Шпоры по ОТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

Предмет науки - это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права.

Работа содержит 1 файл

ОТП шпоры готовые, кроме 70 вопроса.docx

— 104.49 Кб (Скачать)

Механизм  тесно связан с функциями гос-ва, поскольку он и создается для осуществления этих функций. Структура механизма гос-ва является живой и изменчивой.

Принципы  организации и деятельности аппарата гос-ва: Принцип демократизма - широкое участие граждан в формировании и деятельности гос. органов Принцип разделения властей Гласность и открытость Принцип законности и правовых начал Принцип высокого профессионализма и компетентности гос. служащих. 

27.Договор  нормативного содержания  как источник права.  Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Такие договоры получили распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве. 
 
 
 
 
 

19.Органы гос-ва и их классификация

Органы  гос-ва - структурно обособленное звенр гос. аппарата, который непосредственно участвует в осуществлении функций гос-ва и наделено для этого властными полномочиями. Признаки: Гос-ный орган как элемент механизма гос-ва образуется в установленном законом порядке; Для осуществления своих функций каждый орган наделен своей гос-ной властной компетенцией; Государственный орган имеет внутреннюю структуру; Располагает материальной базой, кот. необходима для осуществления своей компетенции; Орган гос-ва состоит из гос-ных служащих, права и обязанности которых определены законом.

Классификация: В соответствии с принципом разделения властей гос-ные органы делятся на законодательные, исполнительные исудебные. От территориальной сферы деятельности: Высшие (президент, парламент, правительство), Центральные (отраслевые министерства и ведомства), Местные (советы, исполкомы), По характеру формирования: Первичные (не создаются никакими другими органами), Вторичные (создаются первичными органами власти, которые и наделяют их властными полномочиями). По способу осуществления своих полномочий: коллегианальные (парламент, правительство, исполкомы), единоначальные (управления, отделы); По характеру своей компетенции: органы общей компетенции ( парламент, правительство, советы), органы специальной компетенции (министерства, ведомства). 

20. Понятие, определение  и признаки права.

Под правом в юридическом смысле понимается законодательное право -исходит от гос-ва в виде системы писаных норм, правил поведения, которые выражаются в специальных гос-ных актах. Законодательное право называют позитивным правом - это есть право, принятое в гос-ве. Оно существует в 2 аспектах:Объективное право - система действующих в гос-ве юр. норм, которые закрепляются в официальных актах и существуют как объективная реальность. Субъективное право - реализация объективного права. Эта предусмотренная нормами объективного права возможность конкретного субъекта удовлетворять свои потребности и интересы. Субъективное право возникает во всех случаях на основе объективного права, когда норма права реализуется в конкретной жизненной ситуации. Право — система, исходящих от гос-ва и охраняемая им, формально определенных норм, правил поведения, которая выражает волю, интересы всех слоев общества и предназначена для регулирования социально значимых общественных отношений. Признаки права:

Нормативность права( право состоит из норм, которые  имеют общий характер, то есть эти  нормы рассчитана на регулирование  отношений определенного вида, а  не на единичный случай Общеобязательность права (действует на всей территории страны, на все население.

Формальная  определенность нормы права имеют  внешне формальное выражение в НПА

Системность (право представляет собой исторически  сложившуюся четкую упорядоченную  систему юр.принципов и норм. Все  элементы права взаимообусловлены, взаимосвязаны и взаимодействуют  между собой) Волевой характер права (в нормах права сформулирована коллективная воля общества, а также воля отдельных  социальных групп и индивидов. Гос-во, создавая норму права, возводит эту  волю в закон. Связь с гос-вом (с  одной стороны эта связь проявляется  в правотворческой деятельности, а с другой - действие права обеспечивается гос-вом). Динамизм (право постоянно  меняется, усовершенствуется) 

21 Принципы права, правовые аксиомы и презумпции.

