Особенности организации исполнения бюджета на местном уровне (на примере Торжокского района Тверской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 18:14, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время актуальными становятся вопросы, связанные с выработкой органами местного самоуправления подходов, способствующих укреплению финансовой базы муниципального образования, улучшением формирования и исполнения средств местных бюджетов, что помогло бы улучшению бюджетной системы в целом, так как местные бюджеты являются важной составляющей государственного бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. теоретические основы бюджетного процесса и его особенности на муниципальном уровне
1.1. Процесс исполнения бюджета в муниципальном образовании
1.2. Бюджетные полномочия муниципальных образований
1.3. Особенности формирования доходов и расходов бюджетов на муниципальном уровне
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА ТОРЖОКСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Характеристика особенностей бюджетного процесса в МО «Торжокский район»
2.2. Анализ доходной части бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса
2.3. Анализ исполнения муниципального бюджета по расходам
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
3.1. Мероприятия, направленные на увеличение доходов местных бюджетов
3.2. Мероприятия по оптимизации расходов местных бюджетов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом .(19 мая).doc.doc

— 724.50 Кб (Скачать)

В 2008 году показатель Р6=183914,3-66232,4/272453,6-66232,4=0,57

В 2009 году показатель Р6=167884,8-68921,3/262821,3-68921,3=0,51

В 2010 году показатель Р6=174922,6-93811,4/282264,4-93811,4=0,43

Динамика показателя Р6 показывает, что уровень зависимости муниципального бюджета снижается с 57% до 43%.

Таким образом, наблюдается снижение значимости дотаций при абсолютном и относительном увеличении объемов субвенции, получаемых муниципальным образованием и появлением из рассматриваемых периодов дотаций (приложение 2).

Эта тенденция может оцениваться как позитивная, поскольку снижается уровень дотационности муниципального образования, а дополнительные расходы, обусловленные решениями вышестоящих уровней власти, финансируются через субсидии и субвенции. Рассмотрим более подробно эти инструменты межбюджетных отношений, так как их значимость в рассматриваемом периоде существенно возросла.

Сумма субвенций значительно возросла в 2010 года и соответствует 93811,40 тыс.руб., что не скажешь о 2009 и 2008 гг., когда субвенций было меньше и сумма составляла соответственно 68921,30 тыс.руб. и 66232,40 тыс. руб. Наибольшая сумма субвенции выделяется на образование.

Размер субсидий из бюджета области остается практически на одном уровне, если сравнивать 2010 и 2008 год, незначительное увеличение произошло лишь в 2009 года, что связано с реализацией расходных обязательств по таким отраслям, как культура, физкультура и спорт, органы местного самоуправления. В 2010 году большая часть субсидии была выделена на реконструкцию дороги Стружня-Князево.

2.3. Анализ исполнения муниципального бюджета по расходам

 

Все расходы бюджета района можно условно разделить на 3 группы: социальные, производственные и управленческие. Условность деления состоит в том, что эти группы тесно связаны между собой.

Структура расходов Торжокского района за период 2008-2010 гг. представлена в таблице  3.

Таблица 3

Структура расходов Торжокского района за 2008-2010 г.г.

Статьи расходов

2008 год

 

2009 год

 

2010 год

 

сумма(т.р.)

доля, %

сумма(т.р.)

доля, %

сумма(т.р.)

доля, %

Общегос. расходы

25648

8,78

31683

12,47

30790

10,11

Национальная безопасность и правоохранильная деятельность, в т.ч.

368

0,13

449

0,18

194

0,06

ОВД

253

0,09

409

0,16

100

0,03

Обеспечение пожарной  безопасности

115

0,04

40

0,02

94

0,03

Национальная экономика, в т.ч.

11014

3,77

6240

2,46

33356

10,95

Общеэкон. вопросы

48

0,02

 

0,00

83

0,03

С/х и раболовство

2631

0,90

1432

0,56

156

0,05

Транспорт

7367

2,52

3686

1,45

3340

1,10

Дорожное хозяйство

775

0,27

265

0,10

29706

9,75

Др. вопросы в обл. национальной экономики

193

0,07

857

0,34

71

0,02

ЖКХ, в т.ч.

40279

13,78

23296

9,17

30013

9,85

Жилищное хозяйство

4025

1,38

476

0,19

300

0,10

Коммунальное хозяйство

33600

11,50

21044

8,28

26725

8,77

Благоустройство

2504

0,86

745

0,29

1046

0,34

Др. вопросы в области ЖКХ

150

0,05

1031

0,41

1942

0,64

Охрана окружающей среды

 

0,00

15

0,01

 

0,00

Образование

135459

46,35

113137

44,52

109179

35,84

Дошкольное образование

2059

0,70

2517

0,99

4273

1,40

Общее образование

125917

43,08

105904

41,67

98825

32,44

Переподготовка и повышение квалификации

69

0,02

122

0,05

111

0,04

Молодежная политика и оздоровление детей

200

0,07

 

0,00

 

0,00

Другие вопросы в области образования

7214

2,47

4594

1,81

5970

1,96

Культура, кинематография и средства массовой инф.

