Темпо - ритмическая композиция представления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

Наше сознание в зависимости от обстоятельств работает с различной интенсивностью. Изменение интенсивности обусловлено окружающей жизнью и жизнью самого организма. Наши мысли и эмоции достигают различной степени активности - от предельного напряжения до полного спада. Ритм внутренней жизни человека руководит его внешним поведением. Интенсивность, то есть степень активности психической и физической жизни в драматическом искусстве названа Станиславским «темпо - ритмом ».
Ритм - чередование каких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью, частотой. Темп - степень быстроты движения, интенсивность развития чего-либо скорость следования метрических единиц.

Работа содержит 1 файл

po_rezhissure.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

Театрализованное представление, праздник и обряд далеко не исчерпывают возможности использования театрализованного действа в различных вариантах и с различными целями.

Если театрализованное представление - это прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сценической площадке, не требующее 
непосредственного участия в нем зрителей, то праздник и обряд суть театрализованные действа, в которых присутствующие сами становятся активными участниками происходящего. Исключение составляет театрализованная конкурсно-игровая программа, в которой сочетаются театрализованное представление и элементы непосредственной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие. 

Тема 3

                                          

3.1.Праздник  – как социально-художественное  явление. Его основные функции

 

Определение праздника.

  1. В латинском языке два определения:

- «feriae» - праздничные дни, каникулы, дни отдыха.

- «festum» - праздник, торжество, праздничное место.

  1. Во французком  языке слово «праздник» имеет три значения:

- особый день, посвященный  культу религиозных церемоний.

- публичные развлечения,  устраиваемые по какому-либо чрезвычайному поводу, совсем не имеющие религиозного характера.

- удовольствие, житейские  радости, счастье.

  1. «Новый лексикон», изданный в Германии в 1969 году дает такое определение праздника – это «изъятые из повседневности, учрежденные, согласно правилам, общественные события торжественного характера в свободное от работы время..., выражение организованной жизни общества, классов, групп, слоев, зависящей от способа производства».

Определение «праздника» в толковых словарях.

  1. Снегирев И.М. «Праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами, это проявление особой, праздничной жизни, отличной то жизни будничной, каждодневной.
  2. Генкин Д.М. «Праздник – это гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогического воздействия»
  3. Жигульский К. «Праздник  семантически (знаково) связан и со свободным временем, временем праздности, отдыха и с радостью, весельем, с определенным ритуалом, танцем, торжеством. Он связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства.
  4. Бахтин М.М. «Праздник – есть первичная форма человеческой культуры»
  5. Мазаев Л.И. «Праздник – есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно. Праздник – это локализация свободного общения в определенных границах места и времени.
  6. Возможно и такое определение «Праздника»:

«Праздник – это духовно-практическая деятельность, отражающаяся на систему  ценностей, апробированных межпоколенным общением людей и протекающая в сакральном времени и пространстве, свободно, в соответствии с регламентом праздничного кодекса.

 

Основные понятия, связанные с праздником (по Лазаревой  Л.Н.).

Профанное время,                                                                    Сакральное время,

Профанное пространство                                                       сакральное пространство.

                                      

                                             Традиция

 

           Обычай                                                  Праздник

 

                                                    Обряд                                    Церемония

 

                                                                           Ритуал

     


 

        Традиция  – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению. В качестве традиции выступают определенные общественные  установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.

        Обычай  – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

        Обряд  - традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человека. Это художественное осмысление важного события в жизни человека и природы.

        Церемония  - торжественный оригинальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок. Это регламентированное во времени и пространстве обрядовое действо.

        Ритуал - вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности.

 

        Каждое деяние  человека уникально и самобытно,  если озарено мыслью и одухотворено талантом. Праздник – подтверждение тому. Являясь результатом  осмысления человечеством самого себя в рамках реального бытия. Праздник создает портрет общества каждой эпохи. Он отражает всю систему  эстетических, нравственных, этических, религиозных критериев общества, накопленных в историческом беге времени.

 

 

3.2. Документальный  объект внимания. Виды и характеристики

Прежде чем  вести речь о драматургическом анализе  документального объекта внимания, рассмотрим следующие разновидности документального материала, используемые в сценарной практике.

