Шпоры по ОТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

Предмет науки - это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права.

Работа содержит 1 файл

ОТП шпоры готовые, кроме 70 вопроса.docx

— 104.49 Кб (Скачать)

НПА издаются компетентными уполномоченными  органами. Государственные органы принимают  акты строго определенного вида; НПА  содержат общеобязательные правила  поведения, имеющие более или  менее общий характер; НПА должны быть документально оформлены, иметь  строго определенную форму; Если исполнитель  акта не указан, то он распространяется на неопределенный круг лиц; НПА направлены на регулирование общественных отношений  определенного вида; НПА обладают юридической силой, под которой  понимается свойство правовых актов  реально действовать, фактически порождать  юридические последствия; НПА носят государственно-властный характер, их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

41.Законодательный  процесс в РБ.

Законодат-ый процесс – часть правотвор-ва, к-ая осущ-ся парламентом. Правотв-во – часть правообр-ия, которая нач-ся с момента вмешательства гос-ва в процесс формирования права. Правообр-ие - соц процесс, к-ый нач-ся в общ-ных отн-ях, сводится к форм-нию в повседневной жизни типичных правил поведения и завер-ся приданием этим правилам поведения статуса действия норм права.

Стадии  законодательного процесса: 1)законодательная инициатива. На данной стадии определяются субъекты осуществляющие предоставленное им право, официальное внесения в законодательный орган на его рассмотрение проектов, законов На основании ст.99 Конст. РБ право законодательной инициативы предоставлено президенту, депутатам палаты представителей. Сов. Республики, правительству, а так же гражданам обладающим избирательным правом в кол-ве не менее 50 тыс чел.; 2)обсуждение проекта. Подготовленный проект закона официально выносится на обсуждение законодат. органа от имени субъектов. Рассмотрение законопроекта может осущ. в неск-их чтениях, в рез-те обсуждения проект м.б. одобрен, отклонён или возвращён на доработку. В РБ законопроект рассмт. вначале в палате представ-ей, затем в Сов. Р-ки; 3)Оффиц. принятие закона. Голосование может осущ. как по частям закона, так и за закон в целом. Обычные или текущее законы принимаются большинством голосов парламента. В РБ законопроект становится законом, после принятия палатой предст-лей одобрением Сов. Р-ки, затем его в 10дн срок передают на подпись през-нту. 4)Опубл-ие закона и введение его в действие. Опубл-ние - это доведение до всеобщего сведения текста законодательного акта путём его помещения в опред. печатных изданиях на которые можно оффиц. сослаться. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в законную силу через 10 д, если срок не указан. 

45.Виды НПА.

НПА - это официальный документ, исходящий от государства, его органов и должностных лиц, который содержит нормы права. В зависимости от органов издающих НПА делятся:

Национальное  собрание - законы; Президент- указы, декреты, директивы. Совет Министров -постановления  Министерства и ведомства - приказ, инструкции.

Руководители  предприятий, учреждений, организаций - приказы (как локальные НПА)

По юридической силе НПА делятся: законы; подзаконные акты;

Законы - это НПА, который принимается в определенном порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Принципы: -регулирует наиболее существенные общественные отношения в гос-ве; -занимает верхнюю ступень в системе НПА; -законы принимаются в особом порядке (носят название законодательные процесс); -для обеспечения верховенства закона созданы специальные механизмы т.е. конституционный контроль. Подзаконны акты - указы Президента, Постановления Палат Национального Собрания, правительства, высших судебных органов, генерального прокурата и т.д. 

46.Действие НПА во времени, в пространстве, по кругу лиц.

НПА во времени.

Есть  общее правило о начале действия НПА: 1)НПА вступают в силу через (0 дней после их официального опубликования 2)НПА вступают в силу с  момента указанного в самом акте

НПА утрачивают силу: 1)по истечение срока, на который он был принят; 2)вслучае прямой отмены; 3)в случае фактической отмены.

НПА в  пространстве. В понятие территории гос-ва входит вся земная поверхность  т.ч. недра земли, внутренние воды, воздушное  пространство в пределах границ государства, военные суда под флагом государств, невоенные суда под флагом государства, космические корабли с знаком гос-ва, тер. посольств миссий и консульств. Территориальные пределы действия НПА связаны с местом гос. органа в системе органов гос-ва. Центральные органы гос-ва издают НПА которые распространяют свое действие на всю территорию. НПА по кругу лиц.

Различают НПА общего и специального действия. НПА общего действия распространяются на всю территорию. НПА специального действия распространяют свое действие на отдельные категории граждан. 

54.Виды  толкования норм  права.

Виды  толкования по субъектам: Официальное толкования и Неофициальное. Официальное толкования – осуществляется гос. органами и должностными лицами. Подразделяется на: Аутентичное - когда толкует орган, который издал. Легальное - толкования осуществляется специально уполномоченными органами, это полномочие должно быть законодательно закреплено. Неофициальное - обыденное толкование, па уровне обыденного сознания. Подразделяется на: Профессиональное –толкуется представителями юридической профессии. Доктринальное - осуществляется учеными юристами. 
 
 
 

47.Опубликование НПА. Официальные источники опубликования.

Под официальным  опубликованием НПА понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста НПА в периодическом печатном издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, его электронной версии и иных официальных изданиях, определяемых Президентом РБ. В случаях, предусмотренных законодательными актами РБ, официальное опубликование НПА осуществляется в элекгронной версии соответствующего номера периодического печатного издания Национального реестра правовых актов РБ без официального опубликования этих актов в данном периодическом печатном издании.

Официальное опубликование НПА осуществляется на том государственном языке, на котором они приняты. Датой официального опубликования НПА считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт. В случае разновременного опубликования НПА в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования НПА и срок вступления его в силу определяются по дате первоначального опубликования. Не подлежат опубликованию НПА или отдельные их положения, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством РБ сведения, если иное не предусмотрено законодательством РБ. НПА публикуются с указанием их обязательных реквизитов: вида акта, даты его принятия (издания), порядкового номера и названия. Декреты Президента РБ и законы после подписания Президентом РБ, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию. Указы Президента РБ нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не установлено актами Президента РБ. Постановления Совета Министров РБ нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не установлено Советом Министров РБ. Иные НПА подлежат обязательному официальному опубликованию после включения их в Национальный реестр правовых актов РБ. НПА, поступившие от уполномоченных государственных органов (должностных лиц) в органы официального издания (кроме издания Национального реестра правовых актов РБ), должны быть опубликованы не позднее чем в пятидневный срок со дня их поступления, за исключением декретов Президента РБ и законов РБ, подлежащих немедленному опубликованию. 

48.Контроль за констит-тью НПА в РБ

Конституционный Суд РБ – это судебный специализированный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституц-го судопроизводства. Конституционно-правовой статус Конст. Суда РБ опред-ся К. РБ, Зак-м от 30.03.1994 г. «О Конст. Суде РБ» с изм. и доп., Регламентом Конст-го Суда РБ от 18.09.1997 г. с изм. и доп. Конст. Суд занимает особое положение в с-ме органов гос. власти, в т.ч. органов суд. власти. Он принадлежит к числу органов, призванных осуществлять конституционное правосудие и обеспечивать законность.

Задачи  Конст.Суда РБ: -контроль за конституционностью нормативных актов в РБ; -обеспеч верх-ва К. и ее непосредственного действия на тер-рии РБ; -утверждение законности в правотворчестве и правоприменении. Основными принципами деят-ти Конст.Суда явл. законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Конст.Суд РБ сост. из 12 судей: Председателя, зам.Председателя и 10 судей. Порядок формирования: 6 судей назнач. Презид., 6 судей избир. Советом Р-ки Нац. собрания РБ. Председатель Конст.Суда назначается Президентом с согласия Совета Респ. из числа судей Конст.Суда сроком на 5 лет, Зам. Председателя избир. Конст.Судом из состава судей по предложению Пред. Конст.Суда сроком на 5 лет.

Требования  к кандидату на должность судьи Конст. Суда: судьей Конст.Суда м.б. назначен, избран гр-н РБ, имеющий высшее юрид. образ., являющийся высококвалифиц. специалистом в обл. права и имеющий, как правило, ученую степень, обладающий высокими моральными к айвами. Предельный возраст членов Конст.Суда-70 лет. Судьи назначаются, избираются на 11 лет и м.б. назначены или избраны на новый срок. Конст.Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее 8 членов Конст.Суда.

Конст. Суд готовит ежегодные послания През. и палатам Нац. собрания РБ о состоянии конституционной  законности.Заключения Конст.Суда являются окончательными, бжалованию и опротестованию не подлежат. Конст.Суд вправе вносить палатам Пар лам., Презид.,Совету Министров и в др. госорганы предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению.

Компетенция,организация  и порядок деят-ти Конст.Суда определяется законом. 
 
 
 
 

49.Систематизация законод-ва: понятие, виды

Систематизация — деятельность по упорядочению   и   совершенствованию нормативного правового материала путем его внешней и внутренней обработки с целью с целью поддержания системности права и обеспечение субъектов права нормативно-правовой информацией. Виды систематизации: 1.Инкорпорация - объединение действующих НПА по определенным признакам, при котором они помещаются полностью или частично в различных сборниках законодательства без изменения их внутреннего содержания, т.е. НПА подвергаются только внешней обработке и размещаются в алфавитном, хронологическом порядке, в единых сборниках законодательства. Например: Сборники Декретов, Указов Президента РБ.

- официальная-  осуществляется тем же органом,  который издавал НПА или по  поручению др. официал. источников; -неофициальная - м. осуществляться научными либо другими учреждениями по их собственной инициативе. Например: НПА о налогах и сборах

2.Консолидаиия  – вид систематизации нормативного материала, при котором несколько близких по содержанию НПА с целью преодоления их множественности определяют в один определенный НПА. Например: Национальный реестр правовых актов РБ. М.быть только официальной осуществляется только правотворческим органом, в отношении принятым им же НПА. В рез-те Конс. объединенные включенные НПА утрачивают силу, а вместо них действует один объединенный НПА.

3. Кодификация – вид систематизации, при котором обработке подвергаются содержание норм с целью создания нового крупного единого законодат-го акта. Например: Кодексы 

50.Реализация норм права: понятие, виды

Реализация  права - издание подзаконных актов (актов применения прав)госорганами и должностными лицами. Виды реализации: 1)В виде соблюдения, 2)В виде исполнения, 3)В виде использования. Анализ связи м/у характером правовых предписаний и формой их реализации: 1)Запрещающие. Запреты в форме соблюдения, пассивная форма Например: Нормы уголов. и финансов, права состоит из запретов 2)Обязывающие. Реализ-ся в форме исполнения, активная форма 3)Управомачивающие. Реализуются в форме использования. Однако для окончательной реализации правовых норм этого недостаточно Например: «Право на труд» нужен «Приказ о приёме на работу». Применение норм права - деятельность госорганов и должностных лиц (а в предусмотрен.законом случаях и негос органов, если они осуществляют схожию с гос-вом функцию) по воплощению правовых предписаний в жизнь. Субъекты: государственные и негосударственные. 

Информация о работе Шпоры по ОТП