Темпо - ритмическая композиция представления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

Наше сознание в зависимости от обстоятельств работает с различной интенсивностью. Изменение интенсивности обусловлено окружающей жизнью и жизнью самого организма. Наши мысли и эмоции достигают различной степени активности - от предельного напряжения до полного спада. Ритм внутренней жизни человека руководит его внешним поведением. Интенсивность, то есть степень активности психической и физической жизни в драматическом искусстве названа Станиславским «темпо - ритмом ».
Ритм - чередование каких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью, частотой. Темп - степень быстроты движения, интенсивность развития чего-либо скорость следования метрических единиц.

Работа содержит 1 файл

po_rezhissure.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

1.Определяется и формулируется  ситуация, заключенная в документальном  материале. Ситуация – расстановка  сторон, их количество и качество.

2. Определяется и формулируется конфликт, заключенная в документальном материале. Конфликт – это взаимодействие, столкновение сторон, мнений, сил в результате противоречия между ними. Формулируя конфликт, необходимо помнить, что это столкновение не между кем-то и кем-то, а всегда между чем-то и чем-то.

3. Определяется и формулируется  событие, заключенная в документальном  материале.

Событие  - завершение взаимодействия сторон, создавших  ситуацию, в результате чего происходит разрешение конфликта, его исчезновение. Событие может иметь место в рассматриваемом факте, а может и не иметь. Данное условие не есть необходимое, т.к. в процессе преобразования документального материала в художественную форму мы всегда можем это событие домыслить, не забывая о логике развития взаимодействия сторон.

        Драматургизация факта, который  есть документальный объект внимания  сценариста. Это творческий процесс  преобразования его в художественный  драматургический материал.

        Драматургический анализ факта  выявляет заключенные в нем ситуацию, конфликт и событие. Определив и формулировав эти три составляющие, можно приступить к процессу драматургизации док-ого объекта внимания. Это преобразование док-ого объекта внимания сценариста воплощенный в форму театрализованного действа. Становится док-ым объектом внимания публики.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Составляющие док. материала преобразуются  в соответствующую ситуацию, конфликт, событие определяющие драматургическую  основу художественной производной  взятой из реального факта.  Тематически идейно и жанрово реальный факт адекватен своему драматургическому аналогу.

 

 

 

Тема 7

 

7.1. Режиссерский  замысел массового праздника,  постановочный план

 

ПРА'ЗДНИК, форма эстетической и художественной деятельности, включенная непосредственно в ткань социокультурной реальности. Массовый праздник переводит на язык игровых правил наиболее существенные переломные моменты человеческой жизни. Он отличается широким

активным  и творческим участием масс, рассредоточен  на обширной территории, предполагает одновременное возникновение, наличие многих очагов художественного действия, где каждый из его участников может выбрать свое праздничное действие. Праздничное игровое общение включает в себя как неотъемлемую часть - зрелище - представление.

В русском языке праздник происходит от прилагательного «не занятый», пустой, порожний. Т.е это период когда не нужно работать.

Замысел-это  художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно  осязаемой временной и пространственно-пластической разреженности. Замысел в деятельность драматурга часто вкладывается как решение. /Марков/

Замысел понимание  идеи произведения и способа его  художественного выражения, а также  план его воплощенияв форме сценического действия. Режиссёрский замысел должен охватывать и привести к художественному единству, все грани того необычайно сложного произведения, каким является представление. Очень важно, что бы все элементы замысла у режиссёра было ощущения целого и что бы все элементы замысла выражались из единого общего корня или как говорил В. Немерович-Данченко, из зеркала будущего представления.

Зерно это  рассудочное определение, это не только мысль, но и особое чувство  в душе режиссёра. Это как бы предощущение общего духа и направленность будущего представления, единство мысли и чувства.

Замысел- предполагает продуманность, четкость, разумное соотношение  целого и частей, подчинение последних художественной целостностью.

Возникновение замысла - связанного с начальным  периодом творческой работы режиссёра. Основная задача этого периода — написание сценария массового представления. В нём должен угадывать каркас будущего сооружения, его драматургические компоненты и опорные точки которые будут положены в основу представления.

Разработка замысла - охватывает период "сочинения" представления, когда режиссер находит сценическую форму для того содержания, которое заключено в сценарий и выявлено в процессе предварительной работы над ней. Сюда входят: верное понимание идеи, темы, сверхзадачи, сквозное действие, логические цепи событий, отбор главных эпизодов, трактовка образов-характеров действующих лиц, выделение конкретной обстановки и атмосферы в которой развивается сюжет, решение вопроса о жанре.

