Подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Большую группу подведомственных арбитражному суду экономических споров, возникающих из административных правоотношений, составляют споры об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, решений и действий иных органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении этих споров необходимо иметь в виду следующее:
во-первых, оспариваемый акт должен иметь ненормативный характер, т.е. быть адресованным конкретному лицу или группе лиц;
во-вторых, этот акт должен порождать юридические последствия (письма, справки, информационные сообщения также могут быть предметом обжалования, если они порождают юридические последствия, поскольку АПК РФ предусматривает возможность обжалования не только ненормативных актов, но и любых решений и действий); в-третьих, круг органов и должностных лиц, чьи ненормативные правовые акты, решения и действия могут быть признаны недействительными или незаконными, арбитражным процессуальным законодательством не ограничивается - оспариваться могут акты и действия (бездействие) Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, различных министерств и ведомств, должностных лиц и т.д. По этим же правилам должны оспариваться решения и действия судебных приставов-исполнителей (ст. 197 АПК РФ).
Необходимо обратить внимание на то, что защита от незаконного акта, решения или действия (бездействия) государственного или иного органа или должностного лица путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным или незаконным основана на положениях ст. 46 Конституции РФ. В связи с этим само право на обжалование не может зависеть от формы принятия решения. На это указывается, в частности, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. 418-О, в котором отмечается, что форма и реквизиты решения не меняют правовую природу этого акта как ненормативного и не могут служить основанием для отказа суда от проверки его законности и обоснованности, а значит, для ограничения прав заинтересованного лица, гарантированных ст. ст. 45 и 46 Конституции РФ, на их обжалование в судебном порядке.

Работа содержит 1 файл

Подведомственность дел.doc

— 644.50 Кб (Скачать)

    Предприниматель обратилась с кассационной жалобой, в которой отмечалось, что ст. 209 АПК РФ содержит исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению об оспаривании решения административного органа. Статья 126 АПК РФ, на которую ссылается суд, в рассматриваемом случае применяться не должна. Документы, которые суд обязал представить, процессуальным законом не предусмотрены. Кроме того, суд незаконно возложил на предпринимателя обязанность доказывания оснований привлечения к административной ответственности. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что общие требования, относящиеся к правилам оформления искового заявления, установлены в ст. ст. 125, 126 АПК РФ, а в ст. 209 АПК РФ содержатся особенности, предъявляемые к оформлению заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. Согласно п. 4 ст. 126 АПК РФ к исковому заявлению прилагается копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, лицо, обратившееся в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, должно представить доказательства того, что оно осуществляет предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Данное требование обусловлено правилами подведомственности споров арбитражному суду.

    В рассматриваемом случае предприниматель, обратившись в суд с заявлением об оспаривании постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности, в нарушение подп. 2 ч. 2 ст. 125 АПК РФ не указала дату и место своей государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а соответствующий документ, подтверждающий этот статус, не представила. Ссылка судьи в определении об оставлении заявления без движения на необходимость представления предпринимателем ряда документов, не предусмотренных процессуальным законодательством для данной категории дел (при несоблюдении заявителем иных процессуальных требований), не повлияла на правильность принятых судебных актов <1>.

    --------------------------------

    <1> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 апреля 2005 г. N А79-10853/2004-СК1. 

    2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает необходимость представления документа, подтверждающего направление копии заявления лицу или органу, чей акт оспаривается. Как правило, направление копии заявления осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Заявитель должен подтвердить арбитражному суду направление такой копии путем  приложения к нему соответствующего документа, в том числе уведомления  о вручении.

    3. В случае несоблюдения требований  к заявлению арбитражный суд  в соответствии со ст. 128 АПК РФ оставляет заявление без движения, предложив устранить соответствующие нарушения в определенный срок, и в случае неисполнения в установленный срок определения суда на основании ст. 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает заявление. 

    Статья 210. Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов 

    Комментарий к статье 210 

    1. Иные сроки по делам, рассматриваемым арбитражным судом, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, федеральным законодательством не установлены.

    В ходе подготовки дела к судебному  разбирательству, на которое законодатель не отводит специальных сроков, судья:

    - выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения  заявления данным арбитражным  судом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

    - разрешает ходатайства, при необходимости  назначает экспертизу, истребует  дополнительные материалы, вызывает  лиц, участие которых признано  необходимым при рассмотрении  жалобы;

    - направляет заявление со всеми  материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если его рассмотрение не относится к компетенции соответствующего арбитражного суда (ст. 30.4 КоАП).

    2. Об извещении лиц, участвующих  в деле, см. комментарий к ст. 205 АПК РФ. К лицам, которые должны быть извещены о времени и месте судебного заседания, относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель.

    3. Несмотря на то что заявителями  по рассматриваемой категории  дел являются лица, привлеченные  к административной ответственности,  учитывая публично-правовую природу  данной категории дел, согласно ч. 4 комментируемой статьи обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, ложится на соответствующий государственный или административный орган. В случае непредставления необходимых доказательств лицом, на которое возложена такая обязанность по закону, суд может истребовать их в инициативном порядке. Учитывая, что в соответствии с п. 4 ст. 65 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно, к материалам дела об административном правонарушении в обязательном порядке должны приобщаться документы об ознакомлении с материалами дела лица, привлекаемого к ответственности, в случае его участия в рассмотрении дела <1>.

    --------------------------------

    <1> Пункт 3 информационного письма ГТК России от 21 ноября 2002 г. N 01-06/46004 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". 

    4. Предмет доказывания по рассматриваемой  категории дел определен в ч. 6 комментируемой статьи и включает в себя:

    законность  и обоснованность оспариваемого  решения;

    наличие соответствующих полномочий административного  органа, принявшего оспариваемое решение;

    наличие законных оснований для привлечения  к административной ответственности;

    соблюдение  установленного порядка привлечения  к ответственности;

    сроки давности привлечения к административной ответственности;

    иные  обстоятельства, имеющие значение для  дела.

    Для выяснения названных обстоятельств  заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с АПК 2002 г. 

    Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности 

    Комментарий к статье 211 

    1. По результатам рассмотрения  дела об административном правонарушении  арбитражный суд принимает решение,  по форме и содержанию соответствующее  нормам гл. 20 АПК 2002 г.

    2. В случаях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, отмены постановления материалы дела об административном правонарушении направляются административному органу, постановление которого было признано незаконным и отменено.

    Применяя  нормы ч. 2 настоящей статьи, арбитражный суд отменяет постановление в связи с неправильной квалификацией правонарушения либо с принятием этого постановления неправомочным органом при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

    Существенный  характер нарушений, как отмечается в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных ст. 28.2 КоАП.

    При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола  в отсутствие лица, в отношении  которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о  дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

    3. Если в ходе рассмотрения дела  выяснится, что имеет место  нарушение норм о подведомственности, арбитражный суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении документов заявителю.

    4. Последствием принятия решения  об отмене постановления административного  органа в связи с малозначительностью  административного правонарушения  или в связи с обстоятельствами, исключающими производство по  делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП), является недопустимость дальнейшего осуществления административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.).

    5. При рассмотрении заявления об  оспаривании постановления административного  органа о привлечении к административной  ответственности судам необходимо  исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП, в частности в отношении юридического лица - характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность.

    Суд, установив отсутствие оснований  для применения конкретной меры ответственности  и руководствуясь ч. 2 комментируемой статьи, принимает решение о признании оспариваемого постановления незаконным и о его изменении в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

    Необходимо  иметь в виду, что постановление  административного органа может  быть признано незаконным и изменено в случае, когда арбитражным судом на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом <1>.

Информация о работе Подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений