Шпоры по политологии

Автор: m**************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: politike – государственные, общественные дела и logoc – слово, смысл, учение. Отцом первого понятия является Аристотель, второго – Гераклит. Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике (об управлении государством). Термин «politike» связан с древнегреческим городом – государством, который именовался полисом. Полис «место» по гречески, форма общественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства.

Работа содержит 1 файл

шпоры.docx

— 119.86 Кб (Скачать)

29 местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Местное управление - для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций. Местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и др. Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

  • утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
  • определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
  • назначение местных референдумов.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных  уровня Советов: первичный, базовый  и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов  областного подчинения), районные Советы. К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский  городской Совет обладает правами  базового и областного Совета.

Решения местных Советов депутатов, не соответствующие  законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В случае систематического или грубого нарушения  местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики, который может  также принять решение о роспуске местного Совета и в иных случаях, предусмотренных законом.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными  и распорядительными органами, а  также Президентом Республики Беларусь.  

30  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

31 Президент может избираться: – прямым голосованием избирателей, это характерно для президентских республик. Так избирается президент в Республике Беларусь. В РБ президентом может быть избран гражданин РБ по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в РБ не мене 10 лет непосредственно перед выборами. В РБ– 5 лет.

   Республика  Беларусь является президентской по Конституции и глава государства имеет соответствующий правовой статус. Президент не может быть депутатом парламента, однако обладает правом законодательной инициативы, может участвовать в работе парламента, выступать перед депутатами в любое время с речью или сообщением. Президент имеет право досрочно распустить парламент в случаях, предусмотренных Конституцией. При отказе в доверии правительству парламентом, выражении парламентом вотума недоверия правительству, при двукратном отказе Палатой представителей в даче согласия назначения Премьер-министра. Также полномочия палат могут быть прекращены досрочно на основании заключения Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции Республики Беларусь. На весь срок полномочий президент приостанавливает членство в политических объединениях. Президент Республики Беларусь имеет широкие полномочия в международных делах, является Главнокомандующим Вооруженными силами страны. Президент назначает членов Верховного суда и других судов с согласия Совета Республики, имеет право помилования и амнистии, но вмешиваться в судебный процесс не должен. Президент страны решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлению убежища. Устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания. Президент Республики Беларусь в любое время может подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей. Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и Совета Республики. Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Президент считается смещенным, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики и Палаты представителей. В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь. Таким образом, президент наделен широкими полномочиями, что дает ему возможность консолидировать общество, быть гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. 

   32 Общественные движения можно определить как совместное стремление людей к реализации общей цели. Общественные организации – это относительная автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил. Между общественными движениями и общественными организациями много общего: и то и другое являются массовыми, создаются добровольно для определенных целей. В то же время общественные движения могут быть структурно не оформлены, не всегда объединяют единомышленников, могут включить группы и течения, объединившиеся из тактических соображений и расходящиеся в программных установках. Главное отличие состоит в том, что они располагают более или менее разветвленным аппаратом, имеют четкую структуру, устав, постоянное членство, централизованное руководство. В силу этого общественные организации более устойчивы, т.е. могут существовать продолжительное время, располагают большими возможностями для решения общественных проблем. Традиционными общественными организациями являются: профсоюзные, женские, молодежные и т.д. Все они формировались на основе соответствующих общественных движений. Четких, определенных границ между общественными организациями и общественными движениями провести практически невозможною Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. Вот почему можно говорить о том, что и общественные движения выполняют в политической жизни сходные функции: – участвовать в образовании государственных структур; – принимать участие в обсуждении и принятии политических решений; – представлять и защищать интересы граждан; – осуществлять социальный контроль; – формировать общественное мнение и т.д. 

33 Социальное партнерство — это система социальных отношений между партнерами, обеспечивающая разрешение (смягчение) противоречий, и оптимально возможную сбалансированность их действий на основе равноправного взаимного учета их интересов в переговорно-договорном процессе.

    Взаимодействие  профсоюзов нанимателей  и государственных органов определяется  отправной конституционной формулой, согласно  которой Беларусь провозглашается  как государство унитарное, демократическое,  социальное  и правовое  отношения  между ними осуществляются на  принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.

Система  социального партнерства включает в себя законодательную  базу,  как основу ее функционирования  и  развития,  принципы,  субъекты, функции и объекты социального  партнерства, уровни взаимодействия партнеров,  механизмы  и  методы регулирования  отношений, организационные структуры  и процедуры.

