Темпо - ритмическая композиция представления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

Наше сознание в зависимости от обстоятельств работает с различной интенсивностью. Изменение интенсивности обусловлено окружающей жизнью и жизнью самого организма. Наши мысли и эмоции достигают различной степени активности - от предельного напряжения до полного спада. Ритм внутренней жизни человека руководит его внешним поведением. Интенсивность, то есть степень активности психической и физической жизни в драматическом искусстве названа Станиславским «темпо - ритмом ».
Ритм - чередование каких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью, частотой. Темп - степень быстроты движения, интенсивность развития чего-либо скорость следования метрических единиц.

Работа содержит 1 файл

po_rezhissure.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

Тема 1

 

1.1.Темпо  - ритмическая композиция представления

 

        Наше сознание в зависимости  от обстоятельств работает с  различной интенсивностью. Изменение  интенсивности обусловлено окружающей  жизнью и жизнью самого организма.  Наши мысли и эмоции достигают различной степени активности - от предельного напряжения до полного спада. Ритм внутренней жизни человека руководит его внешним поведением. Интенсивность, то есть степень активности психической и физической жизни в драматическом искусстве названа Станиславским «темпо - ритмом ».

        Ритм - чередование каких-либо элементов,  происходящих с определенной  последовательностью, частотой. Темп - степень быстроты движения, интенсивность  развития чего-либо скорость следования  метрических единиц.

        Темп- быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере. Ритм есть количественное отношение действенных длительностей движения или звука к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере. Темп- скорость или медленность. Темп укорачивает или удлиняет действие, ускоряет или замедляет речь. Выполнение действий, произнесение слов требует времени. Ускорил темп - отвёл меньше времени для действия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить быстрее. Замедлил темп - освободил больше времени для действия и речи и дал больше возможностей ещё лучше доделать и досказать важное.

        Темп несёт в себе ещё и  характер движений. Он может быть  плавным, скачкообразным, убыстряющимся,  замедляющимся и так далее. Темпы движений человека очень разнообразны и сложны среди всех признаков, характеризующих движения, темп является ведущим, так как он чаще всего отражает — состояние психики человека. Например, на похоронах идут очень медленно, но никто не видел медленной драки.

Ритм физического действия не может существовать без темпа, но темп не может также существовать сам по себе, вне действия, а значит, вне ритма. Эти понятия неразрывно связаны.

Возможность частой смены  темпо-ритмов и их активности требует от исполнителя высшего уровня ритмичности. Ритмичный человек правильно улавливает темпо-ритм сценической жизни и верно в него включается. Игра в правильном темпо-ритме обеспечивает верное общение с партнерами, а это помогает сознанию сценического ансамбля.

Наиболее высокий вид  ритмичности - гармоничность движений, выполняемых актёром на сцене. Движения при этом отличаются особой выразительностью и музыкальностью, которая проявляется  и тогда, когда в спектакле  нет музыки.

        Темпо-ритм нужен нам не один сам по себе, а в связи с предлагаемым обстоятельствами, создающими настроение, в связи с внутренней сущностью, которую темпо-ритм всегда таит в себе.

Пьесы и спектакли  имеют также свой темпо-ритм. Значит ли это, что однажды налаженная скорость и размеренность должны бессменно держаться весь вечер конечно, нет. Темпо-ритм Т.П. тоже не один, а целый ряд больших и малых комплексов, разнообразных скоростей гармонически соединенных в одно большое целое.

        Все темпо-ритмы в совокупности  создают определенное настроение.

Значение темпо-ритма  для всего спектакля огромно. Не редко прекрасная пьеса,

хорошо поставленная и сыгранная, не имеет успеха, потому что она исполняется в чрезмерно  замедленном и неестественно  быстром темпе. В самом деле, не возможно сыграть трагедию в темпе водевиля, а водевиль в темпе трагедии!

        Говорить о перспективе применительно  к режиссерскому строению спектакля  - это, значит, разуметь перспективу  развивающегося действия.

"Новая мысль, новое  событие неизбежно ломает или  изменяет темпо-ритм предшествующего действия. От акта к акту меняются темпо-ритмические краски, и нарастает их острота. Ритм создает цвет, линию, объем, конфигурацию, а не только звук. Гармония отличается от хаоса потому, что у неё есть ритм. Театр представляет синтез

ритмических рядов:

а) Ритм   в   творчестве   отдельно   взятого   исполнителя   -   это   чередование

эмоционального подъёмов.

