Авангардизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

В современной эстетике и искусствоведении до сих пор не утихают споры о том, какова природа искусства, как возникло искусство и как оно развивается. До сих пор невыясненными остаются глубинные вопросы потребности человека в искусстве. Искусство существует в самых разных формах, для него характерна изменчивость и непредсказуемость дальнейшего развития.

Содержание

Введение
Глава 1. Авангардизм. Общая информация
1.1 Авангардизм как стадия развития искусства
1.2 Понятие и теория авангардизма
1.3 Зарождение авангардизма в России
Глава 2. Авангардизм. Личности
2.1 Кандинский
2.2 Татлин
2.3 Матюшин
2.4 Ларионов
2.5 Кузнецов
Глава 3. Творчество Казимира Малевича
3.1 Краткая биография
3.2 Малевич и Клюн
3.3 Вхождение в среду авангардистов
3.4 Крестьянская серия
3.5 Кубофутуризм
3.6 Рождение супрематизма
3.7 Три стадии супрематизма
Заключение
Список использованных материалов

Работа содержит 1 файл

Курсовая переделанная.docx

— 82.48 Кб (Скачать)

           Авангардизм покоряет безудержной свободой, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о деградации, разрушении целостности содержания и формы. Присущая некоторым течениям авангардного искусства атмосфера иронии, игры, карнавальности, маскарада не столько маскирует, сколько раскрывает глубокий  внутренний разлад в душе художника. Идеология авангардизма несет в себе разрушительную силу.

           Говоря об искусстве ХХ в., следует четко различать, когда это возможно, явление  модернизма  и  авангардное искусство. Так, ясно, что наиболее явными направлениями авангардного искусства ХХ в. являются футуризм, сюрреализм, дадизм. Наиболее явные направления модернизма - постимпрессионизм, символизм, акмеизм. Но, говоря об ОБЭРИУ (литературно-театральная группа, существовавшая в Ленинграде с 1927 г.), трудно определить однозначно принадлежность этого направления к модернизму или к авангардному искусству. Это было одно из сложнейших эстетических явлений ХХ в. Условно говоря, из двух лидеров обэриутов балагур и чудесник Даниил Хармс тяготел к авангардному искусству, а поэт-философ, "авторитет бессмыслицы" Александр Введенский - к модернизму. В целом характерно, что когда обэриуты устроили вечер в своем театре "Радикс", скандал у них не получился, за что их упрекнул, выйдя на сцену, опытный "скандалист" Виктор Борисович Шкловский.

            С точки зрения характерологии типичный модернист и типичный авангардист представляли собой совершенно различные характерологические радикалы. Вот типичные модернисты: сухопарый длинный Джойс, изнеженный Пруст; маленький, худой, как будто навек испуганный, Франц Кафка; длинные, худые Шостакович и Прокофьев; сухой маленький Игорь Стравинский. Все это шизоиды-аутисты, замкнутые в своем эстетическом мире. Невозможно их представить на площади или на эстраде эпатирующими публику. У них для этого нет даже внешних данных. А вот авангардисты. Агрессивный, с громовым голосом, атлет Маяковский, так же атлетически сложенный, "съевший  собаку" на различного рода скандалах Луис Бунюэль (в юности ярый авангардист, в старости - представитель постмодернизма); самовлюбленный до паранойи и при этом рассчитывающий каждый свой шаг Сальвадор Дали. Для каждого из  этих характеров два признака составляют их авангардистскую суть - агрессивность и авторитарность. Как же иначе осуществлять свою нелегкую задачу активного воздействия на публику?[7, c. 72]

1.3 - Зарождение авангардизма  в России

     Традиционный  русский максимализм, ярко проявившийся еще в движении передвижников  и “шестидесятников” XIX столетия, был лишь усилен русской революцией и привел к тому, что во всем мире Советская Россия считается родиной авангардного искусства.

     В понятие “авангард” условно объединяются самые разные течения искусства  ХХ в. (конструктивизм, кубизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм,…). Основные представители этого течения  в России – В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и другие.

     Из  новых художественных объединений, оставивших более или менее заметный след в русском искусстве, выделяются два. Первое называлось “Голубая роза”  – по названию выставки 1907 г., второе объединение носило еще более  необычное наименование – “Бубновый  валет”. Маковский писал о выставке “Голубая роза”: “Светло. Тихо. И картины  – как молитвы… Так далеко от суетной обыденности…”[2]. 
 

2 - Авангардизм. Личности

2.1 - Кандинский

 

     Васи́лий  Васи́льевич Канди́нский (4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан.

     Год 1910 был ознаменован в творчестве русского живописца Василия Кандинского (1866-1944) двумя судьбоносными событиями: он создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный  “О духовном в искусстве”. Отныне и  живописное, и теоретическое, и поэтическое  творчество великого художника было подчинено одной цели – осмыслить  и выразить открывшийся ему новый  духовный опыт, рожденный ХХ веком[2].

     Выдвинув  в качестве основы искусства его  духовное содержание, Кандинский полагал, что сокровенный внутренний смысл  полнее всего может выразиться в  композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия  цвета, контрастов динамики и статики. К своим абстрактным построениям  художник пришел от натурных пейзажей; преодолев их реалистичность, он создал новый внефигуративный мир, развернув в пространстве картины напряженный живописно-пластический процесс и достигнув абсолютной цельности и завершенности художественного образа.

     Наделенный  острой и тонкой чувствительностью, Кандинский верил, что мир являет собой гармоничное целое, в котором  свойства разных феноменов тесно  соотносятся друг с другом. Одни и те же эмоции могли быть вызваны  у человека различными образами, принадлежавшими  к разным сферам жизни, культуры, искусства. Ритм, эмоциональное звучание цвета, экспрессия линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, зрелищем прекрасных ландшафтов. Ко всем беспредметным композициям Кандинского применимо метафорическое сравнение с ожившей в красках музыкой; носителем внутреннего смысла становилась в них колористическая и композиционная оркестровка, осуществленная средствами абсолютной живописи – цветом, точкой, линией, пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных пятен.

     Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Münchner Malschule Phalanx), выезжавшей в  городок Кальмюнц (Kallmünz), расположенной  в живописной местности при слиянии  Фильса и Нааба. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца»

2.2 – Татлин

 

     Влади́мир Евгра́фович Та́тлин (28 декабря 1885 — 31 мая 1953, Москва) — русский и советский  живописец, график, дизайнер и художник театра. Видный деятель таких художественных направлений, как футуризм и конструктивизм.

     В конце 1900-х – начале 1910-х годов  художник В.Е. Татлин  (1885-1953) сблизился  с русскими авангардистами, прежде всего, Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, поэтами Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученых и другими. В те годы основной сферой интересов будущего создателя знаменитой “Башни III Интернационала”  была живопись и рисунок; самыми значительными  работами стали холсты “Матрос (Автопортрет)”, “Продавец рыб” – наряду с великолепными  “Натурщицами” и натюрмортами они  впечатляли экспрессивно-обобщенным рисунком, ясной конструктивностью композиции, свидетельствовавшими об усвоении новаторских  приемов новейшего искусства. Вместе с тем, в них выпукло проступала генетическая связь с древнерусским  искусством, иконописью, фресками: изучением  и копированием образцов древнерусского искусства Татлин много занимался  в летние месяцы ученических лет[2].

     Владимир  Татлин стал знаменит не столько живописью  и контррельефами (которые некоторые  искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в  большей степени, проектами, которые  предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые  продолжают фигурировать в виде реконструкций  и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).

         Известно противостояние Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.

         Работы В. Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве. Известна фотография Жоржа Гроса и Джона Хертфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!»[1].

         Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного (см. Конструктивизм (искусство)). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам. 
 

