Стороны в арбитражном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 07:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что для осуществления подлинного правосудия в экономических отношениях очень важно четкое определение процессуального положения сторон арбитражного процесса, т. е. объема прав и обязанностей всех лиц, связанных с разрешением дел в арбитражном суде, участвующих в деле.
Цель дипломного работы - на основе анализа действующего арбитражного законодательства, юридической литературы, посвященной арбитражному процессу, исследовать понятие сторон в арбитражном процессе, а также определить объем их прав и обязанностей, рассмотреть проблемы совершенствования арбитражного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Субъекты арбитражного процесса 7

1.1. Суд 7
1.2. Лица, участвующие в деле 21
1.3. Лица, содействующие правосудию 36

ГЛАВА 2. Правовое положение сторон арбитражного процесса 43

2.1. Понятие сторон 43
2.2. Правосубъектность сторон 52
2.3. Права и обязанности сторон 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77

Работа содержит 1 файл

СТОРОНЫ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

     Заинтересованными лицами являются лица, права которых может затронуть решение по делу (ст. 45, 221 АПК РФ).

     Общей нормы, посвященной заинтересованным лицам, в АПК РФ нет.

     Заинтересованное  лицо - имеющее правовой интерес  лицо, привлекаемое по делам особого  производства, делам о несостоятельности (банкротстве) и делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

     Заинтересованное  лицо как лицо, участвующее в деле, следует отличать от заинтересованного  лица как субъекта, обращающегося  в арбитражный суд с каким-либо заявлением. В последнем случае законодатель подчеркивает лишь юридический интерес заявителя. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 191 АПК производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим. Термин «заинтересованное лицо» используется также в ч. 3 ст. 192 и ч. 8 ст. 194 АПК РФ. Однако на самом деле в указанных нормах речь идет не о заинтересованном лице как лице, участвующем в деле, а о заявителе (это вытекает из систематического анализа указанных норм с ч. 2 ст. 194 АПК РФ).

     Термин  «заинтересованное лицо» также  используется законодателем для  обозначения лиц, чья заинтересованность в определенном разрешении дела предполагается, но которые к участию в деле еще не привлечены. Например, в предварительном судебном заседании дело рассматривается судьей с извещением сторон и других заинтересованных лиц. Указанные лица вправе участвовать в предварительном судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в соответствии со ст. 153 АПК РФ.11

     При неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика, других заинтересованных лиц, которые могут быть привлечены к участию в деле, заседание  проводится в их отсутствие (ч. 1 ст. 136 АПК РФ).

     Наконец, термином «заинтересованные лица»  также обозначаются лица (помимо лиц, участвующих в деле), которым направляются копии решения арбитражного суда (ч. 9 ст. 201 АПК РФ), постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 2 ст. 307 АПК РФ) и копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта (ч. 1 ст. 186 АПК РФ).

     В соответствии с п. 2, ст. 4 АПК РФ прокурор наделен правом на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов.

     Согласно  статье 40 АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ, является лицом, участвующим в деле.

     В целях обеспечения законности прокурор вправе по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле.

     Полномочия  по участию в арбитражном процессе прокуроры реализуют путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Прокурор вправе обратиться в суд:

     - с заявлениями об оспаривании  нормативных правовых актов, ненормативных  правовых актов органов государственной  власти Российской Федерации,  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

     - с иском о признании недействительными  сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

     - с иском о применении последствий  недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

     Необходимо  иметь в виду, что указанный  в ч. 1 ст. 52 АПК РФ перечень исков  и заявлений расширительному толкованию не подлежит.

     Арбитражный процессуальный кодекс РФ прямо не предусматривает право прокурора  на предъявление исков в защиту интересов  организаций и граждан-предпринимателей.  Прокурор наделен правом обращаться в суд или арбитражный суд  с требованиями о признании недействительными противоречащих закону правовых актов.12

     В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке  гражданского судопроизводства, когда  пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

       Что касается участия прокурора  в рассмотрении дел судами  установлено, что прокурор участвует  в рассмотрении дел судами  в случаях, предусмотренных процессуальным  законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государство. Видимо, и эта норма касается судов общей юрисдикции, поскольку и в ней не идет речь о предпринимательских структурах и об арбитражном суде. Другими полномочиями в части защиты прав и интересов организаций и предпринимателей закон прокурора не наделяет.

     Таким образом, арбитражное процессуальное законодательство и законодательство о прокуратуре Российской Федерации  не случайно не наделили прокурора  правом заявлять иски в арбитражный  суд в защиту интересов предприятий  и организаций, исходя из полной самостоятельности хозяйствующих субъектов в осуществлении предпринимательской деятельности и защиты собственных прав и законных интересов.

     Однако  прокуроры продолжают предъявлять, а арбитражные суды рассматривают  иски в защиту прав предпринимательских структур. И вряд ли они действуют по инерции.

