Теоретические основы антикризисной политике в логистическом управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:27, реферат

Описание работы

Управление предприятием — направленное воздействие руководства хозяйствующего субъекта на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли за счет повышения эффективности производства, улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения на этой основе экономического и социального развития коллектива предприятия. Антикризисное управление предприятием (антикризисный менеджмент) - новое понятие для экономики России. В отличие от антикризисного регулирования это микроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия. Появление антикризисного управления продиктовано необходимостью финансового оздоровления многочисленных предприятий, функционирующих в состоянии хронической неплатежеспособности.

Работа содержит 1 файл

антикризис 1 глава.docx

— 321.98 Кб (Скачать)

3) оценка исходя из теории эффективности конкуренции — выделяют два подхода при использовании данного метода:

  • структурный подход, — сущность которого, заключается в организации крупномасштабного, эффективного производства и деятельности предприятия. Основным критерием конкурентоспособности при использовании данного подхода является концентрация производства и капитала предприятия;
  • функциональный подход — оценка конкурентоспособности согласно данному подходу осуществляется на основе сопоставления экономических показателей деятельности.

4) оценка  на базе качества продукции  — данный метод заключается  в сопоставлении ряда параметров  продукции, отражающих потребительские  свойства. Критерием конкурентоспособности  в данном случае является качество  продукции. Преимуществом данного  метода является возможность  учета потребительских предпочтений  при обеспечении уровня конкурентоспособности.  В связи с тем, что качество  товара оценивают определенным  набором параметров, оценка конкурентоспособности  товара базируется на использовании  так называемых «параметрических»  индексов, характеризующих степень  удовлетворения потребности в  товаре;

5) профиль  требований — сущность данного  метода заключается в том, что  с помощью шкалы экспертных  оценок определяется степень  продвижения организации и наиболее  сильный конкурент. В качестве  критерия используется сопоставление  профилей. Основным преимуществом  данного метода оценки конкурентоспособности  предприятия является его наглядность; 

6) профиль  полярностей — в основе данного  метода лежит определение показателей,  по которым фирма опережает  или отстает от конкурентов,  т. е. ее сильных и слабых  сторон. В качестве критерия используется  сопоставление параметров опережения  или отставания. В таблице 1.4 приведен  возможный профиль полярностей;

 

Таблица 1.4 - Возможный профиль полярностей

Позитив

Негатив

У нас имеется четкая организационная  структура

У них более рациональная организационная  структура

У нас продумана система управления

У них система управления позволяет  оперативнее решать вопросы и проблемы

У нас хорошо поставлено планирование

У них информация о состоянии рынка  поступает оперативнее


7) матричный  метод — при использовании  данного метода конкурентоспособность  предприятия рассматривается в  динамике. В качестве критерия  оценки конкурентоспособности предприятия  используется сравнение показателя  конкурентоспособности с табличным  значением;

  1. SWOT-анализ — данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий. Этот метод оценки конкурентоспособности прост в применении, не предполагает длительных расчетов и не требует больших материальных затрат SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия можно представить в виде следующей таблицы 1.5.

Таблица 1.5 - SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия

                         Внутренняя 

Внешняя                      среда                среда

Сильные стороны:

узкая специализация;

малые транспортные расходы

Слабые стороны:

нехватка денежных средств для расширения производства

Возможности:

сохранение старых позиций  на завоеванном рынке

Направленность стратегии:

повышение конкурентоспособности

предприятия

Направленность стратегии:

использовать преимущества узкой специализации

Внешние факторы:

ввоз импортных продуктов

Направленность стратегии:

воздействие внешних факторов возможно нейтрализовать посредством  уменьшения затрат на транспортировку

Направленность стратегии:

быстрая доставка продукции  до потребителя


Анализируя  данную таблицу 1.5, можно сделать  следующий вывод, при анализе  происходит сравнение негативных и  позитивных показателей конкурентоспособности  предприятий, влияющих на его деятельность, на потребительском рынке.

Таким образом, можно, сделать следующий вывод, при SWOT-анализе происходит сравнение сильных и слабых сторон, выявление существующих проблем, а так же возможностей и угроз предприятия, принять меры по устранению выявленных недостатков.

9) построение  «гипотетического многоугольника  конкуренто-способности» - данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам важным для розничных торговых предприятий:

  • концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
  • качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
  • цена товара с возможной наценкой;
  • финансы — как собственные, так и заемные;
  • торговля — с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
  • послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
  • внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

Предпродажная подготовка, которая свидетельствует  о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но выявить наличие брака перед  выкладкой товара в торговом зале предприятия, чтобы некачественный товар не попал в руки потребителей, и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить  эти потребности.

Оценка  возможностей предприятия по этим факторам позволяет построить «гипотетический  многоугольник конкурентоспособности», который показывает отличительные  преимущества одного предприятия в  отличие от другого предприятия  конкурента и выявить тенденцию  в определенный период времени (рисунок 1.3). Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей предприятий, то, накладывая схемы друг на друга, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому.

Рисунок 1.3 - Многоугольник конкурентоспособности

концепция


качество




Конкурентоспособность предприятия


   


послепродажное обслуживание


предпродажная подготовка


 


  


финансы


 


торговля


цена


внешняя политика


 


 

 

Необходимо  отметить, что вышерассмотренные  методы оценки конкурентоспособности  предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой — стоимость этих факторов, следующий — качество продукции.

 Поэтому,  конкурентоспособность предприятия  надо оценивать комплексно по  всем критериям и направлениям  деятельности. Преимуществом данного  метода является его низкозатратность и рассмотрения одновременно нескольких факторов конкурентоспособности.

Анализируя  ключевые характеристики состояния  предприятия и известные подходы  к оценке и повышению его конкурентоспособности, можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения, конкурентоспособности  предприятий, рассматривая различные  уровни конкурентоспособности предприятия  на определенный период времени и  его долгосрочную перспективу как на существующем сегменте рынка, так и на новых сегментах потребительского рынка (рисунок 1.4).

 

 

 

 

 

Рисунок 1.4 - Обеспечение конкурентоспособности  предприятия

Обеспечение конкурентоспособности  предприятия

Оперативный уровень

Тактический уровень

Стратегический  уровень

Конкурентоспособность продукции

Общее состояние предприятия

Инвестиционная привлекательность

Критерий – комплексный показатель состояния предприятия.

Методы оценки:

- Методики комплексных  оценок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий.

Критерий – рост стоимости предприятия.

Подходы к оценке:

- Сравнительный.

- Затратный.

- Доходный.

- Опционный.

 

Оперативный уровень

Тактический уровень

Стратегический  уровень

Критерий  - качество продукции

Методы оценки:

- Визуальный

- Органалиптический

- Экспертный

- соответствие стандартам  серии  ISO 9000

Таким образом, можно сделать следующие выводы по рисунку 1.4:

  • задача обеспечения конкурентоспособности предприятия включает обеспечение конкурентоспособности продукции и собственно конкурентоспособность предприятия;
  • следует выделять разные критерии конкурентоспособности предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии;
  • основным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности продукции;
  • на тактическом уровне конкурентоспособности предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния;
  • на стратегическом уровне конкурентоспособность предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса и его прибыльность соответственно в долгосрочной перспективе.

 Целью  создания системы обеспечения конкурентоспособности является повышение конкурентоспособности предприятия на стратегическом уровне на основе разработки механизма комплексной оценки обоснованности всех принимаемых управленческих решений с точки зрения их влияния на увеличение стоимости бизнеса.

Внедрение системы обеспечения конкурентоспособности позволяет:

  • определить приоритеты и сбалансировать цели операционной, инвестиционной, финансовой, маркетинговой стратегий предприятия;
  • системно и комплексно решать задачи разработки и оптимизации производственной, инвестиционной и финансовой политики;
  • эффективно использовать материальные, финансовые и человеческие ресурсы;
  • обеспечить конкурентоспособность предприятия.

При этом управление стоимостью должно рассматриваться  как интегрирующий процесс, направленный на обеспечение конкурентоспособности  предприятия за счет концентрации общих  усилий на важнейших факторах стоимости. Стоимостное управление не предполагает никаких революционных изменений  — оно лишь вносит системообразующую  идею, кардинально изменяющую точку  зрения на уже давно известные  управленческие истины. И в конечном итоге позволяет каждому менеджеру  утверждать, что зона его ответственности  — не управление затратами или  дебиторской задолженностью, а повышение  стоимости предприятия с целью  обеспечения конкурентоспособности.

На сегодняшний  момент времени существуют различные  приемы и методы анализа. Как было сказано выше, к основным показателям, характеризующим финансовое состояние  предприятия, относятся показатели финансовой устойчивости и платежеспособности (ликвидности).

Методические  подходы к анализу финансовой отчетности определены следующими рекомендациями:

  • при оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности);
  • при характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на расчетных счетах в банке и иных кредитных учреждениях, в кассе организации, убытки, просроченные дебиторская и кредиторская задолженности, полноту перечисления соответствующих налогов в бюджет, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом. Также следует обратить внимание на оценку предприятия на рынке ценных бумаг, и причины негативных явлений, если они были;
  • при оценке финансового состояния на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов и пр. Дается характеристика динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу и определение эффективности этих инвестиций.

Информация о работе Теоретические основы антикризисной политике в логистическом управлении