28740

9,83

34384

13,53

34505

11,33

 

Продолжение табл. 3

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

, в т.ч.

 

 

 

 

 

 

Культура

27551

9,43

32973

12,97

33100

10,87

Периодическая печать и издательства

488

0,17

392

0,15

511

0,17

Другие вопросы в области культуры и кинематографии

701

0,24

1019

0,40

894

0,29

Здравоохранение и спорт

20881

7,14

22779

8,96

24850

8,16

Стационарная мед.помощь

11427

3,91

13615

5,36

18449

6,06

Амбулаторная помощь

6528

2,23

7114

2,80

5124

1,68

Физическая культура и спорт

920

0,31

1283

0,50

868

0,28

Другие вопросы в области здарвоохранения, физической культуры и спорта

2006

0,69

767

0,30

409

0,13

Социальная политика

2990

1,02

3456

1,36

4427

1,45

Пенсионное обеспечение

1917

0,66

2433

0,96

3095

1,02

Социальное обеспечение населения

1010

0,35

949

0,37

1239

0,41

Охрана семьи и детства

63

0,02

74

0,03

92

0,03

Межбюджетные трансферты

26880

9,20

18704

7,36

37315

12,25

Дотации бюджетам РФ и муниц.образований

26839

9,18

18704

7,36

37315

12,25

Субсидии бюджетам РФ и муниц. образований

41

0,01

 

0,00

 

0,00

ВСЕГО

292259

100,00

254143

100,00

304629

100,00

 

Рассмотрев таблицу 3, сделаем выводы по расходам, которые занимают наибольший вес в общей совокупности. Доля расходов на общегосударственные вопросы колеблются в пределах  8,9-12,5%. Причем в 2009 году по сравнению с 2008 и 2010 гг. наблюдается тенденция повышения затрат по данной статье. По статье ЖКХ видно снижение удельного веса расходов в общей совокупности: 2008 – 13,8%; 2009-9,2%; 2010-9,9%.

Наблюдается увеличение процентной доли затрат на здравоохранение: 2008-7,1%; 2009-9%; 2010-8,2%. Расходы на образование имеют тенденцию к снижению, так например если в 2008 году данные расходы составляли 46,4% от общего объема расходов, то в 2010 году они составили лишь 35,9%.

Наглядно на рисунке 4 представлена структура расходов бюджета Торжокского района за 2010 год.

Рис. 4. Структуру расходов бюджета Торжокского района за 2010 год.

 

Анализируя данные, представленные в приложении 3, можно сделать выводы о незначительности расходов на Социальную политику (1%); здравоохранение и спорт (8%).

Образование одна из наиболее важных статей расходов бюджета района. Так именно дошкольное и школьное образование определяет будущее состояние и развитие Торжокского района. Структура расходов в сфере образования приведена  в приложении 4.

По данным таблицы приложения 4 можно сделать следующие выводы: среди расходов  по статье образование наибольший объем средств расходуется на выплату зарплаты персоналу и уплату начислений за нее. Эти статьи составляют более 66%. Такая ситуация характеризует недостаточность финансирования сферы образования из муниципального бюджета.

Также значительны расходы на оплату услуг. В общей сумме расходов они составляют 17,5%, причем 11% приходится на коммунальные услуги.

Для более детального анализа расходов бюджета проведем расчет темпов  роста расходов за 2008-2010г.г.

Динамика расходов бюджета Торжокского  района приведена в приложении 5.

По данным приложения 5 проанализируем темпы роста расходов в 2009 по сравнению с 2008 годом.

Общие расходы в 2009 году возросли  на 63%. Рост расходов наблюдается по многим статьям. Наиболее значительный рост приходится на общегосударственные расходы, он составляет 24%. Этому способствовало увеличение заработной платы, которое было произведено дважды за 2009 года (в январе и сентябре).

Также  наблюдается увеличение расходов на  национальную безопасность. Рост составляет 22%, за счет увеличение суммы по РЦП «Безопасность дорожного движения на 2009-2012 года»  на ремонт МРЭО.

Затраты на культуру возросли на 20%, увеличение расходов произошло за счет проведения капитальных ремонтов учреждений культуры на сумму 1692 тыс.руб. (ДК Селихово; Борисовской библиотеки; РМКЦ и т.д.)

Затраты по социальной политике возросли в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 16%, причиной этому стало увеличение доплат к пенсии муниципальным служащим и увеличение субвенции на компенсацию части родительской платы.

