Теоретические основы антикризисной политике в логистическом управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:27, реферат

Описание работы

Управление предприятием — направленное воздействие руководства хозяйствующего субъекта на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли за счет повышения эффективности производства, улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения на этой основе экономического и социального развития коллектива предприятия. Антикризисное управление предприятием (антикризисный менеджмент) - новое понятие для экономики России. В отличие от антикризисного регулирования это микроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия. Появление антикризисного управления продиктовано необходимостью финансового оздоровления многочисленных предприятий, функционирующих в состоянии хронической неплатежеспособности.

Работа содержит 1 файл

антикризис 1 глава.docx

— 321.98 Кб (Скачать)

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ  И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие и  сущность антикризисного управления

 

Управление  предприятием — направленное воздействие  руководства хозяйствующего субъекта на хозяйственные процессы в целях  увеличения прибыли за счет повышения  эффективности производства, улучшения  качества выпускаемой продукции  и обеспечения на этой основе экономического и социального развития коллектива предприятия. Антикризисное управление предприятием (антикризисный менеджмент) - новое понятие для экономики России. В отличие от антикризисного регулирования это микроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия. Появление антикризисного управления продиктовано необходимостью финансового оздоровления многочисленных предприятий, функционирующих в состоянии хронической неплатежеспособности.

Проведение  в России макроэкономических преобразований либерально-монетаристской направленности без адекватной перестройки механизмов управления предприятиями привело  к возникновению в процессе проведения реформ значительного количества убыточных  и низкодоходных предприятий.

Механизм  банкротства таких предприятий  в большинстве случаев неэффективен, фактически ориентирован на ликвидацию предприятий, а в условиях сложившегося в настоящее время финансового  кризиса неприемлем в силу возможного усугубления социальных последствий.

Антикризисное управление изучает условия возникновения, сущность, формы проявления, этапы, динамику развития и периодичность  появления кризисов, а также совокупность форм и методов элиминирования кризисных  ситуаций и меры по ликвидации последствий  экономических кризисов на различных уровнях хозяйствования.

Анализ  причин возникновения кризисных  процессов в экономике, непосредственно  влияющих на финансовую устойчивость предприятий, позволяет классифицировать их по уровню влияния на внешние и внутренние (таблица 1.1).

Таблица 1.1 –  Классификация причин возникновения  кризисных процессов в деятельности российских предприятий и снижения уровня их финансовой устойчивости

Внешние

Внутренние 

1

2

факторы глобализации мирового развития:

- неопределённость функционирования  в пространстве и во времени  из-за общемировых кризисов и  изменений;

- неуправляемость финансовыми  индикаторами

(систематическими рисками), зависящими от изменений на  международных фондовых площадках;

- глобальные конъюнктурные  изменения в потребностях, объёмах,  инновационно-инвестиционной привлекательности товаров, работ, услуг;

- политические изменения  на мировой арене,

отражающиеся на финансово-экономическом сотрудничестве стран;

- рост взаимозависимости  национальных и глобальных экономик, что приводит к «передаче»  кризиса.

управленческие:

- неэффективная организационно-правовая  форма предприятия (с точки  зрения законодательных, финансовых  и налоговых последствий);

- неэффективная или неадекватная  структура управления;

- низкая квалификация  кадров;

- неэффективный менеджмент;

- отсутствие гибкости, мобильности,  оперативности в управлении;

- несоответствие стратегии  и тактики в управлении;

- отсутствие системности  и комплексности в управлении;

- недостаточное знание  конъюнктуры рынка;

отказ от использования современных  форм, методов и механизмов управления организацией.

общестрановые социально-

экономические факторы  общего развития страны:

- изменения в экономико-правовом  пространстве как следствие государственного  или муниципального регулирования;

- изменения в приоритетах  развития страны;

- переоценка индикаторов  безопасности страны, региона, муниципального  образования (что, например, приводит  к корректировке экспортно-импортных  режимов, изменению объёмов финансовых  трансфертов);

- отсутствие единства  в общестрановой, региональной и муниципальной стратегиях развития, что провоцирует дополнительные финансово-правовые риски;

- наличие инфляции, её  уровень, тенденции изменения;

- нестабильность налоговой  системы в целом и

возможность реализации собственных  налоговых полномочий регионам и  муниципальным образованиям (например, в части предоставления отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых  кредитов);

- снижение уровня реальных  доходов населения;

- рост тарифов на услуги  естественных монополий.

