Шпоры по ОТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

Предмет науки - это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права.

Работа содержит 1 файл

ОТП шпоры готовые, кроме 70 вопроса.docx

— 104.49 Кб (Скачать)

1.Предмет и метод ОТП.

Предмет науки - это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Предметом науки теории государства и права служат многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание. Методы теории государства и права – это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией. В основе методов лежит предмет теории. Методы: 1.системный метод познания. Основными элементами первого выступают органы государства, второго - нормы права.2.метода сравнительного государствоведения и правоведения, который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. 3.метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других, 4.конкретно-социологический метод. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти) В рамках конкретно-социологического метода используются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др. 

2. Место и ф-ции общей теории права.

Вся юридическая  провавая наука классиф-ся на ряд  обособленных ветвей: 1.Общетеоретические и исторические правовые науки (история гос-ва и права, теория гос-ва и права).Эти науки исслед-т сущ-ть и содержание гос-ва, права, условия и причины их возникновения) 2.Отраслевые фр.науки(эти науки исслед-т закономерности функционирования и развития отдельных отраслей права-гражд, уголовное, констит-е) .Специальные (прикладные)-криминалистика, суд.медицина, суд.психиатрия) 4. Международно-правовые юр.науки(международное частное право, публичное право).

Общая теория права явл. Вводной наукой в юриспруденции, изучает основные фундаментальные понятия, категории правоведения и государствоведения, формирует объективные закономерности, которые используются в последстии другими отраслями права.

Общая теория права – общая наука. Ф-ции: описательная, обобщение и выявление закономерностей, прогностическая, наука должна давать рекомендации по коррекции. 

3. Основные черты первобытного общества

Гос-во существовало не всегда. Люди, обладающие волей и сознанием, проживали в догосударствееном состоянии. Этот строй назывался первобытнообщинным.

1.Основой  экономики составляло - присваивающее хоз-во. 2.Существовала общественная иерархия - вожди(в мирное время), военноначальники(в военное время). З.Характер собственности был общим, следовательно распределение продуктов было уравнительным. 4.Действовали по сути социальные нормы-обычаи, исторически сложившиеся. Многие из них были своеобразным регулятором морали. При надобности к нарушителем обычаев применялись убеждения, иногда принуждения. 5.Основной организацие первобытнообщ. рода была община-род, основанная на кровном родстве. Это личный, а не территориальный союз. 6.Органами общественной власти являлись родовые собрания Общественная власть и нормы поведения в ту эпоху соответствовали его эконом., социальному, интеллект, культурному развитию данного общества  

10. Понятие формы  государства

Форма государства- это организация(структура) госуд.власти, обусловленная его  сущностью и социальным назначением  Влияние на формы госуд. оказывает  культурный уровень народа его истор.традиции, характер религиозных мировоззрений, нац.особенности. Форма госуд-ва - это  сложное общественное явление, которое  включает в себя три взаимосвязанных  элемента: 1)форма правления - это  способ орган-ции высшей власти в  гос-ве, 2)форма госуд-го устройства - это организация гос.власти в масштабах тер-рии всей страны 3)государственно правовой режим - это совокупность средств, способов, методов осуществления госуд. власти в конкретной стране 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Происх-ие гос-ва, признаки, к-ые отл-ют его от орг-ии власти в усл-ях первоб-го общ-ва.

Возникновение государства обусловлено действием как объективных (экономических), так и субъективных (войны, религия и т.п.) факторов. Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике. Основные предпосылки создания гос-ва 1 .разделения труда, 2.появление патриархальной семьи, З.военные захваты, запрет инцеста и другие факторы. В результате происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества государственность. Признаки государства, отличающие его от организации власти в родоплеменном строе. 1.Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, независимо от их принадлежности к какому- либо роду или племени. Постоянное население, имеет устойчивую юридическую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Т.е. государству присущ территориальный принцип осуществления власти, а не кровнородственный, характерный для родового строя .2. Для государства характерно наличие особой публичной власти, Гос-во обладает аппаратом управления и принуждения, состоящим из профессиональных чиновников. При родовом строе власть осуществлялась непосредственно членами родовой общины. Органы родового строя (общее собрание, вожди, старейшины) не располагали специальным аппаратом принуждения. Для содержания государственного аппарата необходимы средства. Родовой строй, не знавший особого аппарата управления, не знал и налогов. 

5. Формы происхождения государства

Процесс происхождения государственности  носит объективный, закономерный характер, т.е. гос-во появилось исторически  объективным путем, т.е. в силу внутренних потребностей в нем самого общества. Однако исторические процессы весьма разнообразны, поэтому в различных  регионах имелись свои отличительные  черты в этом процессе. 2 основных пути происхождения гос-ва: Европейский(западный) и Азиатский( восточный). Азиатский путь характеризовался: господствующее сословие складывалось из родоплеменной знати, власть- за счет богатства, публичная власть- 3 управлениями(общественными работами, финансами, военное). Гос-во-деспотия(жесткое, монарх). Многочисленный бюрократический аппарат.

Европейский: 1 древнеафинское гос-во 2.древнеримское 3.древнегерманское 4древнеславянское

Древнеафинское  гос-во: возникло в силу исключительно  внутренних факторов развития общества; складывалась развитая форма гос-ва(демократии, республика); процесс образования  шел за счет реформ: Тесей разделил общество на классы (эфпатриты(благородные), демиурги(ремесленники), геоморы(земледельцы)); Солон отменил продажу в рабство  афинян, ввел деление населения по имущественному признаку. Древнеримское: большое значение имела борьба между  истинно римским населением(патрициями) и пришлым населением (плебеями); патриции- право участия в управлении гос-вом, плебее-нет этого права но есть богатство и постепенно получают это прав. Возникло в силу внутренних потребностей общества. Древнегсрманекое: ускорило процесс завоевание древнегерманскими племенами увядшей Римской Империи для управления которой нужна эффективная форма управления+ завоевание ускорило процесс разложения первобытно-общинного строя. Древ несла ни некое: много мнений. Не сами создали, а приглашали иностранных правителей 

8. Сущность гос-ва. Признаки гос-ва, к-ые отл-ют его  от др орг-ий  в общ-ве.

Признаки  гос-ва, которые отличают его от других организаций в обществе. Гос-во возникает  в силу внутренних потребностей в  нем общества. Общество-сложный организм, члены которого имеют самые разнообразные  интересы. Различие людей объясняется  разнообразными причинами(физич.состояние, цели в жизни и т.п.). Однако есть и много общего: заинтересованность в безопасности, в стабильности, в работе, в социальных услугах  и т.п. Т.о. обществу как единому  целому присущ и групповой и частный  и общий интерес. А наилучшим средством управлять обществом явл. гос-во, чьим основным предназначением и явл. управление. Гос-во- специфич. форма управления делами общества в условиях его соц. неоднородности. Признаки гос-ва: 1)право (правотворческая издание НПА) и правоприменительная(реализация НПА в жизнь) деятельность гос-ва - связь гос-ва и права) 2)Суверенитет(верховенство гос. власти внутри станы(внутренний аспект и независимость ее за пределами(внешний аспект)) 3)Территория 4)Власть(публичная политическая): имеет характер самостоятельной функции(естъ группа людей ля которых управление- профессия); наличие госаппарата; наличие спец. принудительных средств. 5)Налоги и сборы как средство для содержания гос.аппарата. 

6.Происхождение права. Признаки права, которые отличают его от нормативных регуляторов первобытного общества.

Право возникает, чтобы регулировать общественные отношения. Право - самый цивилизованный способ разрешения социальных конфликтов. Его назначение -внести упорядоченность  в общественную жизнь, урегулировать  значимые и потенциальноконфликтные  социальные отношения. Право является регулятором общественных отношений. На определенном этапе развития общества социальные нормы родовой организации  уже не могут справиться с функциями  социальной регуляции в связи  с существенным усложнением общественных отношений и их динамизмом. Па этом этапе формируется право как  особый вид социальной регуляции, обладающий рядом важных признаков, не характерных для мононорм родовой организации. Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для нрава характерны: 1)Общеобязательность: оно распространяется на всех, находящихся на территории данного государства. 2)Формальность, формальная определенность. Для права очень важны формы внешней объективации, | определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые. При этом само содержание правовой нормы приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлением письменных источников права, в которых по возможности определенно формулируются правовые предписания. Для обычаев, социальных норм родовой организации формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они существуют в устной форме.

3)В ираке  четко разграничиваются права  и обязанности субъектов. Нормам  родовой организации это не  присуще, они выступают в качестве  императива, обязательного варианта  поведения, в котором права  являются одновременно и обязанностями,  они слиты воедино. Вообще право,  как уже говорилось, существует  в обществе формально равных, свободных индивидов, которые  могут предъявлять друг к другу  какие-либо требования. Эта возможность  и появляется у них в результате  наличия принадлежащих им определенных  прав и обязанностей.

4) Право поддерживается силой государственного принуждения. Создается специальный аппарат принуждения, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее общественной властью. 

9.Типы  гос-в.

Типология государств - этоспецифическая классификация гос-ва. Подходы разделения гос-в: формационный; цивилизационный. При формационном подходе основным критерием выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. При формационном подходе выделяются следующие типы государства: рабовладельческий; феодальный; буржуазный; социалистический. Рабовладельческое государство — это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Функции государства осуществлялись в интересах рабовладельцев. Феодальное государство — особая политическая организация класса феодалов. Экономической основой этого государства является частная собственность феодалов на землю как на главное средство производства и личная зависимость от феодалов крестьян, обладающих правом собственности на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и тягловую силу. Буржуазное государство - политическая организация общества, в котором созданы условия для личной свободы работника, его независимости как личности от капиталистов. В буржуазном государстве на первый план выходит экономическое принуждение к труду.Социалистическое государство — это, по мнению ученых-марксистов, орудие политической власти трудящегося класса, выражающее интересы трудового народа, обеспечивающего развитие социалистического общества. При формационном подходе раскрывается поэтапность и исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы, особенности развития отдельных государств.

При цивилизационном  подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т.п.). Цивилизация — это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. При цивилизационном подходе выделяются следующие типы цивилизаций: древние (древнегреческие, древнеримские, древневосточные); средневековые (западноевропейские, восточноевропейские, азиатские); современные (развитые, развивающиеся). 
 
 
 
 
 

7. Осн. теории происхождения гос-ва и права

Наукой  было разработано множество теорий происхождения государству рассмотрим основные из них. Теологическая теория. Высокую степень развития она получила в трудах Фомы Аквинского, Жака Ма-ритена, Жозефа де Местра. Государство возникло и вечно существует в силу божественной воли, поэтому каждый должен подчиняться государственной воле, как власти от бога. Патриархальная теория. Ее основателем являлся Аристотель. С позиций данной теории основой возникновения государства являлась семья. Процесс возникновения государства это процесс разрастания из поколения в поколение патриархальной семьи. Аристотель считал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Патриархальная семья перерастает в сельскую общину, а сельская община в городскую (в «полис», т.е. в город-государство, коими и являлись большинство древнегреческих государств).

Информация о работе Шпоры по ОТП