Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ кощеев.docx

— 168.72 Кб (Скачать)

Таким образом, мы выделили критерии экологической культуры школьников, которые могут быть сформированы у них в разной степени. Каждый из названных критериев имеет свою специфику и требует соответствующих измерителей-заданий учащимся.

   Тесты определения уровня сформированности эколого-краеведческих знаний, на: выявление  знания фактов; знание эколого-краеведческих  понятий; понимание экологических проблем своей местности; понимание причинно-следственных связей природы и человека; понимание экологических связей, сопоставлений, параллелей. Оценка знаний производится по количеству правильно указанных в ответе элементов и количеству выполненных умений в зависимости от эталона.

      Анкетирование учащихся 5 – 6-х классов проводилось  ежегодно в начале и конце учебного года. В частности, в анкете школьникам предлагалось определить, что, по их мнению, значит эколого-краеведческая культура, что такое охрана окружающей природы. Правильные, полные, обоснованные ответы мы оценивали по 2 балла. Ответы содержащие не полные определения были оценены 1 баллом. За неправильный ответ или его отсутствие учащиеся получали 0 баллов. Таким образом, максимальная сумма баллов, которую могли набрать учащиеся, была 20 баллов, минимальная – 0. Анализ ответов анкетирования позволил выделить 3 группы ответов, соответствующие трем уровням эколого-краеведческих знаний учащихся:

      1 группа – высокий уровень знаний  (общая сумма 15 – 20 баллов)

      2 группа – средний уровень знаний (общая сумма 6 – 14 баллов)

      3 группа – низкий уровень знаний (общая сумма 0 – 5 баллов)

      Рассматривая  распределение учащихся по уровням  сформированности эколого-краеведческих знаний мы получили следующие данные (Табл. 3)

      Таблица 3.

Распределение по уровням сформированности экологических знаний

Группа Кол-во Уровень
Низкий Средний Высокий
Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
КГ 10 6 60 3 30 1 10
ЭГ-1 10 7 70 2 20 1 10
ЭГ-2 10 6 60 2 20 2 20

     Рис. 3. Распределение по уровням сформированности эколого-краеведческих знаний.

  Рассматривая  распределение школьников по уровням сформированности эколого-краеведческих знаний, мы выделили, что в контрольной группе 60 % школьников имеют низкий уровень эколого-краеведческих знаний,  и лишь 10 % - высокий уровень знаний. Следует отметить, что в экспериментальных группах  процентное соотношение уровней усвоения аналогично контрольной группе.

  Одним из критериев является уровень  эколого-краеведческих умений.  Для этого были разработаны различные группы тестов на сформированность эколого-краеведческих умений: задания с выбором одного правильного ответа; задания с выбором нескольких правильных ответов; задания на соответствие («соотнесите…»); «терминологическое гнездо» («Вставьте в текст пропуски…»);  свободно констатируемый ответ (вопрос без вариантов ответов).

  При разработке системы заданий учитывалось  следующее: с содержательной стороны – краеведческие аспекты  биоэкологии и геоэкологии, социальной экологии, с операционной стороны – основные интеллектуальные умения, характерные для эколого-краеведческих исследований. Для выявления сформированности ведущих эколого-краеведческих умений применяются задания творческого характера: изучение продуктов деятельности младших подростков, анкеты и вопросники, конкурсы и соревнования, фотографирование и видеосъемки, задания проективного типа, наблюдения за выполнением норм и правил, тесты c оценочными суждениями, проблемно-ситуативные рассказы с выбором вариантов решения и др.

     Рассматривая  когнитивную составляющую нашего исследования нами была выбрана методика, определяющая коэффициент полученных эколого-краеведческих  умений. Школьникам было предложено 20 действий, отражающих основные эколого-краеведческие умения (эталон). В процессе проведения уроков и внеклассных занятий независимые эксперты оценивали правильность выполнения действий (умений). Далее расчет проводился по формуле: , где    - количество правильно выполненных действий; p -  эталон (правильное количество действий).

 

Таблица 5

Уровни  коэффициента усвоения эколого-краеведческих умений

Уровни В процентном соотношении Количество  правильных ответов
Низкий от 0 – до 25 % 0-5
Средний 26% - 75% 6-10
Высокий 76% - 100 % 16-20
 

     Полученные  данные представленные в таблице 9, как и предполагалось нами подчиняются  закономерностям нормального распределения  признака. Поэтому, количество правильно выполненных действий школьников мы соотнесли с тремя уровнями коэффициента усвоения: низкий, средний, высокий.  Распределение школьников по данным уровням приведено в таблице 6.

    Таблица 6

     Частота распределения  школьников в различных группах по коэффициенту усвоения эколого-краеведческих умений на нулевом срезе.