финансово-налоговые:

- отсутствие современной  системы финансового

управления в целом;

- неполное использование  методов финансового

управления (оптимизации  структуры капитала, выбора наиболее рациональных источников привлечения  средств, нормирования производственных запасов, определения оптимального остатка денежных средств, формирование оптимальной структуры заёмных  средств, структуры внеоборотных и оборотных активов и т.д.);

- ошибки в финансовых  расчётах, бизнес-планах (в определении  потребности в капитале предприятия  при его организации, потребности  в дополнительном капитале, прогнозах  по выручке, прибыли, допустимых  объёмах дебиторской и кредиторской  задолженности, потребности в  инвестициях и сроках реализации  инвестиционных программ и т.п.);

- ошибки в организации  бухгалтерского, налогового учёта;

- отсутствие подсистемы  налогового управления;

- неоправданная финансовая  экономия по ряду затрат, что  провоцирует управленческие, финансовые  и прочие риски.

1

2

рыночные факторы:

- снижение емкости внутреннего  рынка;

- усиление конкуренции  на рынке;

- нестабильность валютного  рынка;

- неблагоприятная конъюктура цен на внешнем

и внутреннем рынках;

- рост предложения товаров-субститутов.

производственные:

- необеспеченность единства  предприятия как

имущественного комплекса;

- инертность сложившейся  структуры производства;

- физический и моральный  износ основных фондов;

- низкая производительность  труда;

- высокая или неконкурентная  себестоимость товаров (работ,  услуг), в том числе высокие энергозатраты.

прочие внешние факторы:

- политическая нестабильность;

- стихийные бедствия;

- ухудшение криминогенной ситуации.

рыночные:

- высокий уровень коммерческого  риска;

- низкая конкурентоспособность  продукции;

- зависимость от ограниченного  круга поставщиков и покупателей.


 

В результате системного подхода, антикризисное  управление рассматривается как  комплексный процесс (таблица 1.2), содержащий мероприятия по предварительной  диагностике кризиса, его предупреждению,  а также методы по его устранению и преодолению.

Таблица 1.2 - Различные точки зрения на понятие  «антикризисное управление»

Диагностика и преодоление кризиса

Антикризисное управление – это система  управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и  преодолению кризисных явлений  и их причин на всех уровнях экономики.

В широком смысле антикризисное  управление – это системное управление объектом хозяйствования на том или  ином уровне экономики, под углом  зрения противодействия кризису.

В узком смысле антикризисное  управление – это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае её затяжного  непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства 

Ликвидация кризиса

Антикризисный менеджмент в широком  смысле – это всеобщая управленческая деятельность в организации по переводу её из неустойчивого состояния (стагнации, коллапса) в равновесное, сбалансированное воспроизводство.

Антикризисный менеджмент в  узком смысле – это кратковременные  управленческие действия в масштабах  организации или достаточно деятельные управленческие действия в одном  из её элементов, который находится  в переходном состоянии или предрасположен к изменению качества

Антикризисное управление – совокупность форм и методов реализации антикризисных  процедур применительно к конкретному  предприятию – должнику

Антикризисное управление – это управление, способное предварять или смягчать кризисы, а также удерживать функционирование предприятие в режиме выживания  и выводить его из кризисного состояния  с минимальными потерями

Методы антикризисного управления, диагностика  и ликвидация кризиса.

Антикризисное управление – это управление, определённым образом предвидящее  опасность кризиса, предусматривающее  анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса  и использования его факторов для последующего развития.


 

Антикризисное управление можно определить как  особую целостную комплексную модель превентивного управления, включающую встроенную систему мониторинга внешней и внутренней среды функционирования предприятия в целом и его структурных элементов и своевременного предотвращения рисков в целях нейтрализации или смягчения кризисных ситуаций. Общая схема антикризисного управления представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Общая схема антикризисного управления предприятием

Мониторинг  изменений состояния отдельных элементов системы организации предприятия и положения предприятия в целом во внешней рыночно-конкурентной среде преследует цель диагностики, предвидения кризисных тенденций. В свою очередь система управления рисками включает следующие этапы:

1) выявление  причин возникновения рисковых  ситуаций;

2) детальное  исследование факторов, влияющих  на риск, и их ранжирование;

3) оценка  степени риска; 

4) ранжирование  вероятности возникновения рисков, их степени влияния или возможных  последствий; 

5) выбор  методов и способов нейтрализации  или минимизации рисков;

6) принятие  управленческого решения о корректировке  оперативных или тактических  инструментов управления (а при  необходимости – изменение стратегии  развития бизнеса);

7) применение  выбранных методов; 

Антикризисное государственное регулирование  производственных предприятий ведущих  отраслей экономики страны является объективно необходимым в силу особого  положения этих предприятий и  их влияния на социально-экономическое  развитие страны, региона, качество жизни  населения, финансовое положение потребителей.

Система государственного регулирования и  контроля цен на продукцию и услуги производственных предприятий нацелена на обеспечение баланса экономических  интересов поставщиков и потребителей, обеспечение безопасного функционирования территории, контроля и стимулирования инновационного развития инфраструктурных отраслей.

