Шпоры по ОТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

Предмет науки - это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права.

Работа содержит 1 файл

ОТП шпоры готовые, кроме 70 вопроса.docx

— 104.49 Кб (Скачать)

Договорная  теория (Б. Спиноза, Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев). Сторонники данной теории исходили из того, что до появления государства общество находится в естественном состоянии. В естественном состоянии каждый человек обладает личной свободой и другими неотъемлемыми естественными правами. Это, в конечном счете, приводит к противоречиям между людьми и к стремлению их разрешения. Следствием этого является заключение договора о создании государства, которому люди передают часть своих прав. Но государство обязано защищать спою территорию, права граждан, их собственность.

Теория  насилия (Л. Гумплович, К. Кауцкий, Е. Дюринг). Основной причина-войны между людьми, завоевания и порабощения сильным слабого. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для его эксплуатации и создается государство. Марксистская теория (К Маркс, Ф.Энгельс). Гос-во возникает как рез-т классового антагонизма, как орудие подавления эксплуатат-им классом класса эксплуат-ых.

Учения  о возникн-ии права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Теологическая теория. Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.

Теория  естественного права. Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них. Психологическая теория. Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей. Историческая школа. Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют. Нормативистская теория. Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.

Позитивисткая теория. Право порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых  победу одерживает сильнейший. Он диктует  свои правила «игры» и устанавливает  свой порядок. Ему подчиняются побеждённые. Марксистская теория. Право связано  с государством и зависит от социально-экономических  факторов общества. 

11. Форма правления: понятие, виды

форма правления - это способ орган-ции высшей власти в гос-ве, отвечает на вопросы: 1)как создаются высшие органы власти 2)как строятся взаимоотношения между высшими органами власти и др. гос. органами; 3)как строятся взаимоотн-ия между высшей госуд. власть и населением страны. Виды формы правления:

1.Монархия- форма правления при, которой высшая госуд. Власть осуществляется одной личностью и передается по наследству Признаки: 1)единоличный глава госуд. пользуется властью пожизненно; 2)наличие у монарха особых преимуществ: неприкосновенность, священность, юридич. безответственность, содержится за счет госуд. казны 3)наследственный порядок получения власти. Монархия делится на: 1)неограниченную (абсолютную) когда власть монарха или царя ни чем не ограничена 2)ограниченную (К.) монархия-форма правления при которой власть монарха ограничена представительным органом К. Монарх не вправе изменить К. она подразделяется на: 1)дуалистическую-разделение гос.власти между монархом и парламентом 2)парламенскую(К.) монарх царствует, но не правит

2. Республика-форма правления при которой верховная госуд.власть осуществляется выборными органами избирается населением на неопределенный срок (Парламент или Президент признаки: 1)выборность высших органов гос-в том числе и главы госуд. 2.осуществение госуд.власти от имени народа 3)юридическая ответственность главы госуд. в случаях предусмотренных законом; 4)обязательность решений верховной госуд. власти для всех других госуд. органов; 5)преимущественная защита интересов гражданского госуд. 6)взаимная ответственность личности и госуд. Республика делится на: 1)парлам-ую-верховенство парламента и деят-ть гос власти; 2)презид-ую; 3)смешанные (полупрезид-ие)

12.Формя государственно-территориального устройства: понятие, виды.

Форма госуд.территор.устройства-это организация  госуд.власти в масштабах всей страны

1.из каких частей складывается структура государства; 2.каково правовое положение этих частей; 3.как строятся взаимоотношения между центральными и местными органами власти

Виды: 1.унитарное(простое)-единое цельное госуд. образование, которое состоит из админ.-территор. единиц. Админ.-территор. единицы подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками госуд. суверенитета. В унитарном госуд. действует единая система высших органов власти, общие для всей страны судебные органы, одна К., законодательство, единая денежная, налоговая, кредитная система, одно гражданство, вооруженные силы. Бывает однонациональная, многонациональная

2.федерация-сложное союзное госуд-во территория которого состоит из субъектов частей федерации (земли, республики) Признаки: наличие нескольких систем законодательства

3.конфедерация-союз государств, который создается для обеспечения их общих интересов

Признаки: 1.создается на добровольной основе и входящие в ее состав гос-ва имеют право выхода 2.субьекты сохраняют суверенитет З.не имеют общих законодательной, исполнительной и судебной органов 4.не имеет единой армии, системы налогов, единого госбюджета, единого гражданства. 

13.Гос-но-правовой режим: понятие, виды.

ГПР — это совокупность средств, способов, мотивов. По степени демократичности в осуществлении государственной власти: осуществления государственной власти Демократические.

Плюрализм общественно-политической (в политической жизни государства участвуют  множество партий общественного  движения, общественных объединений, которые  передают интересы самых разнообразных  социальных групп) Свобода личности в экономической сфере.

Разделение  власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие эффективных  механизмов воздействия избирателей  на государственную власть (выборы свободные, равные, тайное голосование). Реальность прав и свобод личности. Приоритет права над государством. Антидемократические (тоталитаризм, диктатура).

Наличие одной полит-ой правящей партии, которой  принадлежит направляющая и руководящая  роль. Монополия первой формы собственности  Отсутствие свобод личности в экономической  и политической сферах. Безусловный  приоритет государства над правом. 

14.Функции гос-ва.

