Шпоры по политологии

Автор: m**************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: politike – государственные, общественные дела и logoc – слово, смысл, учение. Отцом первого понятия является Аристотель, второго – Гераклит. Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике (об управлении государством). Термин «politike» связан с древнегреческим городом – государством, который именовался полисом. Полис «место» по гречески, форма общественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства.

Работа содержит 1 файл

шпоры.docx

— 119.86 Кб (Скачать)

- формы  рациональных политических действий;

- формы  бессознательного политического  поведения.

Разграничительным критерием при этом оказывается  принцип: поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации.

       В политической литературе  называются  следующие основания для систематизации  политического поведения:

1.По  субъектам поведения – индивид,  социальная группа, класс, нация,  политическое движение, масса, толпа  и т.д.;

2.По  склонностям и психическим состояниям  – поведение импульсивное, инстинктивное,  эмоциональное, чувственное и  по настроению;

3.По  ситуационному контексту поведения  – ситуации стабильные, кризисные,  революционные, военные;

4.По  организационным формам и нормам  поведения – организационные,  институциональные, неформальные;

5.По  характеру отклоняющегося поведения  – произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;

6.По  продолжительности поведения –  единичный акт, явление или  развивающийся процесс;

7.По  остроте проявления поведения  – борьба, протест, гнев, ненависть,  бунт;

8.По  степени целесообразности и успешности  – функциональное, дисфункциональное, малоэффективное, конструктивное, дезинтегрирующее и т.п. 

44 Политическое участие - это влияние на осуществление и распределение власти. Участвующих в политической жизни называют активными гражданами, не участвующих - пассивными.

Все формы  политического участия делятся  на три группы:

1) индивидуальные  действия - голосование, контакты  с должностными лицами, работа  на кандидата в депутаты или  партию;

2) коллективные  действия - митинги, демонстрации, подписание  обращений; 

3) прямые  действия - несанкционированные политические  забастовки, бойкоты, пикеты, захват  зд

Различают конвенциональный (предусмотренный  законом) и неконвенциональный (незаконный) тип участия. Первая и вторая группы форм участия относятся к конвенциональному типу, третья - к неконвенциональному.

Структура и характер участия обусловлены  спецификой тех стран, в которых  оно осуществляется. В то же время  существуют некоторые общие характеристики политического участия, которые  позволяют сравнивать различные  страны В РБ в течение всех 90-х годов наблюдается более низкий (в сравнении с США, Великобританией и ФРГ) уровень участия в подписании обращений (петиций). 

     45 Термин «элита» (от фр. elite – лучший, избранный) в политологии стал использовать итальянский учёный В. Парето. В работе «Трактат по общей социологии» он излагает теорию циркуляции элит. Во все времена обществом правило меньшинство – элита – «избранный класс». Саму элиту Парето подразделяет на две части: правящую и неуправляющую или контрэлиту. Народ – низший класс исполняет пассивную, а не активную роль в общественных делах, но является источником пополнения элиты и контрэлиты. Неоднородность общества является объективной предпосылкой круговорота элит двух типов: львов и лис (по Макиавелли). Это соответствует двум принципиальным стратегиям осуществления власти: с опорой на силу и на хитрость, обман, материальные ценности.

     Немецко-итальянский  социолог Роберто Михельс исследовал социальные механизмы, которые порождают элиту. Он сформировал «железный закон олигархии. Дальнейшее развитие теории элит получили во второй половине ХХ века. Интерпретацию феномена элиты как сплоченной и закрытой группы, осуществляющей власть в собственных интересах, продолжил американский социолог Райт Миллс в работе «Властвующая элита» (1959г.). На примере США он выделяет три элиты: промышленную, политическую и военно-бюрократическую. Властвующая элита решает все вопросы американского общества, нейтрализуя массы путём обмана, лести и индустрии развлечений. Она подвержена коррупции, поскольку отсутствует организованная общественность, перед которой элита отвечала бы за свои решения.

     Сегодня распространена теория плюрализма элит (ам. Г. Лассуэлл). Согласно этой теории деление общества на элиту и массу относительно. В современных демократических обществах элиты формируются из наиболее компетентных и заинтересованных индивидов. Они находятся под контролем социальных групп. С помощью демократических выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и др. Можно удержать элиту под контролем масс.

     В общем составе элит особая роль принадлежит  политической элите. В условиях демократии политическая элита подконтрольна  массам и открыта для вхождения  в неё компетентных и политически  активных людей.

     Функциями правящей элиты являются: выявление  и представление интересов доминирующих социально-политических сил и других слоёв населения; разработка политического  курса страны, совершенствование  механизмов власти, принятие решений  и руководство практическим их осуществлением, формулировка системы идей, ценностей  норм (идеологии) для влияния на сознание людей; всевозможные виды регулирования  и др.

     Правящую  элиту принято подразделять на традиционную и современную или модернистскую. Традиционная элита (аристократия) была характерна для доиндустриального общества. Власть традиционной элиты основывается на обычаях, религии, формах землевладения. Сегодня она имеет место в исламских государствах (Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран) и буддийским вероисповеданием (Бирма, Цейлон).

     Современная, или модернистская элита характерна для обществ индустриального  и постиндустриального типа. В неё входят политики, высокопоставленные государственные служащие, предприниматели, банкиры, военоначальники, представители науки, культуры, технической интеллигенции, спорта и др. Сейчас используется понятие «меритократия» (от лат. meritos – лучший).