  1. Печатный документальный материал. К этому материалу относятся все публицистические жанры, которые можно встретить на страницах газет, журналов, альманахов, книг и т.д. Это заметки, репортажи, 
    очерки, статьи и др.
  2. Радио и другой аудиоматериал. Подобный документальный материал воспринимается на слух и рассказывает о том или ином факте.
  3. Фото-, кино- и видеоматериал. В этом случае документальную 
    информацию можно как услышать, так и увидеть.

4. Вещественный документальный материал. К этому документальному материалу можно отнести предметы, содержащие в себе информацию о том или ином факте: личные вещи, музейные экспонаты, улики и т.п.

5. Одушевленный документальный  материал. Это, прежде всего, человек  как документальный герой, как личность с собственной биографией, деяниями, мыслями и чувствами, достоинствами и недостатками. К этой разновидности документального материала можно отнести и целый ряд других живых существ, а также представителей растительного мира, чем-либо замечательных и потому ставших документальным объектом внимания сценариста.

6. Устный документальный  материал. Это свидетельства участников либо очевидцев каких-либо событий или явлений.

Для проверки драматургичности, то есть возможности  преобразования документального материала в художественную форму, проводится его драматургический анализ. Суть такого анализа состоит в следующем.

1. Определяется и формулируется ситуация, заключенная в документальном материале.

Ситуацией мы называем расстановку сторон, наличествующих и могущих прийти во взаимодействие друг с другом, их количество и качество.

2. Определяется и формулируется конфликт, заключенный в документальном материале.

Конфликт-это  взаимодействие, столкновение сторон, мнений, сил в результате противоречия между ними. Формулируя конфликт, необходимо помнить, что это столкновение не между кем-то и кем-то, а всегда между чем-то и чем-то.

3. Определяется и формулируется событие, заключенное в документальном материале.

Событие есть завершение взаимодействия сторон, создавших ситуацию, в результате чего происходит разрешение конфликта, его исчезновение. Событие может иметь место в рассматриваемом факте, а может и не иметь. Данное условие не есть необходимое, ибо в процессе преобразования документального материала в художественную форму мы всегда можем это событие домыслить, не забывая о логике развития взаимодействия сторон.

Обратимся к  практическому примеру. Предлагается провести драматургический анализ печатного документального материала, в частности, следующей коммерческой рекламы.

1. Определение и формулирование ситуации.

Данный документальный материал содержит в себе две стороны, обусловливающих ситуацию. Первая - предложение туристической фирмы приобрести путевки. Вторая - возможность приобретения этих путевок российскими гражданами. Можно сформулировать иначе, оставляя неизменной суть ситуации. Первая сторона - мечта народонаселения. Вторая сторона - карман того же народонаселения.

2. Определение и формулирование конфликта.

Конфликт можно сформулировать следующим образом. Это столкновение двух вещей: с одной стороны - реальная возможность сделать мечту явью, что и декларирует реклама, с другой стороны - невозможность осуществления соблазнительного предложения. Иначе говоря, мечта для большинства наших сограждан явно не по карману.

3. Определение и формулирование события.

Событие в  данном документальном материале отсутствует, разрешения конфликта не происходит. Но это событие вполне можно домыслить. Поскольку данная проблема весьма характерна для большинства, то это большинство проигнорирует сей факт способом, весьма далеким от желания и надежд рекламодателя.

 

 

 

 

Тема 4

 

4.1. Сценарий  и режиссура конкурсно-игровых  программ

 

        Понятие о  конкурсно-игровой программе. Особенности  сценария и реж.                                                                                                                                   Создание задания конкурса:

1. Материал соревновательного характера. 2. Необходим процесс выполнения.3. Необходима зрелищность.4. Задание должно быть мотивированно, расчет на качество (знания, умения и т.п.).5. Условия (договоренность), правила выполнения (последовательность выполнения), Пример: участвуют одни девушки. 

Структурные элементы:

1. Участники 2. Ведущий с его функциями 3. Болельщики (зрители) 4. Жюри (с системой оценок) 5. Инициативная (актерская) группа.