 Субъектами  (сторонами)  социального партнерства  являются наемные работники, наниматели  и  органы  государственного   управления.   Состав  субъектов   и  их представителей, а также   порядок  переговоров  на  разных  уровнях и  стадиях  социального партнерства определяются  с учетом особенностей отрасли  и региона.

Представителями сторон, выражающими их интересы, могут  быть:

-  от  имени  работников:  органы  профессиональных союзов и их  объединений, уполномоченные на  представительство  в  соответствии  с  их  уставами,  или иные  организации, представляющие интересы  работников;

- от  имени нанимателей: руководители  предприятий и организаций независимо  от форм   собственности   или   другие   уполномоченные  лица;  полномочные  органы  объединений нанимателей, иные  уполномоченные нанимателями органы;

- от  имени государства: Совет Министров   Республики Беларусь, уполномоченные  им органы государственного управления.

В республике несколько  объединений  профсоюзов,  действующих  независимо  и осуществляющих   представительство и защиту интересов  работников,  членов профсоюзов, - это  Федерация профсоюзов Белорусская (наиболее крупное объединение профсоюзов)  и  Белорусский  конгресс  демократических  профсоюзов.  Профсоюзный плюрализм - одно из проявлений демократических  реформ в стране. 
 

    34 Партийной системой называется совокупность существующих в обществе партий и принципы взаимоотношений между ними. Оба эти элемента обязательны для существования партийных систем. На современном этапе наибольшее распространение получила типология партийных систем, основанная на количественном критерии – на числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу, все партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные. Однопартийная система свойственна странам с тоталитарным режимом, при котором обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. Эти системы не исключают возможности существования других партий и даже их участия в формировании и деятельности государственных структур. Но всякая форма политического участия этих партий поставлена под контроль правящей партии, что сводит на нет их реальные возможности в осуществлении государственной власти и независимой политики. Двухпартийная система обеспечивает одной из двух партий, в случае её победы на выборах, большинство мест в законодательном органе или назначения её кандидатов на посты президента или вице-президента. Двухпартийная система не означает отсутствия других партий, которые, однако, не имеют реальных шансов на завоевание государственной власти. Пример двухпартийных систем – США Многопартийная система включает в себя широкий спектр партий от крайне правых до сугубо левых. Как правило, в многопартийных системах ни одна из партий не может завоевать абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают коалиционные, т.е. состоящие из представителей двух или более партий. Такая ситуация не редко ведет к нестабильности и частой смене правительства. Многопартийность – неотъемлемый компонент гражданского общества. Многопартийность позволяет партиям лучше учитывать это многообразие интересов и привлекать на свою сторону избирателей из различных социальных групп. Многопартийная система свойственна политической жизни Италии, Бельгии, Голландии и др. странам. Если говорить о преимуществах и недостатках той или иной партийной системы, то, несомненно, худшей является однопартийная, так как при ней отсутствует здоровая конкуренция, и одна партия навязывает всему обществу своё понимание его развития, свою идеологию и политику. Двухпартийная и многопартийная системы имеют свои достоинства и недочеты. Поэтому сказать, какая из них является лучшей, нельзя. В таком случае остается один наиболее разумный вариант: предоставить самому обществу свободный выбор той партийной системы, которую оно предпочтёт 

35 Процедура политических выборов регламентируется избирательным правом каждого государства. Избирательное право — это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношение между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

Избирательное право основывается на принципах всеобщности, равенства, прямого (косвенного) и тайного голосования. Данные принципы закреплены и в Конституции Республики БеларусьИзбирательная система, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования, называется мажоритарной (от франц. маджорите – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос. Такая система действует и у нас в республике. В связи с тем, что не всегда удается какому-либо из кандидатов собрать больше половины голосов в первом туре, проводится второй тур. Во второй тур в Беларуси выходят два кандидата, набравшие большинство голосов. Избранным считается тот, кто получил больше голосов. 

           36 Политический процесс — это совместная деятельность субъектов политики, организуемая для достижения ими общих целей. Как видно из данного определения, основу политического процесса составляет деятельность, а точнее, политическая деятельность. Под политической деятельностью понимается сумма практических действий, направленная на завоевание, осуществление и удержание власти.

           Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные. Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы. Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.

           Одна из важнейших  особенностей политического процесса — его динамика. Системный политический процесс в своем развитии проходит ряд стадий:

           первая — конституциирование политической системы;

           вторая — функционирование;

Информация о работе Шпоры по политологии