Шпоры по политологии

Автор: m**************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: politike – государственные, общественные дела и logoc – слово, смысл, учение. Отцом первого понятия является Аристотель, второго – Гераклит. Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике (об управлении государством). Термин «politike» связан с древнегреческим городом – государством, который именовался полисом. Полис «место» по гречески, форма общественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства.

Работа содержит 1 файл

шпоры.docx

— 119.86 Кб (Скачать)

     Государству принадлежат монопольные права  также на взимание налогов и сборов, выпуска займов, эмиссию денежных знаков, политическую символику (гимн, герб, флаг), содержание вооружённых  сил, осуществление внешней политики.

     Сущность  государства проявляется в его  функциях. Основной функцией является интеграционная – обеспечение целостности сообщества людей.

       Посредническая функция состоит  в урегулировании противоречий  и конфликтов, которые возникают  в обществе, разделённом на социальные  группы с их интересами. Ещё  более важное значение она имеет для обеспечения внешних условий жизнедеятельности страны. Внешние конфликты не только могут ослабить государство, но и вести к его исчезновению.

     Управленческая  функция состоит в регулировании  и контроле за выполнением определённых видов деятельности, необходимых для стабильности и развития общества. Это проблемы экономического, экологического, социального, оборонного, демографического, образовательного, культурного и др. характера. Причем это касается как внутренних, так и внешних проблем.

     Особенности устройства и функционирования государства  составляют его форму. В настоящее  время в политологии утвердилось  понимание формы государства  как единства трёх составных элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы политического  режима. 

     22 Однако чаще всего типология политических систем проводится по такому критерию, как политический режим. Политический режим отражает характер и способы взаимоотношения власти, общества и личности. Согласно данному критерию различают политические системы демократического, авторитарного и тоталитарного типов.

     Термин  «тоталитаризм» (от лат. totalis – весь, целый, полный) стал применяться с 1925 года в Италии. Муссолини и Д. Джентиле тоталитарной называли политику, целью которой является обеспечение единства личности, партии и государства во имя достижения высшей, национальной идеи. В лексиконе антифашистов термин «тоталитарный режим» стал пониматься как «антидемократический», «репрессивный». В этом смысле данный термин употребляется и в настоящее время.

     Политические  системы тоталитарного типа характеризуются  следующими особенностями: наличие  одной правящей партии и её срастание с государством, распространение одной официальной идеологической доктрины, наличие только государственных средств массовой информации; жесткая цензура; ущемление прав и свобод граждан, фактическое упразднение принципа разделения властей, государственно-организованный террор, централизованное бюрократическое руководство всей экономикой. (Р. Арон «Демократия и тоталитаризм»; К. Фридрих и З. Бжезинский «Тоталитарная диктатура и автократия»).

     Тотальные политические системы весьма эффективны в периоды войн революционных  изменений и слабо приспособлены  к условиям эволюционного развития общества, в которых наступает  их кризис.

     Термин  «авторитаризм» (от фр. autoritarisme – власть, влияние) определяется как политический строй, который характеризуется режимом неограниченной власти одного лица или группы лиц. Отличительными чертами авторитаризма являются следующие: существенное ограничение демократических прав и свобод граждан, запрещение оппозиционных политических партий и общественных организаций, (всех или ряда), их прессы, ограничение выборности органов государственной власти, сращивание правящей партии с государством, формальная деятельность местного управления и самоуправления, использование террористических методов борьбы с противниками режима. Легитимность авторитарной власти исходит из традиции или харизмы правителей. Такая форма организации власти присуща доиндустриальному обществу. Но и в современном мире она распространена в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

     Демократическая (гр. demos – народ и kratos – власть), политическая система имеет такие признаки, как широкий диапазон гарантированных прав и свобод граждан, свободная деятельность правящей и оппозиционных политических партий, наличие парламента – общественного представительного органа власти, формирование правительства партиями в соответствии с итогами их легальной борьбы на выборах; наличие системы независимых судов, органов местного управления и самоуправления, свободное функционирование источников информации и др.

     Конкретный  механизм демократии представлен в  различных странах названными признаками не в полном объеме.

     В зависимости от того, какому субъекту политики – личности, группе или  народу отдаётся приоритет в механизме  функционирования власти, различают  либеральные, плюралистические и коллективистские (народные) демократии.

     Каким образом народ – непосредственно  или через своих представителей осуществляет властные полномочия –  выделяют прямые (плебисцитарные), представительные или партиципаторные (от англ. participation – участие) демократии.

     Таким образом, политическая система общества имеет множество моделей в  современном мире. 

           23 К основным направлениям внешней политики современной Беларуси относятся:

           1) безъядерность. Беларусь — первая в мире страна, которая добровольно отказалась от размещения на ее территории ядерного

           2 стремление к нейтралитету. Для республики важно именно стремление, а не факт признания за ней статуса нейтрального государства.

          3 интеграция в европейское и мировое сообщество при укреплении СНГ, в первую очередь белорусско-российского сотрудничества.

     4.Мобилизациямеждународной поддержки в решении чернобыльской проблемы. 

     24 Республика Беларусь в её Конституции также определяется как социальное правовое государство. Это положение Основного Закона означает конституционную обязанность правительства страны подчинять свою деятельность нормам права и обеспечению благосостояния всех категорий граждан. Наша многоукладная регулируемая экономика, представительная демократия, правовое государство и сильная социальная политика отвечает идеалам социального равенства и справедливости белорусского народа.

     Конституция Республики Беларусь, принятая 15 марта 1994г., закрепила важнейшие начала государства и права. Это и  политический и правовой документ, одновременно выполняющий организаторскую, учредительную, внешнеполитическую и  идеологическую функцию. Беларусь провозглашена  как демократическое, социальное, правовое государство, для которого характерно полновластие народа, реализация идеи народного суверенитета. Суверенная воля народа проявляется, прежде всего, через участие в выборах, референдумах, обсуждениях важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

     В мире намечаются две тенденции –  глобализация и регионализация. В  Конституции Республики Беларусь зафиксирован приоритет общепризнанных принципов  международного права, влияющих на понимание  национальных норм, их объем и содержание. Это приоритет прав человека сбалансированный, оптимальный подход к обеспечению  прав человека и общества, народовластие, разделение властей, верховенство права, политический плюрализм, многообразие форм собственности. (см. курс «Конституция и права человека» на сайте ВГКС)  

      25 Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного «связывания» государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Основные принципы правового государства: 1) Основополагающий принцип – верховенство права (закона) в обществе во всех сферах. Законы правового государства опираются на Конституцию и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменён ни ведомственными актами, ни решениями партии. 2) Незыблемость свободы личности, её прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Человек от природы обладает основными правами, а государство обязано гарантировать их соблюдение. В правовом государстве все законодательные акты согласуются с правами человека. 3) Третий принцип – наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов, других нормативных актов. В частности, для контроля за соблюдением международных документов о правах человека существуют Международный суд в Гааге, Европейский суд в Страсбурге, создан пост Уполномоченного по правам человека во многих странах. 4) Четвёртый принцип  – это принцип разделения властей. Принцип разделения властей предполагает единство и взаимодействие властей, а также определённое верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех. 5) Пятый принцип  – взаимная ответственность личности и государства. Это значит, что человек становится центром, вокруг которого и в интересах которого функционирует государство. Государство, издавая законы, принимает на себя конкретные обязанности по защите прав граждан. Однако есть и другая сторона этой проблемы. Предоставление прав предполагает выполнение гражданином определённых обязанностей. Например, платить вовремя налоги, соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц и т.д. Чем ответственнее люди к этому подходят, тем более широким диапазоном прав они обладают. Следовательно, сущность правового государства не столько в законах или их количестве, сколько в их уважении и соблюдении. 

26 В основе правового государства лежат два основополагающих принципа:

           1) порядок и стабильность  в государстве;

           2) защищенность человека. Власть должна осуществляться во имя всеобщего блага и опираться на право. Следовательно, в самом общем виде правовое государство — это государство, основывающееся на правовом законе, перед которым равны все: и правители, и рядовые граждане. Право не тождественно закону. Его следует понимать как некую справедливую, исторически изменяющуюся, объективную меру (норму) свободы и справедливости. Следовательно, движение в сторону правового государства предполагает наполнение законов правовым содержанием.

    Перечислим  условия для возникновения и развития гражданского общества:

В экономической сфере  — это частная собственность и многоукладная рыночная экономика.

В социальной сфере  — это наличие мощного среднего класса, составляющего в демократических обществах до 60 — 70 % населения

В политической сфере  основой гражданского общества является многопартийность, наличие массовых демократических движений, организаций, ассоциаций и других групп по интересам..

           В сфере духовной жизни  необходим высокий уровень гражданского сознания и культуры, наличие плюрализма и свобод в области идеологии.

И наконец, гражданское общество может существовать только там, где государство в целом и каждый гражданин в отдельности находятся в одинаковом положении перед законом.

27 Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти. В разных странах высший представительный орган называется по разному.в Республике Беларусь – Национальным собранием. Парламент бывает однопалатный и двух палатный. Однопалатные парламенты в Швеции, Дании; двух палатные – в США, Германии, Великобритании, Франции, России, Белоруссии.В Республике Беларусь от каждой области и г.Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня тайным голосованием избираются по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь

Наша  Конституция закрепляет работу депутатов  Палаты представителей на профессиональной основе. Во многих странах, в том  числе и в Республике Беларусь депутаты имеют парламентерские  привилегии. Первая – иммунитет, т.е. парламентская неприкосновенность, означающая, что депутат не может  быть привлечен к ответственности  и вызван в суд в качестве свидетеля. Вторая – индемнитет, т.е. депутат не несет ответственности за выступления в парламенте и за те меры, которые он поддерживает голосованием. К важнейшим полномочиям парламента относятся: 1 – полномочия законодательного характера (принятие законов); 2 – утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении; 3 – участие в формировании правительства, других государственных органов, контроль над их деятельностью; 4 – внешне политические полномочия. Законодательная деятельность парламента осуществляется в соответствии с регламентом парламента. Первая стадия законодательного процесса – внесение законопроекта. Парламент в праве рассматривать только тот законопроект, который вносит лицо или орган, обладающий правом законодательной инициативы. В Республике Беларусь это Президент, Совет Республики, правительство, избиратели (не менее 50 тыс. человек). Вторая стадия законодательного процесса – обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарном заседании палаты. Как правило, законопроект в начале рассматривается в соответствующих комиссиях. Затем законопроект рассматривается в нижней палате, где вносятся поправки и дополнения. Как правило, законопроект рассматривается в нескольких чтениях. После принятия законопроекта нижней палатой он поступает на рассмотрение в верхнюю палату. В большинстве стран, в том числе и у нас, верхняя палата одобряет или отклоняет законопроект, принятый нижней палатой. Третья стадия законодательного процесса – подписание закона президентом. В Республике Беларусь президент может принять в отношении этого документа следующие действия. Подписать в течении двух недель, если в течении этого срока президент не подписывает законопроект, он считается подписанным. При несогласии с текстом закона Президент может воспользоваться правом отлагательного вето, т.е. вернуть закон в парламент со своими возражениями. Вето Президента может быть преодолено, если обе палаты проголосуют не менее двумя третями голосов от полного состава. После преодоления вето Президента он подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок. Контроль над деятельностью исполнительной власти – важнейшая функция парламента. Формы контроля разнообразны: устные и письменные вопросы; интерпелляции, адресуемые депутатами премьер-министру, министрам с требованием дать объяснение по тому или иному факту 

28 Для реализации полномочий в исполнительной власти в различных сферах государственной жизни создаётся правительство. Правительство  – формально-коллегиальный орган исполнительной власти, несущей ответственность за принимаемые решения и проводимый политический курс. Правительство чаще всего официально называется Кабинетом Министров, у нас – Советом Министров. Глава правительства называется в большинстве стран Премьер-министром, в Республике Беларусь так же. В ФРГ, Австрии глава правительства – канцлер. Правительство является высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти. При этом в странах с парламентской формой правления (и в монархиях и в республиках) правительство является органом общего политического управления и занимает центральное место в системе высших органов власти. Решающую роль на практике играет, как правило, глава правительства. Порядок формирования правительства в различных государствах имеет свою специфику в зависимости от формы правления, но общая черта  – партийная основа. В президентских республиках правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента. Президент, как правило, является и главой правительства, он пользуется правом назначения министров по своему усмотрению, хотя и по согласованию с парламентом. В Республике Беларусь президент назначает с согласия палаты представителей только Премьер-министра. Остальных членов правительства назначает и освобождает по своему усмотрению. В государствах с парламентскими формами правления правительство формируется партией, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две или более партий договариваются о том, чтобы сформировать коалиционное правительство, опирающиеся на современное парламентское большинство этих партий. Как правило, такое правительство является нестабильным, и часто досрочно уходит в отставку. В странах с парламентскими формами правления правительство ответственно перед парламентом. Важнейшие полномочия правительства: 1 – осуществлять общее руководство и управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами государства; 2 – направляет законодательную деятельность парламента, используя для этого право законодательной инициативы; 3 – координирует деятельность всех министерств и ведомств; 4 – готовит проекты государственного бюджета; 5 – обеспечивает его выполнение; 6 – соответствующие министерства и ведомства осуществляют руководство своих отраслей. 7 – в случае внутренних волнений или угрозы внешней безопасности правительство может вводить чрезвычайное или военное положение; 8 – Внешнеполитические полномочия – право на проведение международных переговоров и принятие решений об их вынесении на ратификацию парламентом. Во всех странах правительство обладает разветвлённым чиновничье-бюрократическим аппаратом, важнейшими органами которого являются министерства (департаменты), специальные ведомства. 

Информация о работе Шпоры по политологии