История садов и парков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:40, реферат

Описание работы

Особенности китайских садов. Зарождение классической эстетики китайского сада. Специфическое явление китайской культуры, как геомантия, именуемая в Китае фэн-шуй.
Интересную реализацию функций садово-паркового комплекса представляют императорские сады. Архитектурное построение дворцово-храмового комплекса выдает в нем культовое сооружение. Целью пребывания в этом архитектурном ансамбле было общение с Небом. Светский архитектурный комплекс в Европе.

Содержание

1. Китайский сад — модель взаимоотношений Человека и Природы 3-5
2. История развития Китайского сада 6-11
3. Национальные особенности Китайского сада 12-16
4. Список литературы 17
5. Приложение 18-19

Работа содержит 1 файл

реферат сады и парки.docx

— 286.14 Кб (Скачать)

Китайские руководства по садовому искусству придают первостепенное значение соответствию композиции и декора сада ландшафту местности и природным свойствам материалов. В китайских садах отсутствуют столь привычные в садах Европы абстрактно-геометрическая фигуративность, симметрия, прямые аллеи, статуи, газоны и прочие атрибуты, выражающие доминирование, разумного порядка над первозданным Хаосом. Особенности китайской садовой эстетики побудили некоторых авторов говорить о натурализме восточного сада в противоположность европейским садам, являющим картину оформленной, преображенной, улучшенной человеком природы. Данный тезис несправедлив в отношении по крайней мере восточного сада и к тому же едва ли состоятелен теоретически. Если мы рассмотрим содержание понятия природы в различных человеческих обществах, мы легко убедимся в том, что оно повсюду определяется общественной практикой человека, отображенной в нормах культуры12. 
  
XVII—XVIII вв. садово-парковое искусство Китая особенно быстро развивалось при императоре Чен Люнге. Сады Китая были и монументальными и миниатюрными. В парках множество различных сооружений: павильоны, беседки, галереи, стены, ограды, мосты и пр. Парковые аллеи оформлялись большим количеством декоративных элементов. Для мощения применяли известковые камни, мраморные плиты, мозаику, дорожки украшали рисунками птиц и животных.

В парках часто  создавался искусственный рельеф. Деревья  и кустарники высаживали группами и  даже целыми рощами, из которых наиболее популярны бамбук, слива и сосна. Большое внимание уделялось цветочному оформлению. Широко использовались водоемы, скалы. Наиболее известны парки Ихэюань (330 га) и Бейхай (104 га) в Пекине, сад  Лю в Сучжоу13.

   Интересную реализацию функций садово-паркового комплекса представляют императорские сады. Архитектурное построение дворцово-храмового комплекса выдает в нем культовое сооружение. Целью пребывания в этом архитектурном ансамбле было общение с Небом. В Гугуне все подчинено одной идее — максимально эффективно распределить поток космической энергии, что должно благотворно повлиять, по представлениям китайцев, на благополучие империи и жизнь императора — сакрализованной персоны, ее олицетворявшей. Архитектурные объекты Гугуна отличаются крайней симметричностью, правильностью форм и четкой композицией. Бросается в глаза сознательно заданная регулярность его архитектурных объектов. Очевидно, что четко организованное пространство обладает гнетущим воздействием на психику человека. Сады при архитектурном комплексе в этом случае компенсировали подобное влияние, вовлекая посетителя в своего рода психологический диалог, некую игру. Они выполняют, таким образом, компенсаторную функцию, сглаживая влияние регулярности архитектуры. В садах абсолютно отсутствует заданность, предсказуемость, они выстраивались по принципу неожиданности явления, метаморфозы. Следует учитывать и то, что они были частью жилого пространства, связанного с бытом. В отличие от церемониальной ритуальности архитектуры дворцов и храмов сад представлял собой пространство для личной свободы и уединения, поддерживая психический баланс личности.

   Мы  можем вспомнить о версальских  парках, реализованных как часть  дворцового комплекса. Но, в отличие  от Китая, светский архитектурный комплекс в Европе давно утратил свой сакрально-ритуальный сектор, следовательно, и сад не нес  соответствующей нагрузки. Кроме  того, европейский сад не ставил целью преобразовать природную  среду во что-то иное. Природа здесь  зажата в мире человеческого разума, но сохраняет статус среды отличной от социальной, и не используется для подведения зрителя к истине другого порядка. Иное дело сады Китая. 

      Наиболее характерны в этом смысле частные сады, рассчитанные на то, чтобы подвести зрителя к сосредоточению на переживании своих внутренних эмоций. Трудно сказать, продолжает ли эта традиция ту, что характерна для императорских садов, или она в этом смысле прямо противоположна гигантским ландшафтным паркам. Частные сады миниатюрны и значит способны более лаконичными средствами выразить идею китайского сада. Здесь, как и в дворцовых ансамблях, геометрически правильно оформленная территория с четко ориентированной по сторонам света архитектурой и совершенно особым образом оформленное пространство природной среды. Попадая в природную среду сада, человек не мог предсказать, на какую композицию он выйдет. Китайский сад всегда строился по принципу неожиданно возникающего вида.