                                   
 
 
 
 

2.3 – Матюшин

 

     Михаи́л Васи́льевич Матю́шин (1861, Нижний Новгород[1] — 14 октября 1934 года, Ленинград) — русский  художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда  первой половины 20 в. Композитор футуристической  оперы «Победа над Солнцем», 1910, прославившей Казимира Малевича.

     М.В. Матюшин (1861-1934) играл видную роль во многих начинаниях левых художников и поэтов – в частности, учредив  книгоиздательство “Журавль”, выпустив множество книг, без которых ныне немыслима история русского авангарда. По инициативе Матюшина и Гуро было создано петербургское общество “Союз молодежи”, самое радикальное  объединение художественных сил  обеих столиц[2].

     Живописное  творчество Матюшина, несмотря на близкую  дружбу с такими мощными генераторами художественных идей, как Казимир  Малевич, развивалось по собственным  законам и в конце концов привело  к созданию оригинального направления, названного автором “ЗОРВЕД” (зоркое ведание, зрение). Художник и его  ученики внимательно исследовали  пространственно-цветовую среду, натуральное  формообразование – видимая органика природного мира служила им образцом и примером для пластических конструкций  в своих картинах. В холсте Матюшина “Кристалл”, написанном холодными  голубыми красками с использованием сложного линейного построения, уже  само название было камертоном и образного, и пластического смысла.

     Его творчество далеко от революционности  и радикализма других представителей авангарда. Его обостренное чувство  «другого как себя», непрестанное вглядывание  в самые глубины собственных  душевных и духовных переживаний, стали  его отличительной особенностью. Творческий поиск, глубокое вглядывание, желание анализа позволило стать Матюшину педагогом и теоретиком нового искусства.

     «В нашей жизни мы так ловко умеем прятаться за слово или в него рядиться, что все, нас окружающее, так насыщается этим действием слова, что мы перестаем замечать жизнь и значение всех вещей и их самостоятельную ценность. Новое искусство … учит понимать мир через простой непосредственный акт движения самого тела, через мимику, жест. И люди медленно, но верно, учась этому языку обгонят свое усталое, утомленное слово, скрывавшее так долго своими запыленными, выцветшими завесами живое тело природы и самого человека»

— Екатерина  Бобринская. Жест в поэтике раннего  русского авангарда

        В живописи начиная с середины 1910-х годов Матюшин развивал идею «расширенного смотрения», возникшую под влиянием теории «четвертого измерения» математика-теософа П. Д. Успенского. Вместе со своими учениками он организовал группу «Зорвед» (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Помимо духовного аспекта теория расширенного смотрения включает в себя идею объединения сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30-60 градусов) зрения для обогащения впечатлений и знаний о натуре.

          В период работы М. В. Матюшина в ГИНХУКе (Государственный Университет Художественной Культуры) группой «Зорвед» проводились исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета — то есть влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме «угловатость», цвет звездится, теплые оттенки наоборот создают ощущение округлости формы, цвет круглится.

          Исследователи причисляют музыку М.Матюшина к музыкальному авангарду. Считается, что главным был поиск «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в его музыке так и в литературных манифестах (манифест М.Матюшина «К руководству новых делений тона») и в «артефактах», каковы, например, первая футуристическая опера «Победа над солнцем».

 

2.4 – Ларионов

 

Михаи́л Фёдорович Ларио́нов (22 мая (3 июня) 1881, г. Тирасполь, Херсонская губерния — 10 мая 1964, Фонтене-о-Роз) — русский  художник, один из основоположников русского авангарда.

     Михаил  Ларионов (1881-1964) наряду с Казимиром  Малевичем (“Черный квадрат”) и  Василием Кандинским, был центральной  фигурой русского авангарда. В его  картинах сконцентрировались художественные приемы и методы разных стилей и  эпох – от импрессионизма, фовизма, экспрессионизма до русской иконы, лубка, фольклорного искусства; он стал также создателем собственной живописной системы, лучизма, предварившей наступление  эры беспредметности в искусстве[2].

Информация о работе Авангардизм