     Правящая  элита обладает сложной структурой. Вслед за американским социологом Р. Миллсом, её представляют как систему  функциональных элит (субэлит): политическую, экономическую, административную (бюрократическую), военную и интеллектуальную (идеологическую).

     Экономическая субэлита – владельцы промышленных корпораций, банков, страховых компаний, руководители государственных предприятий, торговли и др.

     Административную или бюрократическую субэлиту образуют высокопоставленные чиновники государственного аппарата.

     Военная элита – высшие армейские чины, командующие крупными воинскими  формированиями.

     Интеллектуальная  или идеологическая элита включает деятелей культуры, науки, руководителей  средств массовой информации, представителей высшего духовенства.

     Политической  практике известны четыре основные системы  рекрутирования (порядок отбора людей на руководящие должности) правящей элиты: выборы, назначение, наследование и аукцион. 

     46 Политика как особый вид деятельности с момента своего возникновения и по сегодняшний день имела дело с регулированием социальных конфликтов. В социологии сложилось целое направление – конфликтология. Слово конфликт означает столкновение.

     Классиками  теории социальных конфликтов являются Карл Маркс и немецкий социолог Георг  Зиммель (1858-1918). Современные исследователи этого направления – немецкий политолог Ральф Дарендорф, американские социологи Льюис Козер и Кеннет Боулдинг.

     Социальный  конфликт представляет собой такой  тип социальных отношений, в котором  социальные субъекты имеют несовместимые, противоположные интересы, цели. В  любом социальном конфликте присутствует политическая составляющая, поскольку  институты власти обязаны регулировать противоречивые интересы социальных групп. Под политическим конфликтом понимают столкновение социальных субъектов  с целью достижения власти или  её перераспределения. Причинами конфликтов являются проблемы распределения социальных ценностей: материальных благ, власти, социального престижа. По Марксу –  это неравномерность распределения  общественных благ. По Зиммелю – это инстинкт враждебности, как биологическое свойство людей. Социальные конфликты можно классифицировать по различным основаниям: по причинам, по составу участников – межличностные, внутри - меж – групповые, межнациональные, международные; по динамике развития – быстроразвивающиеся, обостряющиеся, разрастающиеся, угасающие, хронические; по формам действия сторон – с применением насилия и без насилия; по целям и последствиям – не затрагивающие основ социально- политического строя и предполагающие преобразование социальной системы.

     В конфликтах, не затрагивающих основ  общественно – политического  устройства, действия сторон могут  быть в рамках существующих институтов политической системы и разрешаться  на основе компромисса.

     Которые предполагают преобразование всей социально-политической системы, используют методы физического  насилия. При этом возникает угроза распада самого общества.

     Функции конфликтов разнообразны: от деструктивных  до конструктивных, от разрушения общественных отношений до стимулирования их динамики, объединение, сплочение социальных общностей. Подтверждение этому  – вся мировая история и  ХХ век.

     Близким по своему содержанию к понятию конфликт является понятие кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход). В политике кризис означает сбой в функционировании политической системы общества.

     Политическая  ситуация характеризуется резким усилением  недовольства широких социальных слоёв  действиями правящей группы. Различают виды (типы) политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический (международный) и общенациональный. Наиболее опасным для власти является последний тип - общенациональный, поскольку он выступает как кризис легитимности, т.е. утрата господствующими политическими силами доверия и поддержки со стороны подвластных. Если не будет найдено для конфликтующих сторон выхода из него, может наступить революционная ситуация. 

     47 В современном мире на политическую социализацию личности огромное влияние оказывает деятельность СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет. Каждый вид СМИ пользуется как особым способом распространения информации, так и специфическими методами воздействия на аудиторию. Это их воздействие осуществляется как через влияние на разум человека, так и на его чувства.

     Современные средства массовой информации, особенно электронные с их «эффектом присутствия», обладают практически неограниченными  возможностями эмоционального влияния  на человека.

     Методы  чувственного воздействия СМИ на людей особенно широко применяются  в периоды избирательных компаний. Особенно такая форма манипуляций (от лат. manus – рука, движение рук) сознанием и поведением людей как политическая реклама. Политическая реклама имеет своей целью формирование определенного имиджа пропагандируемого субъекта, т.е. предварительно разработанного образа политического деятеля, политической партии или избирательного блока. Этот образ может быть весьма далёк от подлинного облика или вовсе противоположен ему.

     Каждое  государство стремится регулировать деятельность СМИ через законодательство, которое регламентирует порядок  их создания, организации и функционирования. В современных обществах применяется  три основные системы организации  СМИ: частная (коммерческая), государственная  и общественно-правовая.

     Частная (коммерческая) организация СМИ развитие получила в США. Государственная  во Франции, общественно-правовая в  ряде стран Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Италия, Швеция и др.).

     Для современной общественно-политической жизни практически всех стран  характерно стремление социальных субъектов  использовать СМИ в собственных  интересах, установить контроль над  их информационной деятельностью. Такая  задача во многом реализуется через  так называемый институт «паблик  рилейшинз» (от англ. сокращённо PR – отношения с общественностью; общественные связи), который появился во второй половине ХХ века. Это – специализированная деятельность государственных, политических, экономических, общественных институтов, организаций и учреждений, которая направлена на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между соответствующей организацией и общественностью. Для этого создаются соответствующие службы или пресс-службы. Они призваны содействовать достижению открытости и прозрачности (транспарентности)  в деятельности социальных институтов, донесению полной и правдивой информации общественности.

Информация о работе Шпоры по политологии