   К 17 в  сложились классические черты китайского дома-сада. В китайском саду нет  ничего регулярного и все подчинено  природе. Хороший сад в Китае  отличается соразмерностью и уместным сочетанием частей. Сочетание камня  и воды остались в традиции садовых  парков до сих пор и являются устойчивым символом мироздания. Естественность и соответствие местному ландшафту  – это две основных неотъемлемые характеристики, на которых основан  весь китайский сад.

   Главной особенностью южной школы является создание на небольших участках земли  миниатюрных садов, внутри которых  размешались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, гроты, редкие виды деревьев и красивоцветущих кустарники. Для  северного направления свойственно  проектирование культурных ландшафтов на обширных территориях, с устройством  огромных водоемов и достаточно крупных  форм рельефа14. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Национальные  особенности  Китайского сада

   История садово-паркового искусства в  Китае насчитывает более трех тысяч лет и тесно связана  с развитием религиозных и  философских представлений о  мире. Традиционный китайский сад  считается отражением души его хозяина. Душа каждого человека неповторима - как и облик каждого сада. Поэтому облик китайского сада традиционно  может зависеть от философских и  религиозных воззрений его владельца, особенностей его характера, семейных и местных традиций и многого  другого. Главный критерий ландшафтного искусства - интуиция.

   Богатая и разнообразная растительность китайского сада может выполнять  в нем как эстетическую, так  и утилитарную функцию. Нередко  в них встречаются плантации  плодовых деревьев, цветники с лекарственными и пряными травами. Многие растения имеют глубокий символический смысл. Сосны воплощают в себе мудрость, бамбук - силу и мораль, пионы - власть и богатство. Лотос, тянущийся из водных глубин к Солнцу, символизирует  чистоту и силу жизненного роста, а хризантемы напоминают об учении Конфуция.

   Философия китайского сада. Китайские сады не случайно подобны дикой природе. Для китайской культуры жизнь в созерцании природы - это естественный и гармоничный способ обрести вдохновение для глаз, для ума и духа. Нередко китайские садовники стремились добиться такого баланса составляющих сада, чтобы превратить его в самодостаточный микромир, миниатюрную модель вселенной. Здесь могут быть свои горы, реки и озера. Доминируют в этом великолепии образы спонтанные и произвольные, соразмерные природе по форме и духу.

   Комбинируя  природные элементы с рукотворными произведениями архитектуры, живописи и поэзии, китайские мастера стремятся  максимально приблизиться к древним  даосским принципам гармонии и баланса  между человеком и природой. Вода и камень символизируют основные первоначала Природы - инь и ян. Еще одна задача, стоящая перед  мастером - собрать в саду потоки жизненной энергии (ци) и направить  их навстречу человеку. Согласно фэн-шуй, для концентрации ци особенно хороши вечнозеленые растения, а также пышные растения, которые регулярно цветут и плодоносят. Газоны и прочие рукотворные  пустые пространства препятствуют концентрации ци и в китайской традиции не используются.

   Ландшафтная особенность и  фэн-шуй. Историю садово-паркового искусства в Китае принято подразделять на две основные школы - северную и южную. Северным садам свойственны крупные масштабы, обширные территории с большими водоемами и крупными формами рельефа. Южная школа, напротив, тяготела к созданию миниатюрных садов. В них создавались небольшие водоемы и гроты, размещались архитектурные сооружения. В рамках этой школы и появился знаменитый «сад на подносе». Все прочие принципы работы с композицией сада, ландшафтом и растениями в целом были очень близки, поскольку базировались на общекитайской традиции фэн-шуй, объединяющей в себе целый ряд принципов достижения гармонии и баланса. Подробно описывать принципы фэн-шуй в этой статье нет смысла. Важно то, что почти всем элементам сада отводилась в нем особая символическая роль. И в особенности это касалось таких первоэлементов мира, как Вода и Камень. Китайский ландшафтный фэн-шуй применяется и сегодня в различных садах по всему миру.

   Вода. «Создать сад» для китайца означает буквально - «выкопать водоемы и соорудить горы». Даже само слово «ландшафт» по-китайски звучит как «горы и вода». Именно вода и камень, вечные и постоянные, служат основой каждого сада, все прочее - временно. Камни обозначают тело Земли, скелет мира, в то время как вода символизирует ее дух. Нерушимости камня всегда должна была противопоставляться податливость воды, которая символизировала бесконечную циркуляцию жизни и несла потоки жизненной энергии владельцам сада. И если в северной и западной частях сада принято было устраивать каменистые горки, то в юго-восточной части с ними контрастируют пруды.

