Понятие качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:53, реферат

Описание работы

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Работа содержит 1 файл

Понятие качества.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

                                        Понятие качества.

 

Под управлением качеством  продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия  на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции  оптимального качества и полноценное ее использование.

Понятие качества продукции  регламентировано в Российской Федерации  государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств  продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Покупатель считает  качественной ту продукцию, которая  отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности  ей предназначалось удовлетворять.

До недавнего времени  при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции  без учета потребностей рынка. Вместе с тем, следует отметить, что отечественная  система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный опыт учтен при разработке международных стандартов по системам качества.

Система качества, регламентированная международным стандартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание.

Системный подход к управлению качеством продукции предполагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управления предприятием.

Система управления качеством  продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и  средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

                        

                      Функции управления качеством

 

Система управления качеством  продукции включает следующие функции:

  1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.
  2. Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.
  3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.
  4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Качество продукции  как экономическая категория  тесно связано с такой характеристикой, как потребительная стоимость. С  точки зрения экономической теории потребительная стоимость рассматривается  как совокупность полезных свойств товара, то есть его полезность; качество же продукции отражает степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Поэтому качество неразрывно связано с потребительной стоимостью, однако не тождественно ей. Качество характеризует одно или одновременно несколько свойств потребительной стоимости, а потребительная стоимость охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связанных с удовлетворением той или иной потребности, то есть является более широким понятием.

С точки зрения степени  использования совокупности потребительских  свойств продукции следует также  различать понятия «качество» и  «полезный эффект». Качество - потенциальная  способность товара удовлетворять  конкретную потребность, а полезный эффект — действительная (фактическая) способность товара ее удовлетворять.

Показатель качества продукции — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество продукции, рассматриваемая  применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

Квалиметрия – научная  дисциплина, в рамках которой изучаются  методология и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы.

Квалиметрия – область  практической и научной деятельности, связанная с разработкой теоретических основ и методов измерения и количественной оценки качества.

Объект квалиметрии - это исследование принципов и  методов оценки качества, а предмет - совокупность составляющих качество свойств предметов и процессов, с которыми человек контактирует в своей практической деятельности.

Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется  отсутствие единого мнения по ряду вопросов. Являясь в значительной степени научной дисциплиной  межотраслевого характера, квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными дисциплинами: стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др., а в ее аппарат включается целая группа мат. теорий.

Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие  от товара-конкурента как по степени  соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Два элемента - потребительские  свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

                   Термины и определения в области управления качеством

 

Основные определения  в области управления качеством  регламентированы ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.

Свойство продукции  – объективная особенность продукции, которая может проявляться при  ее создании, эксплуатации или потреблении.

Качество продукции  – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая  применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Признак продукции –  качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний  продукции.

Параметр продукции  – признак продукции, количественно  характеризующий любые ее свойства или состояния.

Единичный показатель качества продукции – показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств.

Комплексный показатель качества продукции – показатель качества продукции, характеризующий  несколько ее свойств.

Определяющий показатель качества продукции – показатель качества продукции, по которому принимают решение оценивать ее качество.

Интегральный показатель качества продукции – показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

Оценка уровня качества продукции – совокупность операций, выключающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой  продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Оценка технического уровня продукции – совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое  совершенство оцениваемой продукции, определение значений этих показателей  и сопоставление их с базовыми.

Годная продукция – продукция, удовлетворяющая всем установленным требованиям.

Дефект – каждое отдельное  несоответствие продукции установленным  требованиям.

Индекс дефектности  продукции – комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый интервал, равный среднему взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции.

Управление качеством  продукции – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или  потреблении продукции, в целях  установления, обеспечения и поддержания  необходимого уровня ее качества.

Система управления качеством  продукции – совокупность управляющих  органов и объектов управления, взаимодействующих  с помощью материально-технических  и информационных средств при  управлении качеством продукции.

Государственная аттестация продукции – система организационно-технических и экономических мероприятий, предусматривающих отнесение продукции к категориям качества и направленных на планомерное повышение ее качества и своевременное внедрение научно-технических достижений.

Прогнозирование качества продукции – определение вероятных  значений показателей качества продукции, которые могут быть достигнуты к  заданному моменту или в течение  заданного интервала времени.

Планирование качества продукции – установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент времени или в течение заданного интервала времени.

Контроль качества продукции  – проверка соответствия показателей  качества продукции установленным  требованиям.

Надзор за качеством продукции – контроль качества продукции, осуществляемый специальными органами.

Квалиметрия – область науки, предметом  которой являются количественные методы оценки качества продукции


Информация о работе Понятие качества