Итак создание замысла - процесс творческий и длительный. Замысел нельзя выдумать. Он должен сам родиться как активное, страстное желание воплощать художественно понятную и прочувствованную идею сценария. Что родился подленный художественный замысел, необходимы воля, воображение вкус.

По учению Вахтангова - форма будущего представления, рождается сначала в режиссерском замысле, а потом в воплощении по воздействием трёх фактов:

  • сомого сценария со всеми особенностями содержания и формы.
  • Того общественного и исторического момента, когда ставятся представление, т.е фактор 
    совместимости.
  • Того коллектива, который ставит данное представление. С его творческими взглядами, 
    традициями, возрастом, профессиональными навыками, степенью и особенностями 
    мастерства.

Итогом разработки замысла будет составление постановочного плана, в котором режиссер намечает пути конкретизации своего замысла.

Приступая к созданию постановочного плана, строит его на сценарии массового праздника,

разработанного совместно  с драматургом или поэтом. В  работу вступают непосредственно композитор, дирижер, балетмейстер и т.д. Большое внимание уделяется работе с художником, от него зависит образно-пластическое решение массового праздника. Определяет образно-пластическое решение его идейно-художественная сила. Тут же работает художник но свету. А также монтаж номеров и эпизодов.

Постановочный план - включает все мероприятия по организации будущего представления, в том числе календарный план работ, начиная с первой репетиции и кончая датой выпуска представления. Режиссерский замысел, его видение будущею представления, находит свое практическое выражение в разработке постановочного плана. В процессе работы кое-что в плане может изменится, могут возникнуть дополнении по отдельным деталям. Но основное решение сценария, основной замысел постановщика не изменим и осуществляется и процессе всей работы над представлением.

В постановочный  план входит:

1.Идея постановки  и ее выражение и сверхзадаче  представления;

2. Сквозное действие  представления и логическая цепь  событий; З.Главные эпизоды н верная расстановка идейно-смысловых акцентов;

4.Характеристика действующих лиц и трактовка ролей, исходящие из решения славного конфликта;

  1. Сверхзадача и сквозное действие с каждой роли. Логические цепи поступков героев в каждом 
    эпизоде;
  2. Конкретная обстановка, в которой развивается сюжет представления;

7. Атмосфера представления и отдельных сцен. Соотношение целого и частей, решение в 
ритмах и темпах представления;

  1. Жанр массового представления /решение/;
  2. Принципы мизансценировки, как одного из средств выражения идеи и постановки 
    10. Оформление представления ; декорации, бутафория, реквизит, свет, музыка, шумы и т. д.

11. Календарный  план работ: а)содержание репетиции;

б)учебные  мероприятия (лекции, беседы, занятия  по речи и актерскому мастерству и  т.д.); в) дата выхода массового представления

 

 

Монтажный лист, его значение в постановке театрализованных представлений. Надежный помощник режиссера в организации массового праздника. Это документ, включающий в себя все происходящее во время праздника: где происходит, с кем происходит, как происходит. Примерный план построения:

Время от и до

место

Количество участников

ответственные

12:00

Около ворот, у входа, на балконе, в фое….

12 чел. худ. рук.


Чем полнее и внимательнее будет составлен монтажный лист, тем яснее станет весь ход массового  действия, тем легче и увереннее он будет проходить. Такая же тщательность должна соблюдаться и при подборе литературного материала для сценария массового праздника. Каким образом это делается? Во-первых, надо с большим уважением относиться к уже имеющемуся худ. материалу в репертуаре исполнителей, привлеченных к празднику. Готовый материал, если он подходит по содержанию, надо обязательно использовать.Во-вторых, то, что нужно дополнительно, ищите в произведениях писателей и поэтов или, только в крайнем случае, пишите сами. В массовых аудиториях лучше звучит поэтическое слово: оно лаконично, легко воспринимается, образно и потому особенно глубоко западает в сознание зрителя. При этом помните о самом взыскательном вкусе, о строгости отбора материала и избегайте многословия. Как только материал будет отобран, он должен быть внесен в сценарий. Никогда не позволяйте себе надеяться на память, никогда не надейтесь на «авось». Все должно быть записано: ответственный за каждое слово, за каждого актера, за каждое действие. Сценарий и монтажный лист — это основные документы, по которым работает режиссер. Они могут существовать самостоятельно, но чаще они составляют единый документ. Однако нельзя и подменять одно другим. Сценарий - это не просто организационный план праздника. Именно в нем сосредоточено и выражено образное видение темы, идеи, во имя которых проводится тот или иной массовый праздник.