Из всего перечня значительно снизились расходы по статье национальная экономика и ЖКХ – на 43%. По национальной экономики расходы были снижены с связи с закрытием некоторых маршрутов в населенные пункты, а также уменьшением суммы по программе на поддержку сельского хозяйства. По ЖКХ снижение расходов произошло в связи с тем, что в 2008 году по разделу 0501 «Жилищное хозяйство» было выделено 4025 тыс.руб. на реализацию ФЦП «Социальное развитие села» - 800 тыс.руб.; на приобретение квартиры – 1600 тыс.руб.; на реализацию РЦП «Капитальный ремонт муниципального жилого фонда» - 750 тыс.руб., а в 2009 – лишь 476 тыс.руб.

В 2010 году наблюдается значительный рост расходов по национальной экономике. Данный рост вызван увеличение расходов по статье «Дорожное хозяйство».  В 2010 году были переданы дороги 3 класса ( 6700 тыс.руб.), а также получены  из областного бюджета денежные средства в сумме 22744 тыс.руб. на окончательный ремонт дороги Князево-Стружня.

Кроме того наблюдается увеличение расходов на ЖКХ – на 29%. Это связано с тем, что в 2010 году было выделено по статье «Другие вопросы в области ЖКХ» 1143 тыс.руб. на реформирование муниципальных финансов (установка водозаборных счетчиков),  по статье «Благоустройство» на содержание дорог (946 тыс.руб.); по статье «Коммунальное хозяйство» на гашение убытков МУП ЖКХ района (22020 тыс. руб.)

Расходы на образование, культуру, здравоохранения остались на прежнем уровне.

Существенное снижение расходов произошло по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» по статье «ОВД».

Но в целом общая сумма расходов сократилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 36%,  что является негативной тенденцией, так как потребность в финансовых средствах социальной сферы МО «Торжокский район» существенно выше фактического финансирования.

Проведем анализ дефицита (профицита) местного бюджета.

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами. Объем дефицита бюджетов всех уровней регулируются Бюджетным Кодексом. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи вышестоящих бюджетов. В случае, когда бюджет принимается с дефицитом необходимо утвердить источники финансирования дефицита бюджета.

Сравним доходы и расходы за рассматриваемые периоды времени (таблица 4).

 

 

Таблица 4

Данные о запланированных и исполненных доходах

                         и расходах  за 2008-2010г.г

 

Год

 

доходы

 

расходы

 

Дефицит (-)/профицит (+) 

Абсолютная величина

% к доходам

2008 (план)

275751

303912

-28161

-10,21%

2008 (факт)

272649

292259

-19610

-7,19%

2009 (план)

246175

262902

-16727

-6,79%

2009 (факт)

237954

254143

-16189

-6,80%

2010 (план)

298911

307270

-8359

-2,80%

2010 (факт)

289887

304629

-14742

-5,09%

 

Сравнивая плановые и фактические данные можно сделать вывод, что они существенно отличаются. Так в  2008 году  запланирован дефицит на сумму 28161 тыс.руб., на практике выявлен профицит на сумму 19610 тыс.руб. В 2009 году  планируемый дефицит составил 16727 тыс.руб., в исполнении немного ниже – 16189 тыс.руб. За 2010 год планировали дефицит на сумму 8359 тыс.руб., а получили профицит на сумму 14742 тыс. руб.

В целях увеличения эффективности расходов муниципальными властями района начато внедрение в бюджетный процесс метода бюджетирования, ориентированного на результат. На территории района, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономического развития, в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов, действуют 16 районных целевые программы.

Применение программно-целевого метода по данным направлениям должно способствовать созданию оптимальных социально-экономических условий для воспитания и обучения здорового и образованного гражданина и созданию благоприятных условий и новых форм организаций медицинского обслуживания для сохранения и поддержания здоровья населения.

 

ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ  

 

3.1. Мероприятия, направленные на увеличение доходов местных бюджетов

 

              Финансовой базой, обеспечивающей местным органам власти выполнение возложенных на них функций, являются муниципальные бюджеты. Именно по каналам этих бюджетов сегодня финансируется подавляющая часть средств, выделяемых государством на жизнеобеспечение человека.

              В бюджетном процессе муниципальных образований зачастую невидимые сразу проблемы и нарушения возникают чаще всего на стадии разработки и исполнения бюджетов, причем ошибки и проблемы на стадии разработки довольно часто порождают проблемы на стадии исполнения.

              Из проведенного анализа во 2 главе дипломной работы следует сделать вывод, что основной проблемой при формировании доходной части бюджета муниципального образования «Торжокский район» является недостаток собственных финансовых ресурсов, следствии этого привлекается финансовая помощь из бюджетов вышестоящего территориального уровня. Реальными возможностями формирования своего бюджета за счет собственных источников доходов муниципальное образование не располагает.

Важным источником мобилизации доходов местного бюджета является увеличение поступлений от местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог).

В целях увеличения доходов местного бюджета, а также организации контроля за начислением и поступлением земельного налога и налога на имущество физических лиц необходимо предусмотреть:

Информация о работе Особенности организации исполнения бюджета на местном уровне (на примере Торжокского района Тверской области)