б) Зоны активного и пассивного действия, зоны звучания и зоны молчания. 
А   так   как   представление   -   это   работа   целого   коллектива,   ансамбля,   то   и 
ритмические   ряды   всех   актёров   или   совпадают,   или   контрастируют,   образуя 
сложный    ритмический    узор.    Ритму    подчиняется    не    только    эмоциональный 
строй   спектакля,   создаваемый  ансамблем,   но   и   все   выразительные   средства, 
световые   эффекты,   музыкальные   фрагменты,   режиссёрские   приёмы,   мизансцены. 
Применение       такого       выразительного       средства       образует       определённую

ритмическую линию.

        Темп в театрализованном представлении - это скорость движения сценического действия. Законы построения темпов в театральном представлении отличаются от законов спектакля. Если в спектакле есть постоянное чередование темпов, то в силу насыщенности, в силу временных параметров театральное представление немного короче и идёт по нарастанию. Конечно, внутри отдельных эпизодов колебания темпа наблюдаются, но в целом линия нарастания сохраняется. Особая роль в организации театральной композиции принадлежит музыке, ибо она сама подчиняется законам темпа и ритма, она организует театральные ряды других выразительных средств, под музыку двигаются исполнители, меняются мизансцены, передвигаются декорации, используются кинофрагменты, слайды, световые эффекты, но таким образом можно попасть в иллюстративность. Чтобы этого не случилось, нужно помнить, что наиболее предпочтителен способ соединения выразительных средств - контрастный и ассоциативный. Итак, в театрализованном представлении темпо-ритм представляется как верный и важный подбор и выполнение конкретно поставленных сценических задач в ограниченном пространстве сцены и со скоростью, соответствующей логике и эмоциям внутренней жизни сценического героя.

 

1.2. Роль  ведущего (конферансье) в театрализованном  представлении и празднике

 

        Жанр – (фр. – род, вид, образ действий, манер) исторически сложившаяся совокупность специфических свойств произведения (а эстраде - номера), его содержания и формы. Чем богаче и разнообразнее концерт по жанрам, тем он ярче и интереснее. Деление эстрадных жанров на четыре группы: разговорная, музыкальная, хореографическая, оригинальная. Номера разговорного жанра: конферанс, реприза, каламбур, интермедия, миниатюра, скетч, эстрадный фельетон, эстрадный монолог, музыкальный фельетон, мелодекламация, и др.

Конферанс.

Родоначальником конферанса в России был артист Московского  Художественного театра – Никита Федорович Балиев, создатель в 1908 году театра-кабаре «Летучая мышь». Конферансье (фр-докладчик). Артист эстрады объявляющий и выступающий перед публикой, в промежутках между номерами, объединяющий разнородные номера в единое целое, подготовляющий аудиторию к восприятию номера. Поведение конферансье на сцене и текст его реплик носят обычно комедийный характер.

Задачи конферансье.1. Подготовить аудиторию к восприятию номера, помочь ей лучше понять и оценить исполнение, создать в зале благоприятный настрой к нему, добиться, чтобы каждый номер имел успех.2. Подать номер – т.е. максимально ярко и одинаково выгодно преподнести, как известного артиста, так и дебютанта.

3. Установить со зрителями контакт.4. Создание атмосферы непринужденного общения и доверия. Помогает конферансье предстать перед зрителями не только посланником актеров, но и радушным хозяином.5. Конферансье должен не просто заполнять паузу, которая по той или другой причине может возникнуть в ходе концерта (надо убрать рояль, установить деталь оформления и др.), но и сделать ее незаметной, неощутимой для зрителей. Характеристика конферансье. Интересный, веселый и остроумный собеседник, вносящий разрядку в те моменты концерта, когда внимание зрителей притупляется от утомления.6.  Шутки, репризы конферансье должны быть остроумны и затрагивать проблемы, волнующие зрителей. Необходимо хорошо знать чем живет пришедшая на концерт публика.7. Главная. Связывать в одно целое самые различные и разнохарактерные по жанру номера. Затушевать слабые места в программе, выделить сильные, приспособить весь арсенал своих острот в помощь данному номеру, данной программе.8. Заботиться о нарастании ритма концерта. Очень плохо, когда первое отделение концерта ведет один конферансье, а второе – другой.9. Стремится по возможности не демонстрировать свой талант, свои способности, а четко выполнять свои главные задачи. Особенности К.1. Сочиняет текст сам для себя, или в соавторстве с профессиональным литератором.2. Конферансье всегда выступает «от собственного имени». Манера выступления конферансье носит характер сиюминутной импровизации. 3. Ведение концерта требует от К.: актерского мастерства, владения словом, ощущения зрителя, пришедшего на данный концерт.

Образ конферансье. Найти свою манеру ведения концерта.

Варианты образов  К.

Первый. Образ восторженного человека, которому нравятся все без исключения номера.

Второй. Скептик. Он ко всему относится с недоверием.

