализацию запланированных инвестиционных проектов в сфере транспорта, телекоммуникаций и т.д., реализуемых в рамках ФЦП и ФАИП, крупных инфраструктурных проектов Инвестфонда.

     В виду сложившейся ситуации государство  должно сконцентрировать свое внимание на таких вопросах, как темпы экономического роста и механизмах и факторах экономического роста.

     Также проводиться работа по определению и поддержке приоритетных инвестиционных проектов, направленных на технологическую модернизацию обрабатывающих отраслей промышленности, отрасли связи и массовых коммуникаций способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики на этапе посткризисного роста.

     Важным  фактором эффективности воздействия  государственного спроса на экономическую ситуацию является повышение гибкости и адекватности системы государственных закупок. В этих целях будет продолжено совершенствование соответствующего законодательства, в том числе в части урегулирования вопросов закупки технически сложной продукции, снижения возможностей демпинга при госзакупках, приводящего к срыву выполнения госзаказа.

     Правительство приняло меры по стимулированию инновационной активности в экономике. Для стимулирования частных инвестиций в инновации Правительство выработает ряд предложений, в том числе в части обусловленности предоставления государственной поддержки реализацией программ инновационного развития компаний, финансовой поддержки реализации программ технологического перевооружения предприятий это заметно на рис. 2.1.

            Государство
     
Регулирование
 
 
Разработка  и утверждение правовых основ  инновационной деятельности Целевое финансирование инновационного процесса Налоговое и  амортизационное регулирование инноваций Кредитная и  фондовая политика в отношении инноваций Ценовое регулирование инновационного процесса Активная политика протекционизма в отношении новой продукции

 
 

Рис. 2.1. Схема государственного регулирования инновационных процессов 

     В целях поддержки создания малого инновационного бизнеса созданы «посевные фонды» с участием Российской венчурной компании.

     В отношении субъектов естественных монополий и крупных государственных компаний введены требования по разработке и принятию программ инновационного развития, определения требований по переходу субъектов естественных монополий, крупных государственных компаний к применению передовых технологий.

     Разработана упрощенная процедура выведения на рынок новой высокотехнологичной продукции, основанная на добровольном декларировании соответствия, ускорены процедуры таможенного оформления экспорта и импорта высокотехнологичных товаров и промышленного оборудования, актуализирована программа разработки технических регламентов и национальных стандартов с учетом приоритетов инновационного развития

     Государство также стимулирует инновации в экономике через реализацию «технологичных» федеральных целевых программ, расходы на которые будут либо сохранены на запланированном ранее уровне, либо минимально снижены. Не сокращены расходы по таким «технологическим» ФЦП, как Федеральная космическая  программа России на 2006-2015 годы, «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», «Глобальная навигационная система».  Минимально сокращены расходы по ФЦП «Национальная технологическая база», «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2010 годы)», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники"  на 2008-2015 годы», «Развитие гражданской морской техники».

     В результате корректировки бюджета  объем государственных инвестиций снижен по сравнению с запланированным ранее на 2010 год, но будет достаточным для поддержания необходимого уровня спроса со стороны государства.

     Важнейшим направлением политики правительства по модернизации экономики в условиях кризиса стала энергоэффективность. В 2010 году принят закон об энергоэффективности, предусматривающий создание для населения и бизнеса мотивации к снижению энергопотребления. Зущены региональные пилотные проекты, разработана программа повышения энергоэффективности в бюджетной сфере, сформулированы стандарты энергоэффективности.

     Особое внимание государство уделяет азвитию секторов, наиболее перспективных в плане импортозамещения и наращивания внутреннего спроса. В частности, речь идет о строительстве жилья, пищевой и легкой промышленности, фармацевтике, автомобилестроении, внутреннем туризме. Огромный потенциал повышения внутреннего спроса - в отраслях социальной сферы: здравоохранении, образовании.

     В этих целях сформированы инструменты поддержки модернизации существующих и создания новых импортозамещающих производств в названных секторах. Разработана и осуществлена программа развития внутреннего туризма.

     Важным  фактором, влияющим на перспективы  развития российского бизнеса в условиях кризиса, является государственная политика в сфере тарифов на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий. Правительство сдерживает рост тарифов по сравнению с ранее запланированным графиком.

     При этом инвестиционные программы естественных монополий в условиях кризиса финансируются не столько за счет повышения тарифов, сколько за счет повышения внутренней эффективности самих компаний, снижения издержек, ограничения повышения заработной платы работников и вознаграждений руководства. Также в целях стимулирования повышения энергоэффективности должна быть исключена практика взимания штрафов за «недобор» газа. 

    1. . Основные проблемы регулирования кризисной ситуации

2008-2009 гг.

     После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими  экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов  населения.

     У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

     Основная  проблема российской экономики - до сих  пор очень высокая зависимость  от экспорта природных ресурсов. В  последние годы государство сделало  многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

Информация о работе Основные направления государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике