Планирование межбюджетных трансфертов: основные методики и пути совершенствования на современном этапе

Автор: Ирина Ильичева, 23 Августа 2010 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Межбюджетные отношения играют важную роль в бюджетной системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление. В России, с ее огромной территорией и существенной дифференциацией экономических потенциалов регионов, тема межбюджетных отношений всегда вызывала множество вопросов и проблем.

Содержание

Введение
1. Сущность и формы межбюджетных трансфертов
1.1. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета
1.2. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации
1.3. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов
1.4. Совершенствование системы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
2. Расчет и анализ межбюджетных трансфертов Нижегородской области
2.1. Формы межбюджетных трансфертов Нижегородской области и условия их предоставления
2.2. Анализ межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджета Нижегородской области бюджетам муниципальных образований
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по планированию Ильичевой.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

     Расчет  и распределение субвенций для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется:

  1. на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях;
  2. на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных;
  3. на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  4. в области здравоохранения;
  5. в области архивного дела;
  6. в сфере социального обслуживания;
  7. по предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям и учету (регистрации) многодетных;
  8. по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  9. по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств бюджета Нижегородской области;
  10. на финансовое обеспечение осуществления иных государственных полномочий Нижегородской области;
  11. на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных органам местного самоуправления федеральными законами.

     Объем Фонда компенсаций Нижегородской области и распределение субвенций между муниципальными образованиями утверждается законом Нижегородской области о бюджете Нижегородской области на очередной финансовый год.

     Фонд  софинансирования социальных расходов Нижегородской области

     В целях предоставления бюджетам муниципальных  образований субсидий на условиях участия  в софинансирование социально значимых расходов местных бюджетов в составе бюджета Нижегородской области может быть образован Фонд софинансирования социальных расходов Нижегородской области.

     Объем, целевое назначение, условия и  порядок предоставления субсидий из Фонда софинансирования социальных расходов Нижегородской области устанавливаются законом Нижегородской области о бюджете Нижегородской области на очередной финансовый год.

     Обязательным  условием предоставления субсидий из Фонда софинансирования социальных расходов Нижегородской области является утверждение в бюджете муниципального образования на очередной финансовый год расходов местного бюджета на софинансирование указанных социально значимых расходов местных бюджетов за счет собственных средств бюджета муниципального образования и фактическое осуществление указанных расходов.

     Иные  средства финансовой помощи бюджетам муниципальных  образований из бюджета Нижегородской области

     В бюджете Нижегородской области могут быть предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований.

     Объем, условия и порядок предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению  сбалансированности бюджетов муниципальных  образований устанавливаются законом  Нижегородской области о бюджете Нижегородской области на очередной финансовый год.

     В бюджете Нижегородской области предусматриваются дотации для стимулирования развития муниципальных образований.

     Объем дотаций для стимулирования развития муниципальных образований утверждается законом Нижегородской области о бюджете Нижегородской области на очередной финансовый год.

     В случаях и порядке, предусмотренных  законом Нижегородской области о бюджете Нижегородской области на очередной финансовый год, бюджетам муниципальных образований могут быть предоставлены иные дотации и субсидии из бюджета Нижегородской области в соответствии с бюджетным законодательством.

     Бюджетные кредиты из бюджета  Нижегородской области бюджетам муниципальных образований

     Из  бюджета Нижегородской области бюджетам муниципальных образований в Нижегородской области на текущий финансовый год могут предоставляться бюджетные кредиты на срок, не выходящий за пределы финансового года в пределах лимитов и по процентной ставке, установленных законом Нижегородской области о бюджете.

     Бюджетные кредиты из бюджета Нижегородской области бюджетам муниципальных образований предоставляются при соблюдении следующих условий:

  1. отсутствия просроченной задолженности соответствующих бюджетов муниципальных образований по бюджетным кредитам, полученным ранее из бюджета Нижегородской области;
  2. утверждения представительным органом муниципального образования решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год;
  3. наличия в решении о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год расходов на погашение бюджетного кредита и оплату процентов в пределах текущего финансового года;
  4. соблюдения нормативов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в части предельного объема муниципального долга и расходов на его обслуживание.

     Законом Нижегородской области о бюджете Нижегородской области могут быть установлены дополнительные условия предоставления бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований.

     Порядок предоставления бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований  устанавливается Правительством Нижегородской области.

     Возврат бюджетного кредита в бюджет Нижегородской области осуществляется в порядке и сроки, установленные договором о предоставлении бюджетного кредита. 

     
    1. Анализ  межбюджетных трансфертов  предоставляемых из бюджета Нижегородской области.

     Формирование  расходов областного бюджета осуществлялось раздельно по действующим и принимаемым  обязательствам, с учетом приоритетов  бюджетных расходов, определенных Правительством области. 
 
В соответствии с Уставом области выдержана социальная направленность бюджета - расходы на отрасли социальной сферы составят 25 млрд. рублей, что составляет 104% к 2009 году.