Виды КиП: 1. Сюжетно – ролевые (КВН, конкурсы красоты)2. Интеллектуально – познавательные: вопросы рассчитаны на ту аудиторию, с которой работаешь, если профессионалы, то спец вопросы,  контрастны др. др.,  различны по способу подачи, гарант. справедливости (датчик случайности, барабан, волчок, фишки под сидением), аргументировано время на обдумывание, делятся на периоды, таймы, сеты,  результат: определенное количество баллов, или система выбывание,  в наличии призы,  желательно разнообразные: главные, второстепенные, поощрительные. 3 Азартно- коммерческие игры. Спонсоры не должны влиять на ход игры. Подведение итогов борьбы в КИП: не должно быть приблизительного подведения. Конкурс должен строится так, чтобы ясно был виден проигравший и победитель. В подведение итогов стараться не опираться на помощь зала (оценка зала строится на симпатиях и антипатиях к игрокам, а значит, является субъективной). Отборы в КИП: Аукцион-не должны быть сразу просчитываемым (слишком легкие вопросы): они мешают ведущему досказать, когда все зрители сказали ответ, кого выбирать, если любого,  значит подойти к отбору формально (тогда зачем проводить аукцион). Нежелательно задавать  очень мудреный вопрос: может привести к тому, что в зале не найдется не одного знающего ответ. Поэтому необходимо знать ту соц. группу (аудиторию, зрителя) для которой проводится игра и вопрос подбирается сценаристом с учетом этих знаний. Счет в аукционе: не следует  начинать считать сразу после первого ответа - это утяжеляет аукцион (рваный ритм, а аукцион лучше проводить на одном дыхании), это отвлекает ведущего от других ответов, которые незамедлительно следуют за первым (потеря владения ситуацией). Ведущему необходимо выждать первый залп ответов (не считая, а, только делая вид)  как пойдут одиночные выкрики тогда можно считать, не боясь быть сбитым с толку.  Учет возрастных особенностей аудитории:

аукцион для взрослых – псих. ловушка. Для детей - необходимый отбор,  чтобы соблюсти справедливость. Застольные период: работа над маской: просмотр видео, прослушивание фонограмм. Выявление наиболее яркой черты своего героя. Работа с фонограммой (речевой тренинг). Работа над пластикой персонажа (жесты, походка, мимика) этюды. Работа с текстом (чтение по ролям). Работа над подтекстами. Работа над задачами. Функции ведущего в КиП: разъяснение, объяснение правил, условий задания. Оценка задания (мгновенная реакция, сообразительность), аргументированность оценки. Информация о правилах и условиях задания оповещена в нужный момент, по мере поступления. Координация процесса всей игры. Функции репортера. Речь должна быть литературная, хорошая дикция,  чувство темпа и ритма, чувство меры и такта. Задача вед. овладение навыками импровизации. Импровизация- умение публично мыслить в игровой ситуации. КИП – это жанр где нужно на сцене показать участников, а не себя. Задача: научиться уходить в тень. Работа на площадке: Работа вед. со зрителем: управление вниманием зрителя. Чтобы зритель действовал не самостоятельно, а по четко намеченному исполнителем сценарию. Создание условий необходимых для проведения конкурса или объяснения задания. Общение со зрителями по принципу вопрос – ответ, принцип взаимодействия.  Уважение к партнеру, зритель выступает как партнер, если я не замечаю партнера, он перестает замечать и меня. Не обижаться на зрителя не зритель плохой, а это мы не с умели с ним справиться. Не поддаваться на настроение зрителей - борьба атмосфер. Заразить зрителей своей атмосферой незаметно заставить его играть по нашим правилам. Работа с игроками: объяснение заданий (игроки - зритель) Добиваться, чтобы задание было услышано и  понятно как игрокам, так и зрителям (потенциальным болельщикам). Принцип уважения я говорю для собеседника (зритель и игроки), поэтому  говорю так чтобы он меня услышал если меня не слышно  теряется потеря внимания). Первым реагировать на все изменения, которые происходят во время конкурса, замечать и комментировать их. Помнить нельзя полностью отрепетировать игровую программу,  главный участник там зритель + игроки, а их реакцию можно только прогнозировать, но не знать заранее.  Вед. должен быть готов к любому повороту игры, но знать логику игры ее порядок, что зачем идет, он обязан, иначе он потеряется. Работа с реквизитом: уметь выдерживать паузы пока игроки разбираются с реквизитом и только потом продолжать объяснение. Управление партнерами во время проведения конкурса.

Старт конкурса. Конкурс- интрига кто победит, поэтому  необходимо его давать с некоторой оттяжкой, чтобы усилить напряжение, но последнее слово - выстрел.

Информация о работе Темпо - ритмическая композиция представления