Группы Количество  школьников по уровням коэффициента усвоения
низкий % средний % высокий %
КГ (10) 4 40 5 50 1 10
ЭГ1 (10) 4 40 4 40 2 20
ЭГ2 (10) 5 50 3 30 2 20
 

     Рассматривая  распределение школьников по уровням эколого-краеведческих умений, мы выделили, что в контрольной группе 40% школьников имеют низкий уровень, 50% школьников средний – уровень, и лишь 10% - высокий уровень. Следует отметить, что в экспериментальных группах  процентное соотношение уровней аналогично контрольной группе. Исключение составляет  ЭГ1,  в которой высокий уровень равен 13,0%, это связано с тем, что у школьников данной группы большинство занятий носит практический характер. Из таблицы 6 мы видим, что высокий уровень эколого-краеведческих умений не достаточно сформирован ни в контрольной,  ни в экспериментальных группах. 

  Однако  при определении уровня сформированности экологической культуры младших подростков необходимо принимать во внимание сущность, цель, задачи и особенности эколого-краеведческого образования школьников данного возраста.

  С учетом мотивов, преобладающих у подростков в процессе изучения природы своего края и общения с ней и окружающими людьми, нами выделены следующие 3 уровня сформированности экологической культуры младших подростков: низкий, средний, высокий. Дадим общую характеристику выявленных нами уровней (Табл. 7).            Таблица 7.

    Уровни  сформированности экологической культуры школьников

 
Уровни
Критерии
1 2 3
эколого-краеведческие  знания эколого-краеведческие  умения эмоционально-ценностное отношение
Низкий Осмысление  информации идет на уровне восприятия фактов;

учащийся использует общепринятую оценку определенного факта или явления;

не справляется самостоятельно с заданиями творческого характера;

предложенные  задачи решаются по аналогии или с  использованием инструкций.

Формирование  эколого-краеведческих умений носит  фрагментарный характер;

воспроизведение имеющихся умений неравноценно и  неустойчиво;

Эмоциональное восприятие ценностей, но недостаточное осознание их значимости;

ученик не руководствуется декларируемыми ценностями в экологической деятельности;

Средний Учащийся способен самостоятельно оценить факт или  явление;

при выполнении заданий склонен прибегать к  помощи учителя;

продукты ценностного творчества содержат оценку предмета, явления не более, чем с двух сторон, не оригинальных по форме и содержанию.

Учащийся способен анализировать и оценивать результаты экологической деятельности и правильно применять на практике

сформированные  эколого-краеведческие умения;

 Осознание  значимости ценностей;

эпизодическое использование социально значимых ценностей в качестве руководства к действию (например, только в присутствии учителя);

осознание причин успеха и неудачи деятельности экологической направленности.

Высокий Учащийся видит  множественность смыслов в явлении или предмете;

выполняет творческие и исследовательские задания полностью самостоятельно;

продукты деятельности разнообразны и оригинальны по форме  и содержанию.

 Осознание способа творческой деятельности в рамках сформированных эколого-краеведческих умений и применение их в новых изменяющихся условиях;

коррекция своей деятельности на основе самоанализа и самооценки.

Специально  значимые ценности включены в систему ценностных ориентаций учащихся, выступают в качестве механизма регулирования экологической деятельности.

     Как видим, все три уровня взаимосвязаны  между собой. При этом каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав.  Проведенное нами исследование показывает, что формирование экологической культуры школьников происходит постепенно, от уровня к уровню. Данные характеристики уровней использовались нами в практической работе и позволили качественно оценить ее результаты.

     Охарактеризуем  уровни сформированности экологической культуры школьников в единстве теоретической и практической подготовок  (Табл. 8, 9, 10). Именно низкий, средний и высокий уровни, на наш взгляд, наиболее полно характеризую процесс формирования экологической культуры школьников.

      Таблица 8

      Характеристика  низкого уровня сформированности экологической культуры школьников

Виды  подготовок эколого-краеведческие 

знания

эколого-краеведческие  умения эмоционально-ценностные отношения
Теоретическая

подготовка

Школьники имеют  представление о сущности и содержании понятий «экология», «краеведение»,  владеют базовыми знаниями о сущности эколого-краеведческих проблем. Однако они не понимают сути понятия «эколого-краеведческая культура». Формирование  и развитии первоначальных эколого-краеведческих умений на основе ранее сформированных. Однако, неравноценно и неустойчиво их проявление в процессе практической деятельности. Сформированы  основные эмоционально-ценностные отношения в восприятии экологической культуры.
Практическая 

подготовка

Школьники частично знакомы с особенностями формирования экологической культуры. Не сформированы когнитивные умения позволяющие обобщать эколого-краеведческие знания.  Предложенные  задания эколого-краеведческого характера  выполняются на основе предложенных инструкций и правил. Нет осознаний  в потребности в формировании  эколого-краеведческих умений, в работе присутствует пассивность. В экологической деятельности ученик не руководствуется имеющимися ценностями и эпизодически использует сформированные ценности в качестве руководства к действию.

Информация о работе Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии