Использование средств эстетического воспитания дошкольников и младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

об использовании средств эстетического воспитания

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Основная часть:

§1.Педагогические подходы сущности эстетического воспитания………………………………………..…………………………..6

§2.Психологические подходы сущности эстетического воспитания……13

§3. Особенности эстетического воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте………………………………………………………….16

§4. Учебная деятельность и образные представления у дошкольников
и младших школьников……………………………………………………25

Заключение…………………………………………………………………….33

Список литературы……………………………………………………….…..35

Работа содержит 1 файл

Наташа курсовая работа.....doc

— 194.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

В жизни  ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. «Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом»[3].  
Педагоги понимают, как важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности. Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе Г.С. Лабковской. Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к «достижению гармонии между создаваемой человеком «второй природой» и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты - это главное, чему должна научить школа». 
Следующий фактор эстетического развития личности - эстетизация быта - выделяется в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец и др. А.С. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание этому фактору: «Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы» [15]. «С эстетической точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств создавших ее людей», - отмечает Г.С. Лабковская [13].  
Особое значение эстетики быта, в эстетическом воспитании отмечает и К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». «Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги» [15]. Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. Если в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если классный уголок не несет новой, интересной необходимой информации, если не уделяется должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенно складывается установка на терпимое отношение к излишествам, небрежности. Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: «В своей работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них «нравственно-эстетический критерий достоинства человека» [12].

        А.С. Макаренко также уделял большое внимание внешнему виду и утверждал, что у учеников «ботинки должны быть всегда почищены, без этого какое может быть воспитание? Не только зубы, но и ботинки. На костюме не должно быть никакой пыли. И требование прически... серьезные требования надо предъявлять к каждому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к карандашу».

       Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорил  
В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он включает и «культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе». «Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание «себя среди людей, стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности» [10].

         Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности, как назвал его А.С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития творческих задатков школьников, обнажает красоту чутких отношений друг к другу. В качестве примера прекрасных эстетических отношений можно рассматривать такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе с взрослыми в отношениях самого различного достоинства накладывает глубокий отпечаток на детскую личность, делая

их поведение  прекрасным или безобразным. Через  всю совокупность отношений и  осуществляется формирование нравственно-эстетического облика ребенка.

        Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном коллективе. Задачей классного руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

        Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент» [15]. Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. «Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия и другие) имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно рассматривать пропорциональность различных прямоугольников, гармонические колебания, формы кристаллов, типы математических доказательств, физические, химические и математические формулы, - во всех этих случаях можно обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического» [13].

Кроме того, опытные педагоги отмечают, что «объяснение нового естественнонаучного термина и одновременное определение в нем эстетического элемента является одним из способов развития познавательной активности школьников. Процесс обучения приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный научный термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса к самому предмету» [13]. 
Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности.

          Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и заканчивая "шнурками на ботинках". Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так как: «Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании» [13]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Учебная деятельность и образные представления у дошкольников и младших школьников 

        Искусство, являющееся важнейшим фактором не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания и выполняющее такие функции, как общественно-преобразующая, познавательно-эвристическая, информационная и коммуникативная, воспитательная, внушающая, эстетическая, гедонистическая и др., обеспечивает реализацию задач разносторонней подготовки детей к школе [13]. В связи с этим важным является изучить возможности взаимосвязи детского сада и школы в осуществлении эстетического воспитания детей, включая все его средства: искусство, окружающую среду, особенно природу, разнообразные художественно-творческие деятельности детей. Специалисты выделяют несколько направлений, по которым осуществляется подготовка детей к школе: всестороннее развитие личности ребенка, его психологическая и специальная подготовка. Художественно-творческие деятельности, которые включены в педагогический процесс детского сада, позволяют решить (как показывают исследователи Т.Н. Доронова, Н.Г. Какауридзе и др.) различные задачи подготовки детей к школе, прежде всего, благодаря реализации в процессе овладения художественно-творческими деятельностями задач всестороннего воспитания (исследования Г.В. Быховец, Е.Е. Евдокимовой, А.И. Савенкова). Ибо, как подчеркивал известный психолог А.В. Запорожец, основу подготовленности детей к школе составляет всестороннее развитие ребенка (умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое), осуществляемое в детском саду. Психологическая подготовка заключается в том, что в детском саду дети учатся заниматься, подчиняя свои действия задачам занятия. У них формируются умения работать целенаправленно, слушать педагога, выполнять поставленные задачи. Осуществляется формирование умения подготовиться к занятию в соответствии с поставленными задачами. Целенаправленно формируются умения детей общаться друг с другом и  взрослыми. Подготовка детей к школе осуществляется и тогда, когда в процессе художественно-творческих деятельностей формируются компоненты учебной деятельности. Согласно концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, учебная деятельность включает несколько компонентов:

Учебная задача - умение понять учебную задачу, принять и выполнить (во всех видах художественной деятельности:

        в музыкальной - пропеть музыкальную  фразу, песню, прохлопать ритмический  рисунок, воспроизвести движение танца, исполнить мелодию на музыкальных  инструментах;

          в изобразительной - создать изображение,  передав основные свойства, образ предмета, явления; в художественно-речевой – зарифмовать, образно описать, сочинить и др.).

Овладение способами решения  учебной задачи - в художественных деятельностях овладение способами решения учебной задачи - это усвоение средств и способов создания образа. Говоря о необходимости овладения способами деятельности, мы исходим из структуры деятельности, раскрытой в работах А.Н. Леонтьева, определившего способы как обязательный компонент этой структуры, без которого деятельность не может быть осуществлена. Способы создания образа предмета и явления специфичны для каждого вида художественной деятельности, но без овладения ими ребенок оказывается бессильным в передаче впечатлений от окружающего его мира, возникших у него на этой основе замыслов. Это вызывает у ребенка отрицательные эмоции, а затем он теряет интерес к художественной деятельности и отказывается ею заниматься. Овладение способами деятельности происходит в процессе обучения под руководством взрослого. Формирование действий контроля. Создавая образ предмета или явления, например, в рисунке или лепке, ребенок контролирует свои действия и их результаты и оценивает их. Исследования Т.Н.Дороновой позволили определить, что в процессе обучения изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада можно сформировать действия контроля трех видов: контроль в процессе создания изображения (контроль за способами действия), контроль по результату и контроль предвосхищающий (на основе создания образа будущего изображения). Последний - наиболее трудный вид контроля. Исследование показало, что сформировать действия контроля можно постепенно, вначале показывая детям, как осуществить действия контроля, а затем лишь обращая внимание на необходимость контролировать процесс изображения. Это подводит детей к самостоятельному использованию действий контроля. Применение действий контроля не противоречит образно-творческому характеру изобразительной деятельности, а наоборот, способствует совершенствованию создаваемых изображений, углублению их образно-выразительного решения, повышению качества изображения в целом. Это вызывает у детей чувство удовлетворения, повышает интерес к деятельности, стремление выполнить ее как можно лучше. Вместе с тем улучшается подготовка к школе. Дети приобретают необходимые для обучения в школе умения. Как один из примеров отсутствия у детей действий контроля – отсутствие слежения за положением кисти или карандаша. Это может объясняться как отсутствием знания (т.е. ребенок не знает, как нужно работать этим инструментом, егоне научили), так и отсутствием действия контроля. Обращая внимание на отсутствие у ребенка действия контроля за положением кисти во время проведения линий разного характера, можно предвидеть пояснение, что «манера письма» у художника может быть разной. Но это не так. Во-первых, о «живописной манере» на 7-м году жизни говорить рановато; во-вторых, положение кисти в любом случае должно быть рациональным: держа кисть тремя пальцами за самый кончик «шедевра» не создашь.

Формирование  действий оценки. У детей в процессе обучения той или иной художественной деятельности формируется потребность в оценке созданного ими образа. Сначала такую оценку ребенок слышит от педагога. Эта оценка определяется учебной задачей, индивидуальными особенностями ребенка (учащегося), спецификой художественной деятельности. Постепенно к оценке работы (его собственной и работ сверстников) следует привлекать и ученика. Так он будет овладевать действиями оценки. Оценивая свою работу в процессе ее создания и по окончании, ребенок может ее усовершенствовать: уточнить, дополнить созданный образ, подчеркнуть его отдельные стороны. Например, дети рисуют с натуры комнатное растение (сансивьеру), Дима изображает длинные стебли, не обращая внимания на их различия по ширине, высоте. Просматривая по ходу занятия (урока) создаваемые детьми рисунки, педагог предлагает ему сравнить получившееся изображение с растением. Ребенок замечает несоответствие и исправляет нарисованное. Если в другом случае ребенок не увидел ошибки, учитель (воспитатель) может помочь ему, предложив более детальное сравнение: установление величины листьев по отношению друг к другу и к цветочному горшку. Таким образом, овладение действиями оценки необходимо, прежде всего, для совершенствования самой художественной деятельности через испытывание ребенком удовольствия от созданного им получившегося изображения, формирования положительного эмоционального отношения к деятельности. Вместе с тем у детей формируется такой важный для успешного обучения в школе компонент учебной деятельности, как действия оценки.

          По своей природе искусство произошло от игры, от подражания: это «изображение» межличностных отношений в театре; это передача ощущений, впечатлений в музыке или стихе; это воспроизведение предмета, явления, ощущения в объемном образе или плоскостном и т.д. [14]. Это, безусловно, подражание – пению птиц, рокоту волн, шелесту листьев. И рисунок – это тоже подражание, стремление запечатлеть нечто уже созданное однажды – природой или человеком. Приобщение ребенка к изобразительной деятельности и изобразительному искусству – благодатная и благородная миссия. Благодатная, потому что главная ценность возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественный образ, способность ярко переживать запечатленные события, выстраивать сюжетную линию, рассуждая гипотетически, предполагая предшествующие и последующие события. Благородная, потому что «зерно в почву» нужно опустить своевременно, потому что воспитание чувств - безотлагательно. Психологи утверждают, что если этот процесс отложить на более поздний возрастной период – вырастить достойного человека не успеешь, после 11-12 лет уже не сформируешь главного – умения чувствовать другого и сопереживать.

Информация о работе Использование средств эстетического воспитания дошкольников и младших школьников