Система органов государственного антикризисного регулирования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:30, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть систему органов государственного антикризисного регулирования в Российской Федерации
В связи с поставленной целью контрольной работы можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть основы становления и развития в России института антикризисного управления;
- изучить концептуальные подходы антикризисного управления в современных условиях;
- рассмотреть механизмы обеспечения антикризисного управления в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Основы становления и развития в России института антикризисного управления 4
1.1. Методологические аспекты антикризисного управления 4
1.2. Правовое регулирование процедур банкротства компаний 9
1.3. Отраслевые особенности системы антикризисного управления 11
Глава 2 Концептуальные подходы антикризисного управления в современных условиях 13
2.1. Основы формирования программ антикризисного управления 13
2.2. Пути реализации стратегии антикризисного управления 15
Глава 3 Антикризисное управление в России: механизмы обеспечения 18
3.1. Институциональные механизмы обеспечения 18
3.2. Финансовые механизмы обеспечения 22
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление.docx

— 80.45 Кб (Скачать)
>     Изменения в технологии производства, которые  фирма вынуждена осуществлять под  влиянием конкурентов, требуют больших  капитальных вложений, могут отрицательно влиять на прибыльность фирмы. Устойчивость малых фирм, особенно на первоначальном этапе, формируется под влиянием кредитного финансирования.

     Как показывают исследования, предприятие  может быть несостоятельно в конкретный отчетный период, когда наступают  сроки погашения финансовых обязательств по налогам, по поставленным материальным ценностям, по полученным кредитам и  другим показателям. Однако недостаточность  финансовых ресурсов на этот конкретный момент еще не означает наступление  предбанкротного состояния. Зачастую причины текущего финансового ухудшения  кроются в недостатках финансового  менеджмента или полного отсутствия на предприятии новых технологий управления активами.

     Комплекс  внутренних причин, влияющих на развитие кризисных ситуаций в финансовой сфере.

     Неверный, частично или полностью выбор  сферы деятельности, не соответствующий  потенциалу предприятия

     Ошибочная оценка емкости рынка и экономически неоправданное завышение спроса

     Поспешный выбор поставщиков, неотработанность финансовой стороны договоров купли-продажи, форм их оплаты и сроков выполнения договорных обязательств

     Устранить влияние внутренних причин каждая компания может в сравнительно короткий временной  отрезок. Его длительность определяется совершенством менеджмента во всем его многообразии функциональных сфер: финансового, налогового, кредитного, страхового менеджмента в компании. В дополнение к этому достаточно прогрессивной должна быть маркетинговая  политика компании, его кадровый потенциал, система поощрительных выплат, применение других стимулирующих рычагов. От полноты  набора рычагов продуктивного управления бизнесом зависит наступление (не наступление) кризисного порога в деятельности компании.[9]

     Как известно, банкротство зарождается  в период финансового здоровья, если оно не подкреплено постоянной аналитической  работой, направленной на выявление  и нейтрализацию скрытых негативных тенденций, а результаты анализа  не сопровождаются тщательным финансовым контролем. С экономической точки  зрения, вероятность банкротства  может рассматриваться как один из финансовых рисков предприятия. Нахождение дополнительных инвестиций способствует не только предотвращению таких рисков, но и укрепляет конкурентные способности  предприятия.

     Конкуренция, как известно, неотъемлемый элемент  рыночных отношений, поэтому она  предполагает обязательное наличие  экономическо-финансового динамизма. Конкуренция свободных товаропроизводителей предполагает естественное и постоянное наличие риска в процессе индивидуального  воспроизводства, который может  существенным образом повлиять на общую  устойчивость предприятия.

     Одним из рычагов такой динамики служат правовые основы защиты интересов собственников. В российских условиях, как уже  отмечалось, закон еще не обеспечивает равных прав между государственно-властным принуждением и экономической свободой субъектов бизнеса.[1]

     Аналитики выделяют следующие области риска.

     1. Область допустимого риска характеризуется  уровнем потерь, не превышающим  ожидаемую прибыль, а предпринимательская  деятельность сохраняет свою  экономическую целесообразность.