     Письмом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации обязал арбитражные суды принимать иски прокуроров в интересах  предприятий и рассматривать  их по существу. Если же в процессе заседания арбитражного суда выяснится, что иск заявлен в интересах предпринимательской структуры и не затрагивает интересы государства или общества, арбитражному суду предоставляется право сообщить вышестоящему прокурору о нарушениях законодательства. И это указание Высшего Арбитражного Суда РФ небезосновательно: Арбитражный процессуальный кодекс РФ не содержит ни в перечне оснований отказа в принятии искового заявления, ни в перечне оснований для возвращения искового заявления, поданного прокурором, не в интересах государства и общества. В юридической литературе высказано мнение о том, что указание в ч. 4 ст. 41 АПК РФ на то, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском в случае нарушения государственных и общественных интересов, не означает, что прокурор не может предъявить иск в интересах конкретной организации или гражданина-предпринимателя. Прокурор всегда должен обратиться в суд только в случае обнаружения нарушения закона, прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, невозможности устранить это нарушение другими средствами. Одной из функций государства является правоохранительная функция. Из этого авторы делают вывод, что государство прямо заинтересовано в том, чтобы принятые законы исполнялись, соблюдался режим законности и надлежащий правопорядок, а нарушение прав любого субъекта, правовых отношений фактически означает ущемление государственных или общественных интересов. Поэтому иск прокурора - это всегда иск в интересах государства и общества.

     Гражданское законодательство России с рыночной экономикой предоставляет каждому субъекту гражданско-правовых отношений право на защиту своих прав. Право, а не обязанность. И поэтому прокурор не имеет права вмешиваться в волеизъявление хозяйствующих субъектов. Да и вряд ли он заявит иск в интересах предприятия без его ведома и согласия. У любого предприятия достаточно прав и возможностей для обращения в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав. Вмешательство же прокурора, подмена им руководства предприятия и его юридической службы неуместны. Причина предъявления прокурором исков в защиту интересов хозяйствующих субъектов до банальности проста: освободить предприятие от уплаты государственной пошлины: исковое заявление прокурора не оплачивается даже при неудовлетворении его13. А это порождает неравенство субъектов хозяйственных правоотношений перед законом. Ведь в условиях рыночных отношений сохранение денежных средств в обороте даже на небольшой срок имеет немаловажное значение. Поэтому узаконение права прокурора на предъявление иска в интересах юридических лиц непременно должно сопровождаться установлением такого правила, при котором государственная пошлина по неудовлетворенным искам прокурора должна взыскиваться со стороны, чьи интересы отстаивал в арбитражном суде прокурор.

     Уровень прокуроров, наделенных правом обратиться в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, определен законом.

     В соответствии со ст. 41 АПК РФ исковое  заявление в Высший Арбитражный  Суд РФ могут направить Генеральный  прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

     В арбитражный суд субъекта Российской Федерации исковое заявление  могут направить Генеральный  прокурор РФ и его заместители, а  также прокурор или заместитель  прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители.

     Практически важным является вопрос о взаимоотношениях в арбитражном процессе прокурора, предъявившего иск, и лица, в интересах  которого этот иск предъявлен. Прокурор и заинтересованное лицо действуют в судебном заседании, в процессе совершенно самостоятельно, пользуясь всеми правами соответственно своему процессуальному положению.

     Прокурор, предъявивший исковое заявление, несет  обязанности и пользуется всеми  правами истца, предоставленными ему законом. Прокурор лишен лишь права на заключение мирового соглашения. И это верно. Ведь прокурор в общем защищает не свои интересы, а интересы государства и общества, и вряд ли подобные дела могут заканчиваться мировым соглашением. В то же время прокурор может отказаться от предъявленного им иска. Но истец при этом не лишается права требовать рассмотрения дела по существу. Отказ же истца от иска, который был предъявлен прокурором в его интересах, влечет оставление иска без рассмотрения. Эта норма подвергнута критике, признана не совсем удачной: если прокурор предъявляет иск самостоятельно и независимо от воли заинтересованных лиц, то и распоряжаться предметом спора может только он. Лицо, не предъявлявшее иск, не может наделяться правом от него отказываться и тем более оставлять в таком случае иск без рассмотрения.

     Другое  дело, когда иск прокурором заявлен  в интересах конкретного юридического лица. Но таких прав, думается, прокурору  предоставлять нельзя. Поэтому нормы  арбитражного процессуального законодательства об отказе от иска, заявленного прокурором, требуют совершенствования.

     Поскольку прокурор, заявивший иск в арбитражный  суд в случаях, установленных  в законе, пользуется практически  всеми правами и несет обязанности  истца, стороны по делу, то ему принадлежит право на подачу апелляционной и кассационной жалобы и участвовать при их рассмотрении в соответствующей инстанции. Как сторона по делу, прокурор, подававший иск в арбитражный суд, имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Протест на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов могут приносить только Генеральный прокурор РФ и его заместители в порядке, определяемом законом.

     Арбитражное законодательство предусматривает вступление в арбитражный процесс прокурора только по инициативе самого прокурора. Привлечение прокурора в дело по инициативе арбитражного суда или по прямому предписанию закона не предусмотрено. Государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы.

     Согласно  Конституции РФ государственными органами являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации  и Государственная Дума), Правительство  Российской Федерации, суды Российской Федерации, т. е. законодательные (представительные) органы государственной власти высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

     Органами  местного самоуправления являются выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного самоуправления и не входящие в систему органов  государственной власти (в частности, представительные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления).

     К числу иных органов относятся, например, отделения Пенсионного фонда  России, органы других внебюджетных фондов.

     Порядок участия государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов определен в ст.53 АПК, согласно которой в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. При этом в обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

Информация о работе Стороны в арбитражном процессе