Подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Большую группу подведомственных арбитражному суду экономических споров, возникающих из административных правоотношений, составляют споры об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, решений и действий иных органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении этих споров необходимо иметь в виду следующее:
во-первых, оспариваемый акт должен иметь ненормативный характер, т.е. быть адресованным конкретному лицу или группе лиц;
во-вторых, этот акт должен порождать юридические последствия (письма, справки, информационные сообщения также могут быть предметом обжалования, если они порождают юридические последствия, поскольку АПК РФ предусматривает возможность обжалования не только ненормативных актов, но и любых решений и действий); в-третьих, круг органов и должностных лиц, чьи ненормативные правовые акты, решения и действия могут быть признаны недействительными или незаконными, арбитражным процессуальным законодательством не ограничивается - оспариваться могут акты и действия (бездействие) Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, различных министерств и ведомств, должностных лиц и т.д. По этим же правилам должны оспариваться решения и действия судебных приставов-исполнителей (ст. 197 АПК РФ).
Необходимо обратить внимание на то, что защита от незаконного акта, решения или действия (бездействия) государственного или иного органа или должностного лица путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным или незаконным основана на положениях ст. 46 Конституции РФ. В связи с этим само право на обжалование не может зависеть от формы принятия решения. На это указывается, в частности, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. 418-О, в котором отмечается, что форма и реквизиты решения не меняют правовую природу этого акта как ненормативного и не могут служить основанием для отказа суда от проверки его законности и обоснованности, а значит, для ограничения прав заинтересованного лица, гарантированных ст. ст. 45 и 46 Конституции РФ, на их обжалование в судебном порядке.

Работа содержит 1 файл

Подведомственность дел.doc

— 644.50 Кб (Скачать)

    имеются ли основания для привлечения  к административной ответственности  лица, в отношении которого составлен протокол.

    Арбитражный суд определяет также меры административной ответственности.

    При этом суд не связан требованием административного  органа о назначении конкретного  вида и размера наказания и  определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).

    К обстоятельствам, подлежащим выяснению в арбитражном суде, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности КоАП также относит виновность лица, совершившего административное правонарушение, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст. 26.1).

    При рассмотрении дела о привлечении  к административной ответственности  важно выяснить правильность составления  протокола об административном правонарушении, поскольку соблюдение установленного законом порядка составления  протокола предоставляет лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном производстве, ряд гарантий защиты их прав.

    Так, Управлением по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) было подано в  арбитражный суд заявление о  привлечении к административной ответственности генерального директора ООО на основании ст. 6.14 КоАП. Решением арбитражного суда к административной ответственности были привлечены генеральный директор ООО, а также и само юридическое лицо. Федеральный арбитражный суд округа, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, в определении указал: "...никто не может быть подвергнут административному наказанию по протоколу об административном правонарушении, составленному в отношении другого лица". В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП к административной ответственности могут быть привлечены сразу несколько лиц, но должен быть соблюден порядок и условия применения административного наказания. "Протокол о допущенном руководителем юридического лица административном правонарушении не дает оснований привлечь к административной ответственности само юридическое лицо, а протокол в отношении последнего не влечет административного наказания его руководителя или иных работников" <*>.

    --------------------------------

    <*> Вестник ВАС РФ. 2004. N 7. С. 44. 

    По  результатам рассмотрения дела о  привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен вынести либо решение о привлечении к административной ответственности, либо об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

    Арбитражный суд отказывает в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, например, в случае, когда при рассмотрении дела было установлено, что протокол составлен  неправильно или неправомочными лицами, представленных материалов недостаточно и их полнота не может быть восполнена при рассмотрении дела.

    В случае принятия решения о привлечении  к административной ответственности  в его резолютивной части должны содержаться:

    наименование  лица, привлеченного к административной ответственности, его местонахождение или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

    нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;

    вид административного наказания и  санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.

    Принимая  решение о привлечении к административной ответственности, судам необходимо учитывать предусмотренные ч. 2, ч. 3 ст. 29.10 КоАП правила об обязательном разрешении вопроса об изъятых вещах и документах и вещах, на которые наложен арест, а также об указании в решении на размер ущерба, сроки и порядок его возмещения, если при рассмотрении данного дела решался вопрос о возмещении имущественного ущерба.