     2. Область критического риска характеризуется  возможностью потерь, превышающих  величину ожидаемой прибыли и  достигающих в пределе величины  полной расчетной выручки от предпринимательства. Иными словами, область критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в максимуме могут привести к безвозвратной потере всех средств, вложенных предпринимателем в дело. Реально такой вид риска проявляется в трудностях с наличностью, которые могут увеличиться очень резко, если кредиторы сочтут опасным возобновлять контракт даже при повышенном проценте (так как с уменьшением стоимости собственного капитала фирмы риск возврата средств увеличивается) и фирме придется выплатить не только проценты, но и сумму основного долга. Находясь в этой области предпринимательского риска, фирма в кризисе ликвидности войдет в состояние "технической" или"абсолютной" неплатежеспособности, что может рассматриваться как банкротство, а это повод обращаться в суд. Такое впадение в предбанкротное состояние именуется в литературе "банкротством бизнеса". Это состояние возникает в результате непродуктивного управления компанией, маркетинговой политики или нерационального использования трудовых, природных и денежных ресурсов. Для обеспечения стабильного воспроизводства рынок требует определенных затрат реальных ресурсов. В случае неуплаты некоторыми предприятиями этих затрат возникает возможность их банкротства.

     3. Область катастрофического риска  представляет область потерь, которые  по своей величине превосходят  критический уровень и могут  достигать величины, равной имущественному  состоянию предприятия. В данном  случае снижение прибыльности  фирмы означает снижение цены  фирмы. Цена фирмы как имущественного  комплекса в условиях развитой  рыночной экономики определяется  достаточно просто, это – произведение  количества простых акций (N) на  их рыночную цену (Р). Рыночная  стоимость фирмы = NP. В этой  области риска цена фирмы может  упасть ниже суммы обязательств  кредиторам. Это означает, что акционерный  капитал исчезает. Это есть банкротство  акционеров или банкротство собственника. Такой вариант возможен в результате  недостатка у собственника ресурсов  на осуществление расширенного  или даже простого воспроизводства,  притом, что на рынке есть потребность  в данном виде продукции. Правда, здесь возможны некоторые уточнения.  В связи с падением цены  фирмы, последняя может упасть  ниже ликвидационной стоимости  активов. Тогда ликвидация фирмы  становится выгоднее ее эксплуатации, и если ликвидационная стоимость  фирмы ниже цены обязательств, то акционеры лишаются всего  своего капитала. Такое падение  в банкротство бизнеса характеризуется  банкротством производства. Также  к категории катастрофического  риска следует относить риск, связанный с прямой опасностью  для жизни людей или возникновением  экологических катастроф, что  вполне возможно в силу устаревших  морально и физически средств  производства.[2]

     На  практике все выше названные риски  могут иметь место в результате воздействия объективных и субъективных факторов. Объективные факторы -это  те, на которые предприятие не в  состоянии оказывать влияния. Например, это - социально-политическая и демографическая  ситуация, нормативно-правовая база, природные  условия, покупательная способность  рубля, соотношение курсов валют, состав потребительского рынка, уровень предпринимательской  активности. Субъективные факторы - это  те, которые компания в состоянии  изменить в лучшую сторону или  полностью устранить их воздействие. В свою очередь комплекс субъективных факторов делится на две группы: внешние (на них компания в состоянии  оказывать косвенное управление) и внутренние (изменяемые напрямую).

     В условиях, когда большая часть  российских предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего является падение производства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий  день, прекращение деятельности, приведение в действие системы банкротства  не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятий  должно стать оздоровительной процедурой и может быть предложено как один из методов реформирования предприятий. Спад производства, рост количества убыточных  предприятий, неурегулированность  взаимных расчетов и другие причины  увеличивают неплатежеспособность предприятий.

     Общая просроченная задолженность по платежам в бюджет предприятий промышленности равнялась в первом квартале 2007 г. 196,1 млрд. руб., а в аналогичном  периоде 2009 г. она увеличилась на 38%. Наличие такой бюджетной задолженности  свидетельствует о неблагополучном  финансовом положении и реальной угрозе банкротства. Недопоступление  средств в бюджет фактически означает невозможность проводить крупные  затраты по поддержке неплатежеспособных предприятий, их санации в случае имеющихся перспектив развития. Финансовое положение предприятий характеризуют  объем и динамика кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность по состоянию  на тот же период крупных и средних  предприятий составила 1943,3 млрд. руб., из нее просроченная - 978,1 млрд. руб. или 53% общей суммы задолженности. В основе возникающих неплатежей лежат две основные причины: задержка платежей со стороны партнеров (внешние  причины отсутствия денежных средств, обусловленные "правилами игры" в условиях нестабильности отечественной  экономики) и отсутствие достаточного количества оборотных средств (внутренние причины, обусловленные замедлением  оборачиваемости оборотных средств  и отсутствием источников их пополнения).[7]

     Отвлечение  оборотных средств на непроизводственные расходы вынуждает предприятия  прибегать к займам под большие  проценты, искать внеплановые источники  средств, идти на нарушение финансовой дисциплины. Отвлечение оборотных средств  ведет к замедлению их оборачиваемости, снижает эффективность работы предприятия, ухудшает его финансовое состояние.

     Одной из основных причин роста задолженности  предприятий, в том числе и  просроченной, перед государством, поставщиками, кредитными и страховыми органами, перед рабочими и служащими, является убыточность.

     Коэффициенты  ликвидности и покрытия в крупных  и средних предприятиях промышленности за последние два года оставались низкими в сравнении с принятыми  нормативными значениями. Так, коэффициент  ликвидности (при нормативе > 0,8 - 1) составил: к началу 2008 г. - 0,6; 2009 г. - 0,7; на 1.02.2010 г. - 0,7. Коэффициент покрытия (при норме > 2) на предприятиях составил: на начало 2008 г. -1,0; 2009 г. - 1,0; на 1.02.2010 г. - 1,2. В связи с этим перспективы  платежных возможностей крупных  и средних предприятий промышленности России с позиции принятых критериев  оценки платежеспособности в отечественной  практике невелики.

     Следует отметить, что вне зависимости  от экономической ситуации и тягот  финансового кризиса, при исполнении своих обязательств перед федеральным  бюджетом субъекты экономики в значительной степени копируют стиль государственно-властного  управления и просчеты финансовой политики Администрации государства. Значительная часть неплатежей бюджета приходится как раз на сферу государственных  заказов и закупок.

     Среди круга предприятий, вовлеченных  в кризис платежеспособности, существует две принципиально различающихся  группы неплатежеспособных предприятий:

     1. Потенциальные банкроты - это предприятия,  адаптировавшиеся к условиям  развития отечественной экономики  и использующие преимущества, связанные  с задержкой платежей;

     2. Реальные (скрытые) банкроты - предприятия,  вовлеченные в замкнутый круг  неплатежей, сочетающихся с низкой  конкурентоспособностью выпускаемой  продукции, а также испытывающие  ситуацию затоваривания готовой  продукции и простаивания основных  фондов.[1]

    1. Правовое  регулирование процедур банкротства компаний
 

     Новые поправки, вносимые сегодня в Закон "О несостоятельности (банкротстве)" ФЗ от 8.01.2001 г. № 6-ФЗ, представляют собой, по сути, новую редакцию всего документа. Опубликованные новации успели стать  объектом многочисленных комментариев, большинство экспертов придерживаются весьма негативных оценок. Еще действующие  сегодня нормы Закона № 6-ФЗ, разумеется, имеют свои положительные стороны, поскольку достаточно широко представляет правовой регламент процедур банкротства. Само наличие этого Закона можно  квалифицировать как позитивное продвижение законодательства по регулированию  несостоятельности бизнеса компаний во всех отраслях экономики.

     Так, при соотношении с ГК РФ выявляется следующее: в ст. 120 Закона о банкротстве (действующая редакция) говорится  о мировом соглашении, которое  несостоятельный должник может  заключить с кредиторами на любой  стадии производства по делу о банкротстве; в п. 2 ст. 122 предусматривается, что  в рамках мирового соглашения требования кредиторов можно обменять на акции. Если речь идет о новых акциях должника, выпускаемых для этих целей, то данная идея прямо противоречит ГК РФ поскольку  ст. 99 ГК отмечает: "не допускается  освобождение акционера от обязанности  оплаты акций общества, в том числе... путем зачета требований к обществу".

     Еще один пример расхождений ГК РФ и  Закона о банкротстве - ст. 188 Закона "О банках и банковской деятельности". Она посвящена банкротству организаций, незаконно привлекавших средства граждан. Напомним, что наряду с банками  существовали еще и так называемые небанковские финансовые компании - организации, без лицензии собиравшие деньги населения ("Русский дом Селенга", "Тибет" и др.). Статья 64 ГК РФ определяет общий  порядок удовлетворения требований кредиторов и особо оговаривает  очередность платежей при ликвидации банков и других кредитных учреждений. Однако финансовые компании "кредитными учреждениями" как раз не являются, так как кредитная организация - это юридическое лицо, которое  для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании  специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом  РФ "О банках и банковской деятельности".[4]

     Безусловно, действие Закона о банкротстве заключается  в том, чтобы стимулировать экономических  агентов, в частности, крупные предприятия, самим браться за реформирование своего предприятия при появлении  тревожных симптомов финансовой нестабильности или уходить из бизнеса, не доводя до того момента, когда возмущение действиями данного предприятия придет со стороны его партнеров. Законодательство о банкротстве развитых индустриальных стран учитывает и соблюдает интересы обеих сторон: как кредитора, так и должника - как равноправных партнеров по исправлению экономической ситуации для данной компании, ибо в ситуации банкротства они оказываются зависимыми друг от друга. Такой принципиальный подход к ситуации банкротства позволяет выделить следующие цели законодательства о банкротстве.

Информация о работе Система органов государственного антикризисного регулирования в Российской Федерации