 

Постановочный план и  его основные разделы.  Работа реж. закл. в организации всех худ. элементов, которые составляют конечный творческий результат. В практике существуют формы записи реж. замысла на бумаге, т.е. постановочный план. В плане пишут все этапы замысла. Пост. план дает возможность грамотно зафиксировать реж. замысел, предшествует постановке работы.   Две формы записи режиссерского замысла: театрализованного представления, массового театрализованного праздника. Содержание П.П. для театрализованного представления: вступление (мотивировка выбора темы Т.П.) мотивы выбора темы, ее соц. пед. значение для прогнозируемой аудитории. Идейно-тематическое содержание сценария: тема сценария: тема - предмет худ. исследования автора, она должна быть конкретна. Опр. темы д.б. кратким, нести в себе ответы на вопросы что, где, когда?  Идея сценария: (основной вывод следуемый из темы) формулировка идеи отражает опр. причинно-следственные связи. Для опр. идеи привлекаются следующие грамматические формы: Благодаря тому, что…, Если…,Не смотря на то, что… Жанр сценарии: (эмоц. отношение автора к предмету худ. исследования). Конфликт сценария: определяем носителей конфликта, а также метод устранение их носителей. Действенное содержание сценария, определяем:  сверхзадача представления (конечная цель ради которой в данной аудитории доказывается данная идея), событийный ряд (событие – действенный факт, который меняет сценические задачи исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства) С.р. это линия действенных фактов от начала до конца. Всем событиям дается действенное название (в глагольной форме). Сценические задачи исполнителей по эпизодам (действие его мотивировка и развитие): три вопроса: Действие (Что делаю?) Цель (Зачем делаю?)Актерское приспособление (Как делаю?) Если Т.П. бессюжетно, тогда событийный ряд и сценические задачи исполнителей по эпизодам, заменяется на одно определение – эпизодное построение, т.е., краткая характеристика эпизодов. Главные мизансцены (даем графическое изображение основных мизансцен). Сценографическое решение представления:эскиз оформления сцены или макет.Эскиз костюмов. Эскиз афиши, программы, пригласительного билета.Светомузыкальная партитура. План подготовки Т.П. (по С.К.Д.) Содержание П.П. массового праздника. 1.Социально-педагогическое значение события, которому посвящен    праздник. 2.Идейно – тематическое содержание сценария.  Тема. Идея. Жанр. Сверх задача (основные педагогические установки).Композиция сценария. 3.Организация реального действия.

Реальные герои, их роль и место в раскрытии идеи праздника. Приемы активизации участников праздника. Карта схема передвижения праздничных  масс. 4.Пространственное решение М.П. Планировка декоративных элементов, и основных мест действия. Эскиз оформления стадиона, улицы, площади и т.д. Эскиз костюмов участников праздника. Эскиз афиши, программы, пригласительного билета.  5.Рабочий сценарий и монтажный лист. 6. Планирование подготовки и проведения М.П: план подготовки. План проведения.

 

 

7.2. Процесс  драматургизации факта

 

Драматургизация факта, кот. в свою очередь есть документальный объект внимания сценариста, - это творческий процесс преобразования последнего в драматургический материал. Пркжде чем перейти к драматургизации документального объекта внимания, нужно определить заключенные в нём ситуацию, конфликт и событие. Этот процесс есть преобразование документального объекта внимания сценариста, кот. будучи воплощенным в форму театрализованного действа, становится художественным объектом внимания публики. При этом каждая составляющая, заключенная в документальном материале, преобразуется в ситуацию, конфликт и событие, определяющие драм. Основу художественной производной, взятой от реального факта. Тематически, идейно и жанрово реальный факт адекватен своему драм. аналогу.  Полученные в процессе драматургизации три художественные составляющие преобразуются в  художественные образы соотвецтвующих документальных составляющих. Основным инструментом для преобразования служит метафора. Развитие и разрешение конфликта может идти двумя путями: перестаёт существовать одна из конфликтующих сторон; с одной из конфликтующих сторон происходит некая метаморфоза, в результате которой она становится адекватна другой конфликтующей стороне. Пример «Когда лицей не по зубам».

 

Тема 8

 
8.1. Этапы работы режиссера в процессе воплощения замысла театрализованного представления

   В процессе  осуществления режиссерского замысла  различают обычно три периода: «застольный», в выгородке и на сцене.

   «Застольный» период — очень важный этап работы режиссера с актерами. Это закладка фундамента будущего праздника, посев семян будущего творческого урожая. От того, как будет протекать этот период, в огромной степени зависит конечный результат.

   На первую свою  встречу, режиссер обычно приходит  уже с известным багажом —  с определенным режиссерским  замыслом, с более или менее  тщательно разработанным проектом  постановки. Возможно, что к этому  времени в сознании режиссера родилось и определенное «зерно» и на этой основе в его воображении стали возникать образные видения различных элементов МП.

Информация о работе Темпо - ритмическая композиция представления