Анализ  влияния изменения цен на продукцию  и услуги производственных предприятий  на экономический рост и уровень  инфляции в экономике позволяет  сделать следующие выводы:

а) стоимостные  показатели роста в российской экономике  во многом обусловлены деятельностью  производственных предприятий ведущих  отраслей, при этом импульс своего развития они получают за счет внешней конъюнктуры;

 

б) показатели роста производственных предприятий  в денежном выражении не соответствуют  росту физического производства;

в) рост цен производственных предприятий  приводит к увеличенному росту затрат производителей промышленной продукции, что в результате негативно отражается на общем экономическом росте  страны.

Понятие антикризисного управления относится  к управлению предприятиями-банкротами – независимо от того, объявлены  ли они таковыми в судебном порядке  или нет.

В современных  условиях антикризисное управление может без преувеличения рассматриваться  как способ повышения эффективности  экономики, так как оно позволяет:

− вовремя выявить на предприятиях финансовый кризис и предотвратить его последствия;

− при объявлении предприятий банкротами в рамках их финансового оздоровления попытаться сохранить их как действующие или хотя бы предотвратить распад имущественного комплекса этих предприятий путём его продажи (или его автономных частей, обеспечивающих выпуск определённой продукции) более эффективным хозяевам.

По существу антикризисное управление предприятием-банкротом  исходит из нескольких важнейших  предпосылок, которые и определяют основные критерии эффективности антикризисного управления с точки зрения интересов  государства и общества. Этими  предпосылками являются следующие  моменты, объясняемые соображениями  необходимости сохранения рабочих  мест и источников налоговых поступлений  в бюджеты всех уровней:

− предприятие-банкрот, подвергаемое процедуре антикризисного управления, предпочтительнее всего должно оставаться действующим, когда его рассматривают как «on-going-concern»;

− от антикризисного управления предприятием-банкротом следует ожидать не просто финансового оздоровления, а преодоления кризиса как в его текущих операциях, так и в развитии данного предприятия;

  • предприятие-банкрот в результате применения к нему антикризисного управления должно опять стать местом выгодного приложения труда и капитала, должно восстановить свои функции субъекта хозяйствования и работодателя;
  • более предпочтительным результатом эффективного антикризисного управления должно стать возникновение на базе и с участием рассматриваемого предприятия сети новых, изначально финансово здоровых предприятий малого и среднего бизнеса (включая инфраструктурные отрасли), создающих дополнительные места приложения труда и капитала.

Последние два пункта особенно существенны  в отношении так называемых градообразующих  предприятий, выступающих практически  монопсонистами (монополистами-покупателями) на рынках труда, локализованных в пределах небольших (и сравнительно отдалённых от крупных центров) промышленных городов и посёлков городского типа, где такие предприятия не только содержат за свой счёт местную коммунальную инфраструктуру (теплоснабжение, социальные активы и т.п.), но и являются единственными крупными работодателями, способными предоставить источники доходов и средства существования населению. Население же не может переселиться в другие места, так как не имеет денег на приобретение недвижимости в иных регионах (в то время как цены на недвижимость в рассматриваемых городках и посёлках крайне невысокие).

В роли подобных монопсонистов на территориально изолированных рынках труда могут оказаться и сельскохозяйственные предприятия индустриального типа, а также рыболовецкие предприятия и предприятия лесного и водного хозяйства.

Подчеркнём, что с учётом отмеченного антикризисное  управление предприятиями-банкротами следует весьма чётко отличать от финансовой санации такого рода предприятий, перед которой не ставятся те напряжённые и социально специфичные цели, которые в интересах нормального существования общества присутствуют в случае действительно антикризисного управления.

Именно  поэтому антикризисное управление является более сложной деятельностью, чем простое финансовое оздоровление предприятия. Такое оздоровление может  быть осуществлено путём простого сокращения невыгодных операций, свёртывания или  закрытия нерентабельных продуктовых  линий (видов деятельности, бизнесов), не компенсируемых развитием новых, более выгодных и перспективных  производств.

Задача  антикризисного управления – найти  и освоить (изыскав для этого  средства) те новые продукты и процессы, которые способны заменить прежние, сделав деятельность предприятия-банкрота рентабельной, а само предприятие  – финансово привлекательным  и динамичным.

Таким образом, антикризисное управление характеризуется  двумя следующими функциями.

1. Финансовая  функция антикризисного управления  заключается в максимизации, по  истечении периода этого управления, рыночной стоимости предприятия-банкрота, чего необходимо достичь в  результате финансового оздоровления  и рационального инвестирования  в новые для предприятия бизнесы.  Продажа предприятия (имущественного  комплекса, без сохранения его  как действующего) по такой стоимости  позволит кредиторам максимизировать  покрытие текущей стоимости просроченных  им (предприятием) долгов.

Информация о работе Теоретические основы антикризисной политике в логистическом управлении