Использование средств эстетического воспитания дошкольников и младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

об использовании средств эстетического воспитания

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Основная часть:

§1.Педагогические подходы сущности эстетического воспитания………………………………………..…………………………..6

§2.Психологические подходы сущности эстетического воспитания……13

§3. Особенности эстетического воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте………………………………………………………….16

§4. Учебная деятельность и образные представления у дошкольников
и младших школьников……………………………………………………25

Заключение…………………………………………………………………….33

Список литературы……………………………………………………….…..35

Работа содержит 1 файл

Наташа курсовая работа.....doc

— 194.50 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 

Использование

средств эстетического воспитания дошкольников и младших школьников 

Курсовая  работа

по методике преподавания изобразительного искусства

специальность 050709 Преподавание в начальных классах 
 
 
 

                Студентки 4 курса

                Беляковой Натальи Андреевны

                Научный руководитель:

                преподаватель изобразительного

                искусства

                Катканова Лариса Николаевна

                Оценка: 

Вологда

              2011 
               

            Содержание 

 Введение………………………………………………………………………..3

 Основная часть:

§1.Педагогические подходы сущности эстетического воспитания………………………………………..…………………………..6

§2.Психологические  подходы сущности эстетического  воспитания……13

§3. Особенности эстетического воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте………………………………………………………….16

   §4. Учебная деятельность и образные представления у дошкольников

и   младших школьников……………………………………………………25

 Заключение…………………………………………………………………….33

 Список литературы……………………………………………………….…..35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Введение

            Формирование личности любого человека тесно связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды каждой личности. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. По высказыванию Лихачева Д.Б. «невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов».  
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

            Многие писатели, педагоги, деятели культуры (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Д.Б. Кабалевский, 
Б.М. Неменский) отмечают, что формировать личность и эстетическую культуру - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.  
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника".  
           У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики, как науки и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.        

          Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая дошкольников и младших школьников к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного, т.е. компетентного человека.

           Это предположение и определило тему курсовой работы: «Использование средств эстетического воспитания дошкольников и младших школьников».

Цель исследования: выявить средства эстетического воспитания дошкольников и младших школьников.

Объект  исследования: эстетическое воспитание дошкольников и младших школьников.

Предмет исследования: Использование средств эстетического воспитания дошкольников и младших школьников.

Для достижения цели определены следующие задачи:

    1.Раскрыть педагогические подходы сущности эстетического воспитания.

    2.Раскрыть  психологические подходы сущности  эстетического воспитания. 
    3.Рассмотреть средства эстетического воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте.

     4. Выявить средства формирования эстетического отношения к действительности у дошкольников и младших школьников.

           Для реализации задач были использованы такие методы исследования, как изучение психолого-педагогической литературы, анализ, синтез, обобщение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Педагогические подходы сущности воспитания 

       Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.  
       Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) [18].Философы-материалисты Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие.  Существует множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

     В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой была дана такая формулировка: «… педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [16].

       В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [1]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. 
           Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты»[9]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

      Рассмотрев лишь некоторые из существующего множества определений понятия «эстетическое воспитание», можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. 

        Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания. 
В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию... способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а

также стимулирует посильное участие  в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [16].

         Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве»[7]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.  
В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко[13].  
Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания»[8]. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие.

Информация о работе Использование средств эстетического воспитания дошкольников и младших школьников