Третий. Лентяй. Ему не хочется возиться с концертом, объявлять исполнителей.

Четвертый. До отчаяния боится публики. Он вообще всего боится. Пластика конферансье.

 

Тема 2

 

2.1. Работа  режиссера с исполнителем

 

Проблема  исполнителя в театрализованных представлениях и праздниках. Исполнителями в празднике могут быть: 1.инициативная творческая группа исполнителей, воплощающая всю худ. часть представления (вед., участники литературно-муз. композиций и исполнители миниатюр)- исполнитель в массовом действии должен быть актером- трибуном, буфом, эксцентриком, уметь пользоваться  приемом трансформации, быть пластичным, владеть искусством жеста, позы и трюка. Важная особенность актерского искусства – публичность. Актер – трибун – выходит на сцену со знанием что сказать, пропагандирует идеи сегодняшнего дня,  в сознания зрителя возникает образ исполнителя  и образ героя. Актер- эксцентрик -  дает возможность почувствовать зрителю где говорит  сам персонаж, где за него говорит автор, время показано не в процессе, а в своей  прерывности (от молодости до старости резкий переход, незаметный). Что бы быть артистом  мало знать, помнить, воображать надо уметь: зрелищно выражать эмоции с помощью пластики, владеть телом, координировать слово и движение, соединять в гармонию пластическое и словесное выражение. Исполнитель должен пользоваться трансформацией – способность артиста к легкому перевоплощению на глазах у зрителя. Типы трансформации: бытовая – роль, в которой герой сначала юноша, затем стареет на глазах зрителя. Отсутствие комикования. Поэтическая – проявляется внешне, характер (внутреннее более ослаблен), эффектнее, необходимы внешний блеск и отточеность формы, актер заботиться о рисунке роли (муз. голосовым и пластическом). Средства поэт. трансформ. – гипербола (преувеличение), метафора, аллегория(иносказание), символика (знак, образ). Трюк – обострение действия, должен быть легким, но непонятным для зрителя. 2. Участники худ. самодеятельности (хоровых, танцевальных, муз.) Реж. работает с рук. этих коллективов, а участники приглашаются только на сводные репетиции, в работе с коллективами  для реж. основным является знакомство с репертуаром, просмотр, отбор готовых номеров и заказ новых спец. подготовленных для праздника, проведение сводных репетиций. 3.Реальный герой -  очевидцы и участники тех событий которым посвящен праздник,  реж. лично знакомиться  с ним подробно изучает жизнь, особенности привычек и характера, встречается с ним, знакомиться с домашними архивами, беседует с друзьями, родными,  коллегами. 4. Зритель. Коллективное пение – доступность текста песен. Коллективные выходы и шествия – органичны в реж. замысле.  Коллективные выступления, рапорты, переклички – короткими, лаконичными понятными другим и доступными. Ритуальные и церемониальные действия – официально принятое, традиционно-торжественное, выработанное обычаем, повторяющееся из года в год, имеющее свой порядок. Любая импровизация, спонтанное масс. действие, возникшая игровая ситуация требуют четкой организации.  Что бы состоялся праздник реж. необходимы навыки и умения работы для общения с людьми разных категорий.

 

 

2.2 Смысл  и особенности театрализованного  действа

Под театрализованным действом мы понимаем театрализованное представление, праздник или обряд. Театрализованное действо - это особый способ удовлетворения духовных потребностей людей, особый вид искусства.

Театрализованное действо - всегда дитя повседневности, жизненных реалий, необходимости их одухотворения и существования в иной |эмоционально-образной форме.

Таким образом, театрализованное действо - это органическое сочетание реальности, связанной с бытом, социальными отношениями, религиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключенной в эмоционально-образном (художественном) материале, созданном путем преобразования этой реальности.

Безусловно и то, что театрализованное действо является одной из составляющих духовной и художественной культуры как этноса, так и общества. Когда мы говорим «театрализация», мы имеем в виду явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, художественное творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства. Когда мы говорим «действо», мы имеем в виду развитие определенной реальности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот движитель, благодаря которому реальность приобретает присущий ей динамический и диалектический характер, необходимый для создания действия в театрализованном представлении, празднике или обряде.

     Следует отметить характерные особенности театрализованного действа, отличающие его от других видов художественного творчества.

      1. В основе сценария театрализованного действа всегда лежит доку-

 ментальный материал, который мы называем документальным объектом внимания сценариста.

2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии 
вымышленных героев (персонажей), но создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы

  1. Театрализованное действо  полифункционально и решает следующие задачи: дидактическую (назидательную), информационную (позвательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную
  2. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует 
    как бы в единственном экземпляре. 
  3. Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.

Информация о работе Темпо - ритмическая композиция представления