Шпоры по политологии

Автор: m**************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: politike – государственные, общественные дела и logoc – слово, смысл, учение. Отцом первого понятия является Аристотель, второго – Гераклит. Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике (об управлении государством). Термин «politike» связан с древнегреческим городом – государством, который именовался полисом. Полис «место» по гречески, форма общественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства.

Работа содержит 1 файл

шпоры.docx

— 119.86 Кб (Скачать)

     Такое направление, как институционализм, представлено фр. Морисом Ориу. М. Дюверже и др.Все политические явления рассматриваются с точки зрения существующих политических институтов и системой социально-нормативных актов.

     К этому направлению относят и  теорию политических партий  и системно-функциональные концепции политики, ам. Г. Лассуэлла (1902-1978), Толкота Парсонса (1902-1979), Дэвида Истона (1917-1979). Они исследуют политику, её институты с точки зрения функций общества. В работах Гарольда Лассуэлла рассматривается роль массовых коммуникаций в функционировании политической власти.

     Теория  демократии, современные основы которой  были заложены фр. Алексисом де Токвилем (1805-1859), разрабатывается ам. С.М. Липсетом и Р. Далем. В частности, учение о правовом государстве, гражданском обществе, правах и свободах человека, соотношении демократии и бюрократии.

     Предметом современной политологии являются концепции тоталитаризма – нем.-ам. Философ и социолог Хана Арендт (1902-1975), авст.-ам. Экономист и политолог Фридрих фон Хайек (1899-1988), русский философ Н. Бердяев (1874-1948) и др. Они рассматривают тоталитарное общество, его особенности, истоки: экономические, политические, идеологические.

     Книга французского социолога Раймонда Арона (1905-1983) посвящена проблемам международных  отношений в условиях индустриального  общества. Американцы Даниел Белл, Джон Гэлбрейт, Элвин Тоффлер разработали теорию постиндустриального общества. 

17 /18

     Рассматривая  историю возникновения и развития политических знаний, выделяем особо  немецкого социолога Макса Вебера (работа «Политика как призвание  и профессия»). М.Вебер политикой  считал особую сферу общественной жизни, которая формируется с возникновением государства, где ядром являются «интересы распределения, сохранения, смены власти». Государство рассматривается  им как институт, располагающий средствами легитимного насилия, посредством  которого обеспечивается господство людей  над людьми.

     Политика, по М. Веберу – это: легитимное общепризнанное насилие; особая профессиональная деятельность, связанная с контролем над  властью и её распределением субъектами политики выступают:

  1. объективно существующие основные социальные группы и общности, классы, этнические, социальные, территориальные, демографические, профессиональные, религиозные группы и общности; индивиды. (первичные субъекты политики.)
  2. социальные институты и организации, которые формируются первичными субъектами политики, для выражения своих интересов: государство, политические партии, общественные организации и движения. (вторичные субъекты политики.)

      Взаимодействия  субъектов политики составляет суть политических отношений. Характер этого  взаимодействия принимает самые  различные формы: от согласия и сотрудничества до соперничества и конфликта (вооруженной  борьбы) между ними.

      Различают виды и уровни политики. Виды: внутренняя, внешняя и международная. Уровни: глобальный, межгосударственный, государственный (федеральный), региональный и местный.

      Средством осуществления политики выступает  власть, признаками которой являются: 1) суверенитет, верховенство, неделимость; 2) авторитетность и легитимность; 3) волевой характер (цель, программа, готовность их добиваться); 4) принуждение (в различной степени). Все четыре признака являются необходимыми. При отсутствии любого из них наступает кризис политической власти.

      Функции политической власти рассматриваются  в различных темах курса. Выделим  основные из них: поддержание целостности  и стабильности в обществе; регулирование  процесса реализации социальными субъектами своих индивидуальных, групповых  и общих интересов; использование  насилия и принуждения во имя  сохранения существующих общественно-политических взаимоотношений. 

19 На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти.Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.Другими словами, легитимность власти – этоа) признание власти населением;б) принятие власти как правомерной и справедливой;в) наличие у власти авторитета в глазах населения

Термин  «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия  и т.п.);

в) власть сама подчиняется закону.

Отсюда  видно, что легитимность и легальность  власти – это близкие, но не тождественные  понятия.

Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Различие  двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная  власть может на определенном этапе  стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии  разработан такой показатель, как  порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.

Подчинение  власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю  закон. А вот подчиняюсь я, признавая  или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная  характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или –  люди подчиняются не только легитимной власти.

Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы 

      20 Механизмом организации и осуществления политической власти является политическая система общества. Политическая система общества - совокупность политических организаций и институтов, идей, взглядов, ценностей, норм, права, с помощью которых осуществляется власть. Это понятие ввел в научный оборот американский политолог Дэвид Истон в середине ХХ века.

      Компонентами  политической системы являются государство, политические партии, а также общественные организации и движения (национальные, профессиональные, молодёжные, женские, ветеранские, религиозные и др.). Осуществление политической власти, борьба за власть или стремление повлиять на неё – важнейшее содержание их деятельности.

      Основным  элементом политической системы  общества выступает государство. Это  определяется тем, что только государство  обладает правом легитимного насилия (принуждения) и имеет соответствующие  органы (армия, полиция, милиция, разведка, тюрьмы и др.). Только государство  является всеобщей организацией и его  решения обязательны для всех членов общества.

      Политические  партии участвуют в осуществлении  политической власти через органы государства. Современные политические системы немыслимы без партий.. Борьба за власть, за овладение органами государства, чтобы реализовать интересы тех слоёв, которые они определяют – основное назначение политических партий. Став правящей, политическая партия проводит через органы государства свой политический курс, влияет на формирование состава правительства, выдвигает лидера государства и т д.

      Общественные  организации и движения выступают  источниками политической инициативы, оказывают давление на органы государства  с целью принятия ими таких  решений, которые соответствуют  интересам и потребностям членов объединений. Они оказывают влияние  на ход избирательных компаний.

      Социальные, политические и правовые нормы выполняют роль регулятивного элемента политической системы.

      Основные функции: интеграционная, регулятивная, целеполагающая, организаторская.

      Интеграционная  функция политической системы призвана обеспечить объединение различных  элементов социальной структуры  в единое целое, стабильность и устойчивое развитие общества посредством государства.

      Функция находит своё выражение в согласовании интересов различных социальных групп, слоёв; распределении благ и услуг между различными категориями населения. Кроме того, в легитимации власти.

      Целеполагающая  функция политической системы состоит  в определении политического  курса страны: целей и задач  политического, экономического, социального  и культурного развития общества на определённый срок и перспективу.

      Организаторская функция призвана обеспечивать осуществление  намеченных целей и задач развития общества – мобилизовать людские, материальные и духовные ресурсы страны.

      Сравнительный анализ политических систем различных  стран показывает их разнообразие, множественность модификаций по функциям, структуре, специфике общественных отношений. Но в тоже время группы стран имеют схожие черты в  своих политических системах

     21 Государство – основной институт политической системы общества. Оно возникает в период разложения родового строя и перехода к классовой структуре общества. Существуют различные теории его происхождения: «теологическая» – государство есть божественное установление; «патриархальная» – оно возникает из разросшейся семьи, а власть государя - видоизменение власти отца в семье.

     В Новое время возникает теория «общественного договора» (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо), согласно которой  государство возникает как продукт  соглашения между людьми, которые  передают часть своей свободы  и власть государству, чтобы обеспечить общественный порядок и неприкосновенность собственности. В XIX веке появилась «завоевательная теория» (Л. Гумплович, Ф. Оппенгаймер). Её сторонники полагали, что государства возникли в результате войны-завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих общин и установления победителями эксплуатации подчинённых.

     Марксистское  учение о классах и государстве  рассматривает экономическую основу их происхождения – разделение труда. Эту точку зрения разделял и немецкий социолог Макс Вебер.

     Государство – особая форма организации публичной  власти, которая обладает суверенитетом; действует на строго определённой территории, подчиняет себе все население, проживающее на данной территории. Необходимыми признаками государства являются: территория, население, власть.

     Территория  – это физическая, материальная основа государства (земля, недра, воздушное  пространство, территориальные воды). Именно поэтому одной из главных  целей правящих политических групп  является гарантирование территориальной  целостности государства с помощью  дипломатических и военных средств.

     Население как составной элемент государства  есть социальная общность (нации, классы, социальные группы и слои), проживающая  на территории данного государства  и подчиняющаяся его власти. Всеобщее подчинение населения существующей власти является важнейшим условием целостности государства.

     Власть  осуществляется правящей группой посредством  системы специальных институтов и учреждений – государственного аппарата. Особенности того или иного  государства определяются этой системой институтов.

     Основополагающим  признаком государства является суверенитет. Универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства на территории страны выступает как высшая, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая.

     Другим  важным инструментом и атрибутом  государства является закон. Закон  обладает формой всеобщности в том  смысле, что его правомерность  и авторитет должны признавать все  и подчиняться ему. Обязательность соблюдения населением правовых норм обеспечивается деятельностью исполнительных органов, судов, специального аппарата, принуждения.

Информация о работе Шпоры по политологии