     Доля  расходов на отрасли социальной сферы  увеличивается с 37% в 2009 году до 41% всех расходов в 2010 году.

     Следующие по объему направления средств: 
- предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов - 16,2 млрд. рублей или 26% расходов;  
- предоставление межбюджетных трансфертов бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 5,7 млрд. рублей или 9%расходов; 
- расходы по разделу «Национальная экономика» (сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, топливо и энергетика, связь и информатика) - 5,6 млрд. рублей или 9% расходов. 
В отраслевом разрезе наибольший рост расходов бюджета к уточненному плану 2009 года прогнозируется по расходам на социальную политику, здравоохранение, физическую культуру и спорт: 
- по расходам на социальную политику темп рост составляет 108%. 
- по расходам на здравоохранение, физическую культуру и спорт темп роста составляет-101,7%. 
Наибольшее снижение планируется по расходам на жилищно-коммунальное хозяйство - 43% к уточненному плану на 2009 год. Такое сокращение расходов связано с изменением порядка отражения средств, предусмотренных на софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с Фондом содействия реформированию ЖКХ. В 2010 году эти средства предусмотрены не в расходах на ЖКХ, а в составе межбюджетных трансфертов. 
 
В сопоставимых условиях в 2010 году расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составят 88% к 2009 году. 
Из областного бюджета в 2010 году будут финансироваться 35 областных целевых программ на общую сумму 5 млрд. рублей. 
Наибольший объем средств будет направлен на реализацию 3 областных целевых программ: 
- областная целевая программа «Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2009-2011 годы» - 1,9 млрд. рублей; 
- областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области» на период 2008-2012 годов - 1,7 млрд. рублей; 
- областная целевая программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2006-2020 годы-0,5млрд.рублей. 
Межбюджетные трансферты нижестоящим бюджетам на 2010 год предусмотрены в сумме 16,2 млрд.рублей, что составляет 90% к уточненному плану на 2009 год, в том числе:  
- дотации - 5,4 млрд.рублей, (157% к 2009 году); 
- субсидии - 1,3 млрд.рублей, (38% к 2009 году); 
- субвенции - 9,4 млрд.рублей (87% к 2009 году). 
 
Значительный рост дотаций и сокращение субсидий связано с тем, что в 2009 году были предусмотрены субсидии на выплату зарплаты в сумме 2,5 млрд. рублей, которые в 2010 году перешли в дотации. 
Для исполнения собственных полномочий в 2010 году планируется предоставление местным бюджетам следующих межбюджетных трансфертов: 
- дотации из областного фонда финансовой поддержки поселений; 
- субвенции по расчету и предоставлению дотаций поселениям; 
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов; 
- дотации на сбалансированность. 
При распределении средств фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и поселений был учтен прогноз налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов (по единым нормативам) в сумме 19,7 млрд.рублей, что составляет 90% к прогнозу на 2009 год. (т.е. на 2 млрд. 180,7 млн. рублей меньше прогнозной оценки на 2009 год).  
Общий объем дотаций из областных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и поселений на 2010 год составил 5 млрд. рублей (в 2009 году – 6,5 млрд. рублей). 
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов распределены в зависимости от индексов бюджетной обеспеченности, которые отражают различия между территориями в налоговой базе и стоимости бюджетных услуг. 
Выравнивание бюджетной обеспеченности на 2010 год производилось индекса равного 0,98., т.е. дотации предоставлялись муниципальным районам и городским округам, индекс бюджетной обеспеченности которых ниже 0,98. Часть дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности заменена дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц - 3,6 млрд. рублей. Объем дотаций из областных фондов финансовой поддержки на 2010 год после замены дополнительным нормативом отчислений составил 1,4 млрд. рублей.  
Дефицит областного бюджета предусмотрен в объеме 2,1 млрд. рублей. 
В качестве источников финансирования дефицита областного бюджета предусмотрены выпуск облигационного займа и привлечение кредитов коммерческих банков. 
Государственный долг на конец 2010 года составит 21,5 млрд. рублей или 37% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. В связи с планируемым дефицитом в течение 2010 года объем государственного долга увеличится на 4,3 млрд.рублей или на 12%. 
Доля государственного долга области в доходах бюджета остается на экономически безопасном уровне.  
В структуре государственного долга 48% составят кредиты коммерческих банков, 29% - ценные бумаги, 19% - бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, 4% государственные гарантии.
 

     Заключение 

     «Межбюджетные трансферты – это средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации».

     В ходе проведения реформы межбюджетных отношений определена структура межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Были созданы пять основных фондов финансовой поддержки регионов, через которые осуществляется предоставление межбюджетных трансфертов.

     В качестве основных проблем межбюджетных отношений, требующих решения, в последние годы были отмечены: зависимость финансовой системы от внешнеэкономической конъюнктуры, неполная адекватность налоговой системы целям обеспечения долговременного экономического роста в стране. Особо подчеркнут низкий удельный вес закрепленных на долгосрочной основе источников доходов региональных и местных бюджетов, неразграниченность расходных обязательств бюджетов разных уровней. К примеру, главной задачей бюджетной политики признано повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. При этом бюджетная политика должна быть ориентирована на перспективу, исходить из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечивать предсказуемость условий формирования бюджетов всех уровней.

     Также возникает  необходимость отказа государства от сметного финансирования сети бюджетных учреждения, перехода к адресному предоставлению значительной части бюджетных услуг и реализации принципа их оплаты в соответствии с получаемыми результатами.

     Для преобразования системы межбюджетных отношений в целях реализации принципа минимального бюджетного финансирования минимальных социальных стандартов на федеральном и региональном (местном) уровнях ключевым является решение вопроса распределения бюджетных полномочий в социальной сфере.

     Бюджетная политика Правительства Нижегородской области в 2010 году будет направлена в первую очередь на сохранение достигнутого уровня социальной поддержки граждан, обеспечение оплаты труда работников бюджетной сферы, безусловное исполнение первоочередных расходных обязательств и в этих целях на обеспечение сбалансированности областного и местных бюджетов. 
В связи с тем, что в условиях кризиса невозможно точно спрогнозировать развитие ситуации в экономике и финансовой сфере на среднесрочный период, мы сформировали областной бюджет на один год и одновременно разработали среднесрочный финансовый план Нижегородской области на 2010-2012 годы. 
 
Основой для формирования проекта областного бюджета явились:  
- прогноз социально-экономического развития области на 2010-2012 годы,  
- ожидаемое исполнение областного и местных бюджетов за 2009 год,  
- итоги исполнения областного и местных бюджетов за 2007-2008 годы,  
- заявки субъектов бюджетного планирования – получателей средств областного бюджета, 
- а также рекомендации Правительства Российской Федерации по формированию бюджетов субъектов РФ в условиях финансового кризиса. 
Бюджет на 2010 год можно назвать бюджетом эффективной оптимизации расходов, причем без ущерба для функционирования сети бюджетных учреждений и социальных выплат населению: 
- все социально-значимые расходы предусмотрены на уровне 2009 года, остальные – со снижением; 
- предусмотрена экономия в целом по фонду оплаты труда в размере 10%; 
- проиндексированы только расходы на уплату коммунальных услуг и аренды (на 20%); 
- сокращены до минимальной потребности расходы на осуществление текущего и капитального ремонта, приобретение оборудования. 
Правительство РФ сократило расходы на содержание федеральных ведомств в 2009 году на 30%, на 2010 год – еще на 15%. Провести аналогичное сокращение рекомендовано и регионам. В связи с этим при формировании расходов областного бюджета предусмотрено значительное сокращение расходов на содержание органов государственной власти:  
- расходы на заработную плату с начислениями были рассчитаны первоначально с экономией 5%, а в дальнейшем сокращены еще на 10%; 
- прочие расходы на содержание органов государственной власти сокращены на 20% от уровня 2009 года. 
Всего с учетом сокращения расходов, проведенного в 2009 году, за 2009-2010 годы расходы на содержание органов государственной власти будут сокращены – на 19% или 0,8 млрд. рублей. 
Для муниципальных районов и городских округов будут установлены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, предусматривающие снижение расходов на 13% к 2009 году. 
Органам местного самоуправления поселений рекомендовано снизить расходы на содержание на 15% по отношению к утвержденным расходам на 2009 год.

     В исследованиях расходов бюджетов Нижегородской области в целях их оптимизации, оценки налогового потенциала муниципальных бюджетов Нижегородской области, оценки эффективности субсидирования го территориальных бюджетов была предпринята попытка оценки действующего механизма межбюджетных отношений, определить методологию расчетов. Исследования показывают, что для усиления воздействия межбюджетных отношений необходима перестройка этих отношений таким образом, чтобы обеспечить сочетание выравнивающей и стимулирующей функций, повысить заинтересованность органов власти в наращивании налогового потенциала, наиболее полном и своевременном сборе налогов в бюджетную систему, рациональном и эффективном расходовании бюджетных средств.

 

Список  использованной литературы 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 02.02.2006.-Ст. 6
  2. Мурылев С., Трунин И. Проблемы моделирования воздействия межбюджетных трансфертов на фискальное поведение субнациональных властей- 2002 г.-№5
  3. Кадочников П., Синельников «Влияние межбюджетных трансфертов на фискальное поведение региональных властей в Российской Федерации».
  4.      ЗАКОН Нижегородской области от 06.10.2008 № 135-З "О МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ" (принят ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ОЗС от 25.09.2008 № 1215-IV)
  5. Проект областного бюджета на 2010 год разработан исходя из необходимости реализации поручений Президента РФ, данных в Бюджетном послании, а также Основных направлений бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2010-2012 годы.
  6. См.: Силуанов А.Г. Финансовая помощь из федерального бюджета // Бюджет. 2004. № 3. С. 11.
  7. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

Информация о работе Планирование межбюджетных трансфертов: основные методики и пути совершенствования на современном этапе