Гос-во, в соответствии с теми задачами, котор. стоят перед ним на том  или ином этапе развития, использ. м-ды убеждения, поощрения или принуждения  в их различных сочетаниях. Конкр. функц. гос-ва представл. собой единство содержания форм или методов осуществления  гос-ой власти. Вся функц-я деят-ть гос-ва, направленная на достижение генеральной  цели, т.е. благо человека, его нравственного, материального, физического благополучия, а также максимальн. правовой и  социальн. защищённости личности. Гос-во всегда должно выступать как верховн. хранитель и защитник в законных интересах личности.

Функц. гос-ва - основные направления деят-ти гос-ва, в которой отраж-ся его соц. роль и назнач. в конкретн. общ-ве. Включ. непосредственно: 1.Деят-ть гос-ва в конкретн. сфере жизни общ-ва 2.Те цели и задачи, ктотрые ставятся гос. в данной сфере. 3. Формы и методы его деят-ти. Все основн. напрвл-я деят-ти гос-ва в зависимости от того, в какой сфере обществ-ой жизни они протекают, делятся на внутренние и внешние. По продолжительности действ.: постоянные (осущ-ся на всех этапах деят-ти и развития гос-ва) и временные (носят чрезвычайный хар-р и прекращ. своё действ, с реш. определ. Задач) 

15.Внутренние функции гос-ва

Они связаны  с реализацией задач гос-ва внутри страны. К внутренним функциям современного бел. гос-ва следует отнести: Экономическая (выражается в выработке и координации гос-ом стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме) Идеологическая (выраж-ся в деят-ти гос-ва по поддержке и научной разработке определённой идеологии, в том числе религиозной, направленности образования.куль гуры,деят-ти СМИ) Социальная (призвана обеспечить соц-ю защищённость личности, норм. усл. жизни для всех членов общ-ва вне зависимости от их непосредственного участия в производстве мат. и дух. благ) Охрана конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка (выражается в деят-ти гос-ва, содержанием которой явл. Защита принципа разделения властей, создание усл. Для точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов всеми лицами, обеспечение прав и свобод человека и гражданина) Экологическая (состоит в установлении гос-ом правового режима природопользования, в его обязательстве перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания)

Культурная  (составляет разносторонняя гос-ая поддержка развития культуры-прежде всего нац-ой ли г-ры, иск-ва, кино, СМИ и др. )

16.Внешние функции гос-ва.

Они связаны  с реализацией задач гос-ва на межгосударственном уровне, где оно  выступает субъектом международно-правовых отношений. К внешним функциям современного бел. гос-ва следует отнести:

Обеспечение обороноспособности страны, которая  базируется на пр-пе поддержания достаточного у р-н я обороноспособности общ-ва, отвечающего требованиям его  нац-ой безопасности, защиты суверенитета и территориальной целостности  Взаимовыгодное сотрудничество с др. гос-ми - это разнообразная деят-ть гос-ва, напрвленная на установление и развитие эк-их, полит-х, культурных и др. отнош. для Бел. особенно важной явл-ся гос-ая поддержка иностранных  инвестиций, интеграция в мировую  экономику, объединение усилий с  др. гос-ми по ликвидации последствий  радиационного заражения, вызванного аварией на ЧАЭС Участие в обеспечении  мира и коллективной безопасности стран  мирового сообщества. Внешняя деят-ть современных гос-тв основывается на международно-правовых нормах. При  заключении международных договоров  должны учитываться интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество. 

17.Формы и методы осуществления функций государства.

Формы осуществлении функции государства: 1) деятельность основных звеньев механизма  государства, специфические виды гос-ной  деятельности в отличие от деятельности негосударственных. 2) однородная деятельность органов гос-ва, посредством которого реализуется его функция. Формы  осуществления функций гос-ва делятся  на правовые и неправовые. Правовые органы - однородная деятельность гос-ных  органов, связанная с изданием юр. актов. Они представляют собой правотворческую  деятельность, правоприменительную  и правоохранительную. Правотворческая - форма, осуществляющая функции государства  путем издания НПА, а также  их изменения или отмену. Правоприменительная - реализация уже изданных НПА.

Правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод граждан, по предупреждению правонарушений. Неправовые формы -однородная деятельность гос-ва, которая не влечет за собой  юр. последствий. Эта деятельность реализуется  в пределах правовых требований на основепринципа законности. К ним  относятся: Организационно-регламентирующая Организационно-хозяйственная Организационно-идеологическая деятельность

Организационно- регламентирующая -оперативная, текущая  организационная работа по решению  тех или иных конкретных политических задач, по обеспечиванию функционирования органов гос-ва.

Организационно-хозяйственная  — оперативно техническая хозяйственная работа(экономическая, контрольно-ревизионная деятельность). Организационно-идеологическая -повседневная оперативно разъяснительная воспитательная работа (формирование общественного мнения, работа в средствах СМИ). 

18.Аппарат  (механизм) гос-ва.

Аппарат гос-ва - целостная иерархическая  система гос. органов, учреждений, организаций, которые практически осуществляют гос. власть, а также задачи и функции  гос-ва. Свойства механизма гос-ва: Механизм гос-ва состоит из особой группы людей, для которых управление становится профессией. Первичными структурными элементами механизма аппарата являются гос. органы и учреждения, в которых  работают гос. служащие

Каждый  орган наделен своими обязательными  властными полномочиями Для обеспечения  властных полномочий гос. органы используют органы принуждения

Механизм  гос-ва призван обеспечивать и охранять законные интересы и права граждан

Информация о работе Шпоры по ОТП