Особенности организации исполнения бюджета на местном уровне (на примере Торжокского района Тверской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 18:14, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время актуальными становятся вопросы, связанные с выработкой органами местного самоуправления подходов, способствующих укреплению финансовой базы муниципального образования, улучшением формирования и исполнения средств местных бюджетов, что помогло бы улучшению бюджетной системы в целом, так как местные бюджеты являются важной составляющей государственного бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. теоретические основы бюджетного процесса и его особенности на муниципальном уровне
1.1. Процесс исполнения бюджета в муниципальном образовании
1.2. Бюджетные полномочия муниципальных образований
1.3. Особенности формирования доходов и расходов бюджетов на муниципальном уровне
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА ТОРЖОКСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Характеристика особенностей бюджетного процесса в МО «Торжокский район»
2.2. Анализ доходной части бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса
2.3. Анализ исполнения муниципального бюджета по расходам
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
3.1. Мероприятия, направленные на увеличение доходов местных бюджетов
3.2. Мероприятия по оптимизации расходов местных бюджетов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом .(19 мая).doc.doc

— 724.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Бюджетный процесс состоит из нескольких основных этапов:

1) прогнозирование экономического и социального развития и определение бюджетно-финансовой политики на следующий год (осуществляется местной администрацией в мае - июле текущего года);

2) формирование местного бюджета (осуществляется органами местного самоуправления в июле - ноябре текущего года);

3) утверждение бюджета (производится представительным органом муниципального образования в ноябре - декабре текущего года);

4) исполнение бюджета (осуществляется местной администрацией в январе - декабре отчетного года);

5) завершение операций по исполнению бюджета, составление отчета об исполнении бюджета (осуществляется местной администрацией в январе - феврале года, следующего за отчетным);

6) утверждение отчета об исполнении бюджета (производит представительный орган муниципального образования в феврале - апреле года, следующего за отчетным).

2. К особенностям бюджетного процесса на муниципальном уровне относится:

1) наличие собственного правового акта, который регламентирует бюджетный процесс в данном муниципальном образовании (при соблюдении общих требований БК РФ). Например, Положение Собрания Депутатов Торжокского района от 21.12.2007 № 228 "О бюджетном процессе в Торжокском районе";

2) самостоятельное закрепление статуса главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета за различными структурными подразделениями и бюджетными учреждениями в зависимости от наделения их компетенцией;

3) обеспечение казначейского исполнения бюджета. При этом кассовое обслуживание осуществляет либо Федеральное казначейство, либо специальный орган исполнительной власти субъекта РФ, которому это полномочие передано в силу договора между Федеральным казначейством и субъектом РФ;

4) составление 3-летнего бюджета либо составление местного бюджета на 1 год вместе со среднесрочным финансовым планом муниципального образования. При этом для муниципального района и городского округа наличие финансового плана обязательно, а для городского и сельского поселения желательно. Срок бюджета необходимо установить в уставе или в правовом акте о бюджетном процессе;

5) органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют бюджетный контроль за расходование средств местного бюджета, внедряют механизм эффективного и результативного исполнения бюджетных средств (в том числе бюджетирование, ориентированное на результат), совершенствуют механизм муниципального заказа;

6) обязательное проведение публичных слушаний по проекту местного бюджета и по отчету об исполнении местного бюджета.

                  3. Финансовой базой местных органов самоуправления являются их бюджеты. Бюджет муниципального образования является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно и имеет важное значение в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач.

4. Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии района характеризуется тем, что сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

              4. Доходы бюджета муниципального образования формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а так же за счет безвозмездных перечислений. Основная задача местных налогов - создание стабильных доходных источников бюджетов муниципальных образований, в полном объеме по­ступающих в распоряжение соответствующих территорий.  

5. Эффективность расходования бюджетных средств – одно из направлений, которому уделяется достаточно много внимания. Формирование расходов бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов.

6. Анализ формирования бюджета муниципального образования «Торжокский район» за 2008-2010 гг. выявил следующее:

-    доходы местного бюджета за анализируемый период имеют незначительный роста, следует отметить, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом произошел не значительный их рост (на  4922,1 тыс. руб. – 6,86  %),  а в 2010 году общий уровень доходов вырос уже более значимый  (на 10324,4  тыс. руб. – 13,45 %) по сравнению с 2009 годом;

                  налоговые доходы в общей сумме за рассматриваемые периоды колеблются в пределах 21%-26% от общей суммы всех доходов. Доля неналоговых доходов в 2008-2010г.г. увеличились с 5,5% до 8%. Если рассматривать структуру безвозмездных поступлений за 2008-2009г.г., то можно наблюдать тенденцию к снижению. В основном к этому снижению привело, то что в значительной мере снизилась сумма дотаций из областного бюджета на выравнивание;

-       в 2010 году среди налоговых доходов наибольшая доля приходится на налог на доходы физических лиц – 71%, а среди неналоговых доходов самый большой процент занимают прочие доходы от оказания платных услуг – 10%, а также доходы от продажи земли – 8%;

-               наибольший удельный вес в общем объеме доходов занимают безвозмездные поступления. Наибольший удельный вес среди безвозмездных поступлений принадлежит субвенциям.

7.                       Анализ расходной части бюджета муниципального образования «Торжокский район» за период 2008-2010 гг. позволил выявить, что:

- доля расходов на общегосударственные вопросы колеблются в пределах 8,9-12,5%. Причем в 2009 году по сравнению с 2008 и 2010г.г. наблюдается тенденция повышения затрат. По статье ЖКХ видно снижение удельного веса расходов в общей совокупности: 2008 – 13,8%; 2009 – 9,2%; 2010 – 9,9%. Наблюдается увеличение процентной доли затрат на здравоохранение: 2008-7,1%; 2009-9%; 2010-8,2%. Расходы на образование имеют тенденцию к снижению, так например если в 2008 году данные расходы составляли 46,4% от общего объема расходов, то в 2010 году они составили лишь 35,9%;

                  в целом общая сумма расходов сократилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 36%, что является негативной тенденцией, так как потребность в финансовых средствах социальной сферы МО «Торжокский район» существенно выше фактического финансиования.

8. В результате проведенного исследования были выявлены следующие проблемы формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования «Торжокский район»:

- основной проблемой при формировании доходной части бюджета является то, что муниципальный район не имеет возможности формировать бюджет за счет собственных источников доходов. Основная масса поступлений, формирующих доходы бюджета, является финансовой помощью из бюджетов вышестоящего территориального уровня. Район является на 50% дотационным;

- на территории муниципального образования «Торжокский район» отсутствуют крупные добывающие и перерабатывающие предприятия, которые являлись бы одним из источников поступления  налогов в бюджет муниципального района;

-  преобладание финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня в доходах местного бюджета снижает ответственность органов местного самоуправления муниципального образования за решение вопросов местного значения;

- имеет место несоответствие финансовых ресурсов исполняемым органами местного самоуправления функциям.

Для решения выявленных в ходе проведения исследования проблем, с целью совершенствования механизма формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования «Торжокский район», предлагаем:

1)                                     периодически пересматривать оценку стоимости земли, а также предоставить право органам местного самоуправления устанавливать ставки земельного налога и индексировать налогооблагаемую базу в пределах, устанавливаемых законодательством;

2)                                     проведение инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности с целью выявления неиспользованного и установления направления эффективного его использования;

3)                                     определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование;

4)                                     выявление неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду;

5)                      существенным резервом увеличения неналоговых доходов местного бюджета является предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам. Одним из резервов увеличения доходов является уменьшение недоимки по арендным платежам;

6) проводить совещания для проведения работы с организациями-неплательщиками по уплате недоимки, штрафов;

7)                      обеспечить режим жесткой экономии бюджетных средств не только за счет сокращения финансирования неприоритетных направлений, но и за счет повышения эффективности использования бюджетных средств;

8)                      создать при администрации МО «Торжокский район» контрольно-счетный орган, которые бы осуществляли контроль за эффективностью и целевым использованием бюджетных средств.

Реализация данных мероприятий позволит органам местного самоуправления муниципального образования «Торжокскийкий муниципальный район» иметь возможность формировать бюджет за счет собственных источников доходов, а так же эффективно использовать финансовые ресурсы местного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.      Конституция РФ – М.: ЮРКНИГА, 2004г. (в ред. 30.12.06г.)

2.      Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (в посл. ред.)//КонсультантПлюс;

3.      Налоговый Кодекс РФ. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000  №117-ФЗ (в посл. ред.)//КонсультантПлюс;

4.      Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» № 126-ФЗ от 25.09.1997г// КонсультантПлюс;

5.      Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» // СЗ РФ. 2004. №34. Ст. 3535.

6.      Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ// КонсультантПлюс.

7.      Указ Президента РФ от 28.04.2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»// КонсультантПлюс.

8.      Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22.05.2004 г. № 249// КонсультантПлюс;

9.      Постановление Правительства РФ «О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года».

10. Письмо Минфина России от 15.12.2006г. №06-04-08/01-161 «О методических рекомендациях по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов»// КонсультантПлюс.

11. Постатейный комментарий к ФЗ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ/под ред. А.Г.Бабичева, С.Ю. Наумова – «Ай Пи Эр Медиа», 2010.

12. Решение Собрания депутатов Торжокского района Тверской области от 21.12.2007г. №228 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Торжокском районе».

13. Решение Собрания депутатов муниципального образования «Торжокский район» от 16.06.2009 года № 19 « Об исполнении бюджета на 2008 год».

14. Решение Собрания депутатов муниципального образования «Торжокский район» от 29.06.2010 г. № 57 « Об исполнении бюджета на 2009 год.

15. Решение Собрания депутатов муниципального образования «Торжокский район» от 27.05.2011 г. №72 « Об исполнении бюджета на 2010г».

16. Устав муниципального образования «Торжокский район» № 42 от 16.08.2005 г. (с изменениями и дополнениями от 25.02.2011 г.).

17. Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н., Основы управления муниципальным хозяйством, М., Дело, 2008.-254с.

18. Годин А. М. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2006. -501с.

19. Дмитриев М., Бюджетная политика в современной России, М., Московский центр Карнеги, 2007.-376с.;

20. Дадашев А. З., Черник Д. Г., Финансовая система России, М., Инфра-М, 2007.-453с.;

21. Игнатов В. Г., Бутов В. И., Регионоведение (методология, политика, экономика, право), Ростов-на-Дону, МарТ, 2008.-299с.;

Информация о работе Особенности организации исполнения бюджета на местном уровне (на примере Торжокского района Тверской области)