Принципы  права- эго основные руководящие идеи, кот. характеризуют сущность, отражают его содержание и назнач. в общ-ве. принципы права: 1 )принц. демократизм а-нраво вы раж. волю народа, она реализуется в законах, актах Референд; 2)принц.справедливосги-право закрепл. интересы всех слоев общ-ва,иа основе их сираведлив.оценки,взвешивания,соразмер ности относительно каждой соц.групп; 3)принц. гуманизма и уважения прав личности-в нормах права закрепл.гарантии обеспечен.неотъемлемых прав чел-ка; 4)принц.равенства-в нормах права закрепл.рав-во всех перед законом; 5)принц.законности-все норм-прав.акты до л ж. соотв. актам Конституции -дан.принц.означает строгое исполн.юрид.норм всеми субъектами права; -недопустимость злоупотребления правбм,неогвратимость ответственности за правонарушения. Правовые аксиомы - это положения,кот.принимаются за истинные и не требуют доказат., они прошли проверку в юрид.науке времени: -нет преступления,не указан.в законе; -один свидетель не свидетель. Правовые презумпции-положения или гипотезы, к кот. признаны истинными до тех пор покане доказано обратное: -Общеправовые през. - знание закона, добропорядочность гр-н, истинности норм права, НПА должны обладать теми правами, кто должны обладать; -Отраслевые през. дейст. в отдельных отраслях(презумп. Невиновности - чел. не явл. виноват. пока не доказ. его вина). 
 
 
 

22.Функции права.

ФП-это основн. направления правового I воздейст. на общест. отношения с целью их урегулирования, упорядочения. Особенности ФП. 1 )ФП-это отражение сущности права в общест. отношениях; 2)ФП-это такие направлен. права, воздейст. на обществ. отношения, потребностъ в осуществлении котор. порождает необходимость сущест. права как соц. явления; 3)ФП-выраж. главн. черты П и направления на осуществл. тех коренных задач, кот. стоят перед правом на данном этапе разв. общ-ва. ФП Классифицируются на 2 основн.группы кретериев: -внутренние, -внешние. В соответ.с внешним крет. ФП делят на: общесоциальные, вопитател.,информацион.,ариентационная,политическ.,экономическая ф-ции.

В соотв. с внутренним кретер. выделяют: специально-правовые ф-ции - это чисто юрид.сп-бы воздейст. права на обществ. отношения. К ним относ, регулятивная и охранительная ф-ции. Регулятивная ф-ция заключ в установлен. позитивн. правил поведения в организ. обществ. отношен. Регулятивно-статическая ф-ция заключ. в закреплении существующих обществ. связей, путем установлен. прав и обязанностей субъектам права, а также путем установл. компетенции гос. органов(практически осущ. путем запретов и дозволений) Регулятивно-динамическая ф-ция - выраж. в воздейст. права на общест. отношен. путем оформления их движения, динамики( дан. ф- ция воплащен. в институт, гражд., трудов., администр. права) Практически осуществл. след. способами: 1 )путем определения по ср-вам норм права правоспособности граждан; 2)путем закрепления(измен.)правового статуса гр-н, 3)путем определения юрид. фактов, кот. связ. с возникн., изменен, прекращений правоотношений. Охранительная ф-ция(ОФ) заключ. в установлен. сп-бов защиты от правонарушений установл. юрид. ответствен. и порядка ее применени.

Особенности оф: 1)ОФ характер, право как особ. сп-б воздейств. на поведения людей, кот. выраж. во влиянии на их волю угрозой санкций, устан. запретов и реализ. мер юрид. ответ-сти. 2)она инфармир. субъектов нравов. отношен. о том, какие соц. цен. взяты под охрану гос-ва. 3)ОФ явл. показателем полит, и кулът. уровня общ-ва и гуман. начал в праве(отражается в правоохранительной деятельности гос-ва) 

23. Понятие и определение источников права(ин)

Термин "источник права "понимается в различных смыслах: материал.,идейном, формальном (юридич) смысл. В МАТЕРИАЛЬНОМ смысл. под ИП понимается само общ-во, его соц. ,эконом. ,культ. развитие, содержание общ. отношений. В ИДЕЙНОМ смысле под ИП поним. правосознание, кот. играет ключев. роль в правообразовании. В ЮРИДИЧЕСКОМ (ФОРМАЛЬН) смысл. ИП - это сп-бы офиц. внешнего выраж. правов. норм, а также сп-бы придания им общеобязательной юрид. силы ИСТОЧНИКИ ПРАВА: 1)правов.обычай, 2)прецидент, 3)правов. дактрина,4)нормат-правов. договор(догов. нормат. содерж.), 5)норм-прав. акт,6)система церковного права(религ-каноническ нормы). 

24. Правовой обычай(ПО) как источник права

ПО-это  исторически сложившееся и вошедшее в привычку правило поведения, признанное и санкционированное гос-вом в кач-ве нормы права. Правовыми станов. лишь те обычаи, кот. признаются гос-вом в кач-ве общеобязательного правила поведения и вследствие этого подпадают под его защиту.

В савремен. период. ПО имеет ограниченное применение, однако сохраняет определенное значение в кач-ве одного из источников права во многих странах мира, а также достаточно сильны» позиции в международн. праве 

25.Правовой  прецедент как  источник права.

Судебный  прецедент — это судебное решение  по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для  такого же решения всех аналогичных  дел. Право принимать решения, имеющие  значение прецедента, имеют лишь высшие судебные инстанции (в соответствии с установленными правилами прецедента). Судебный прецедент является основным источником права в национальных системах права, относящихся к правовой семье общего (прецедентного) права. 

26.Правовая доктрина как источник права.

Юридическая доктрина как источник права —  это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть «правом юристов». Юридическая доктрина была основным источником континентально-европейского (романо-германского) права со времен римского права до XIX в., когда место основного источника занял закон (государственное нормотворчество). Но и после этого юридическая доктрина остается одним из источников в системах романо-германской правовой семьи. Значительную роль юридическая доктрина как источник права играет в мусульманском праве. Определенное правовое значение она имеет и в системах общего права. 
 
 
 
 

28.НПА как источник права.

Нормативный правовой акт является источником права  во всех правовых системах мира в виду его систематизированности, точности, определенности, мобильности, а также  в виду того, что он обеспечен  государственным характером. Каждый нормативный правовой акт действует  в течение определенного времени, на определенной территории н распространяет свое действие на определенный круг лиц. Поэтому для практической деятельности необходимо получить четкие и недвусмысленные ответы по указанным параметрам каждого применяемого нормативного правового акта. Знание о действии нормативного правового акта во времени позволяет ответить на вопрос, когда, в какой момент он вступает в силу и когда утрачивает ее. Нормативные правовые акты вступают в силу, как правило, с момента его принятия, с момента, установленного в самом нормативном правовом акте ( в этих двух случаях момент вступления в силу определяется в одной из статей акта) и по истечении общего для всех нормативных правовых актов заранее установленного срока ( как правило, через десять дней после официального опубликования. В этом случае в самом акте дата его вступления в силу не указывается).Существует множество видов нормативно-правовых актов. Но в своей совокупности они как отдельный источник права в рамках той или иной национальной системы права образуют определенную иерархическую систему актов различной юридической силы. По своей юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. 

29. Канонические нормы как источник права.

На определённых этапах развития общества роль источников права играли религиозные писания. Церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального  права. Догматы церкви не только охватывали отношения между духовными лицами, но в значительной части распространялись на всех членов общества. Суды строго руководствовались их предписаниями. Под действие религиозных канонов подпадала значительная часть семейных, наследственных отношений. На их основе рассматривались дела о ереси, колдовстве и т.д. Постепенно сфера действия норм церковного права сужалась за счёт усиления светской власти. В настоящее время религиозные тексты потеряли прежнее значение источников права, однако не утратили его полностью. В ряде мусульманских стран по- прежнему достаточно распространёнными источниками права остаются тексты священных мусульманских религиозных книг. 

30.Нормы  права: понятие,  признаки.

Норма права — это установленное  и санкционир-ое государством правило поведения, которое регулирует отдельную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными гос-ми органами. Признаки норм права: 1)связь с гос-м. Правовые нормы исходят от гос-ва и им же санкционируются. Реализация норм права гарантируется гос-м. Все гос. органы обеспечивают исполнение правовых норм, а некоторые из них (прокурорские, судебные органы) в необходимых случаях применяют к лицам, нарушающим правовые требования, меры принудительного воздействия. 2)общеобязательный характер. Распространяется на участников конкретных общественных отношений, независимо от того каково их субъективное отношение к этой норме. Норма права рассчитана на многократное применение. 3)формальная определённость норм права. Норма права - это чётко сформулированное правило поведения, которое зафиксировано в юрких документах. 

34.Система  права: понятие,  структура.

Сист. права- обусловленная экономическим и  социальным строем внутренняя структура  права, кот. выражает внешнюю согласованность  и единство юридических норм и  одновременно делит их на отрасли  и институты. Ту или иную систему  права определяет социальный строй  общества и государства. Система  права показывает из каких частей состоит право и как они  между собой соотносятся. Каждому  историческому типу присуща своя система права, кот. отображает особенности  данного типа государства. Законодатели не могут изменить систему права. Они могут лишь при помощи правовых предписаний оформить юридические  потребности общественного развития.

Информация о работе Шпоры по ОТП