   Вода - зеркало мира, и в то же время - средоточие вселенского покоя. Считалось, что пруд со спокойной чистой водой  притягивает энергию Вселенной, силы солнца и облаков, звезд и  луны, отражающихся в его поверхности. Неудивительно, что именно возле  пруда располагалась площадка для  медитаций и физических упражнений. Но не менее важно присутствие  в саду текущей, движущейся воды. Она  несет в сад непрерывное движение, обновление, а кроме того - она  звучит. «Быстрая» вода символизирует  богатство и притягивает удачу. Во многих известнейших классических садах вода занимает более половины общей площади. А могучие деревья, архитектура, цветы - все это располагается  уже на втором плане.

   Водная  гладь в китайском саду должна быть максимально приближена к миру людей - вот почему в садах Китая  вы не найдете водоёмов с высокими или облицованными берегами. На островах нередко строятся павильоны, периметр которых максимально приближается к размерам самого острова. Отсюда и  ощущение, что они как бы «вырастают»  из воды, являясь ее продолжением.

   Камень. Камни в китайских садах размещаются как сами по себе, так и в виде скульптур и строительного материала. В больших садах использовалось три основных типа камней. Первый из них - это крупные валуны, второй - изящные вертикальные камни, а третий - камни необычной формы или цвета, либо покрытые замысловатыми узорами. О больших и тяжелых камнях принято было судить с точки зрения их «проницаемости», о высоких - с точки зрения «худобы», а под «открытостью» понимали красоту пустот и отверстий. Нередко красивые камни становились предметом коллекционирования и семейной гордости. Из живописных глыб озерного известняка, причудливо обточенного водой, создавались прекрасные композиции, их размещали по берегам водоемов или искусственных фонтанов.

   Особую  значимость придавали камням, поднятым со дна озера Тайху. В нем подземные  ручьи вытачивали в податливых известковых  глыбах необычные отверстия и  пустоты. Считалось, что внутренние пустоты создают в камне уникальное, энергетически насыщенное пространство. Кроме того, камни с отверстиями  могли «петь», и каждый из них  имел свой голос. Звук зарождался от удара  специальной палочки или просто от порыва ветра. Такие камни стоили не меньше, чем в Европе - античные статуи.

   Как отголосок  мифологических представлений о  Мировой горе и Мировом океане, в некоторых областях Китая продолжала существовать традиция создания насыпных искусственных гор. Сложенные из отдельных камней, они возвышались  возле водоемов. В них устраивались гроты и пещеры - символические  жилища небожителей. Считалось, что  мудрый человек в состоянии медитации  может проникнуть в другие миры через  одну из этих пещеру. Сооружение собственных  гор было по карману лишь представителям знати.

   Сады  смеющиеся, идиллические и угрожающие. Композиция китайского сада нередко включала в себя три особых эмоциональных типа сада: смеющийся, идиллический и угрожающий. Смеющийся сад полон ярких красок и солнечного света. Здесь цветут самые прекрасные цветы, а декоративные дорожки и крыши архитектурных сооружений окрашены в яркие цвета. Украшенный прекрасными статуями, он вызывает самые положительные эмоции. Но вот посетитель проходит в другую часть сада - и что он видит? Темные нависающие скалы, причудливые изломанные деревья, грохочущие водопады - вот элементы угрожающего сада, который напоминает человеку об огромной власти и могуществе природных сил. Здесь также могут встретиться статую - но это будут пугающие и в то же время завораживающие статуи мифологических существ. Уравновешивает эти противоположности идиллический сад с его спокойной водной гладью и беседкой на живописном островке.

   Один  из излюбленных приемов садоводства  в Китае получил название «картина в раме». В стенах часто проделывали  круглые или фигурные проемы, которые  визуально отгораживали часть сада, обрамляя ее для зрителя, как рама – картину. Эту же роль играли и  окна в павильонах, принимавшие форму  овала или многоугольника. Встречаются  и обратные примеры, когда роспись  на стенах павильона имитирует окно, выходящее в сад. Еще один яркий  пример игры с пространством - использование  небольших пагод. Глядя на пагоду, стоящую на берегу пруда в окружении  красивых кустарников, невольно представляешь  ее настоящим зданием - возле огромного  озера и окруженного огромными, раскидистыми деревьями. Этот прием  как бы создает «картинку в  картинке», завораживая и увлекая  зрителя.

   Архитектура китайского сада. В садах Китая нередко располагалось множество архитектурных построек. Сад был окружен стеной, которая часто выполнялась в форме дракона или облаков. Стена должна была быть белой и служить фоном для всего, что находится внутри. Северо-восток и юго-запад считались не самыми благоприятными направлениями, и в качестве защиты здесь устанавливались изящные пагоды. Важную роль в композиции сада играли павильоны и смотровые площадки, где создавалась идеальная атмосфера для неспешной беседы.

Информация о работе История садов и парков