    При назначении наказания в виде административного  штрафа суд, руководствуясь ст. 32.2 КоАП, направляет исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности.

    Исполнительный  лист направляется в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения указанного решения.

    При назначении наказания в виде конфискации  вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, суд, руководствуясь ст. 32.4 КоАП и ст. 11 ФЗ "Об исполнительном производстве", направляет исполнительный лист судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к ответственности, либо по месту нахождения его имущества.

    Если  за одно правонарушение назначаются  наказания в виде административного  штрафа и конфискации, суд выдает два исполнительных листа (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г.).

    Решение арбитражного суда по делу о привлечении  к административной ответственности  может быть обжаловано в апелляционном  порядке. Апелляционная жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня принятия решения. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме. "Специфика данной категории дел не позволяет откладывать изготовление решения" <*>.

    --------------------------------

    <*> Пункт 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 7. 

    Если  при рассмотрении дела в суде апелляционной  инстанции решение не было изменено или отменено, то оно вступает в  законную силу со дня принятия постановления  арбитражным судом апелляционной инстанции.

    Если  решение арбитражного суда не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия.

    Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности в трехдневный срок со дня его принятия направляется арбитражным судом лицам, участвующим в деле.

    Копия решения может быть также направлена арбитражным судом в вышестоящий  в порядке подчиненности административный орган.

    Рассмотрение  дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ).

    В отличие от КоАП РФ в АПК РФ речь идет не об обжаловании, а об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

    При применении нормы о подведомственности арбитражным судам дел об оспаривании  решений административных органов о привлечении к административной ответственно 

    (§ 4, "Арбитражный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов" (3-е издание, исправленное и дополненное) (под ред. М.К. Треушникова) ("Городец", 2007)) 

Рассмотрение  дел об административных правонарушениях 

    Общая характеристика. Арбитражным судам  подведомственна новая категория  дел - об административных правонарушениях <*>. Арбитражный суд рассматривает такие дела, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

    --------------------------------

    <*> В 2003 г. арбитражными судами  было рассмотрено 31037 дел об  административных правонарушениях, что в 3,5 раза больше, чем в 2002 г. // Вестник ВАС РФ. 2004. N 4. 

    Таким законом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый 20 декабря 2001 г. и введенный в действие с 1 июля 2002 г.

    По  некоторым вопросам применения норм КоАП Пленумом ВАС РФ были даны разъяснения, изложенные в соответствующих постановлениях. Среди них - Постановление N 2 от 27 января 2003 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Постановление N 16 от 31 июля 2003 г. "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин", Постановление N 10 от 2 июня 2004 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

    Согласно  нормам КоАП арбитражные суды рассматривают  дела о привлечении к административной ответственности (абз. 3 ч. 3 ст. 23.1) и дела об обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 30.1).

    В первом случае арбитражные суды действуют  в качестве судов первой инстанции, т.е. рассматривают дело по существу, во втором случае - в качестве судов  проверочной инстанции, осуществляя проверку решения соответствующего административного органа о привлечении лица к административной ответственности.

    Как отмечал О.В. Бойков, подведомственность арбитражным судам административных дел, рассматриваемых в порядке  обжалования постановлений иных органов, определена по традиционному субъектному признаку: постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, обжалуются в арбитражный суд. Разграничение же подведомственности дел об административных правонарушениях, рассматриваемых непосредственно судьями, осуществляется главным образом по содержательному признаку, а именно по характеру правонарушения. Поскольку указанный критерий носит оценочный характер, то распределение составов правонарушений между судебными юрисдикциями имеет в ряде случаев достаточно произвольный характер <*>.

    --------------------------------

    <*> Бойков О.В. Становление правосудия  в административных отношениях экономической сферы // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5. Приложение. С. 48. 

    Разрешая  вопрос о соотношении норм АПК и КоАП при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, Пленум ВАС РФ разъяснил, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

    Это касается наименования категорий дел (§ 1 и § 2 гл. 25), оснований возбуждения производства по делам (ч. 2 ст. 202 и ч. 2 ст. 207 АПК РФ), наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции (ст. 206 и ст. 211 АПК РФ), составления протокола судебного заседания (ст. 155 АПК РФ), сроков направления лицам, участвующим в деле, копий судебных актов (ч. 5 ст. 206 и ч. 6 ст. 211 АПК РФ).

Информация о работе Подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений