Планирование и прогнозирование бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, поэтому изучение основ бюджетного планирования и прогнозирования является важным.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ существующих методов планирования бюджетных доходов и расходов.
1. Сущность методов планирования.
1.1. Нормативный метод бюджетного планирования.
1.2. Программно-целевой метод бюджетного планирования.
2. Составление проектов бюджетов.
3. Бюджетное регулирование.
Глава 2. Цели, задачи и методы прогнозирования развития бюджета.
2.1. Бюджетное прогнозирование: экономическое содержание, назначение и цели.
2.2. Методы прогнозирования развития бюджета.
2.3. Совершенствование методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.
Глава 3. Прогнозирование развития бюджета города Нижнего Новгорода.
3.1. Приказ департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода от 09.09.2011 № 68.
3.2. Бюджет города Нижнего Новгорода на 2011-2013 год.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Моя Курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

4. Субсидия - средства, предоставляемые бюджету нижестоящего уровня бюджетом вышестоящего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Методы распределения доходов между бюджетами менялись в ходе развития бюджетной системы РФ и этот процесс продолжается.

 

 

Глава 2. Цели, задачи и методы прогнозирования развития бюджета.

2.1. Бюджетное прогнозирование: экономическое  содержание,  назначение и цели.

    Прогнозирование - опережающее отражение будущего; вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем.

     Под бюджетным прогнозированием понимается обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Бюджетное прогнозирование является неотъемлемой частью бюджетного процесса, базой бюджетного планирования.

     Прогноз строится на:

     1) тщательном изучении информации  о состоянии бюджета на данный момент;

     2) определении в соответствии с  выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей;

     3) нахождении в результате анализа  наилучшего варианта развития бюджетных отношений. 

     Бюджетное прогнозирование ориентирует на поиск оптимистического решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования  рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях. При этом непрерывность  бюджетного прогнозирования  обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных.

     Для составления прогнозов используются два подхода: генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинно-следственных связей; при нормативно-целевом - определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата. Базой для бюджетного прогнозирования являются: прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов, муниципальных образований на соответствующий период времени; статистическая информация по основным макроэкономическим показателям.

     Бюджетное прогнозирование зависит от качества прогноза основных показателей социально-экономического развития страны, правильности определения динамики рыночной конъюнктуры, обоснованности предполагаемых изменений, состояния денежного обращения, курса рубля и т.п., поэтому разрабатываются несколько вариантов социально-экономического развития страны в прогнозируемом периоде. Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу бюджетных прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозированном периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики (если они проводятся), по стимулированию производства и т.п.

     Прогнозы  позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.

   Цель  бюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

   Расчет  прогнозируемых бюджетных показателей  основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и  квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

   Финансово-бюджетное  прогнозирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки. Ее развитие было связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов внесли А. М. Волков, В.А. Галанов, Л.П. Евстигнеева, B.C. Павлов, Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова.

   Бюджетное прогнозирование и в первую очередь  прогнозирование территориальных бюджетов связано с распространением в 70-е годы практики разработки перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий, в которых необходимо было производить прогнозные расчеты бюджетных показателей как основы планирования финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных этими планами. Методология прогнозирования территориальных бюджетов впервые в нашей стране была разработана и апробирована в 1976 г. Г.Б. Поляком в ходе подготовки и реализации комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц. Проблемы территориального бюджетного прогнозирования отражены также в работах С. К. Битокова, Н.М.Дементьевой, Т.Т. Тулебаева.

2.2. Методы прогнозирования  развития бюджета.

 

   При разработке прогноза развития бюджета могут  быть использованы различные методы: математического моделирования; индексный; экспертных оценок; балансовый; метод бюджетирования ориентированного на результат; метод экстраполяции; метод экономического анализа и др.

     Метод математического моделирования, основывается на применении экономико-математических моделей, позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать из несколько вариантов проекта бюджета наиболее подходящий - соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой бюджетной политике.

     Индексный метод основан на использовании  разнообразных индексов, отражающих динамику цен, динамику уровня жизни населения, реальных доходов населения. Широко применяется дефлятор (индекс цен) - коэффициент пересчета цен в неизменные, предназначенные для расчета бюджета доходов и расходов, так как на них прежде всего отражается инфляция. Специфика индексного метода состоит в том, что в индексе количественно несравнимые величины приводятся к некоторому общему единству, делающему их сравнимыми, соизмеримыми. Например, применение индексного метода при прогнозировании числа получателей бюджетных услуг заключается в приведении количества получателей бюджетных услуг в настоящем к будущему моменту времени при помощи индексов, характеризующих изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями. Такой метод выражается в следующей формуле :

     С(t+1) = С(t) * I

     где С - прогноз числа получателей  бюджетной услуги на

     (t+1) - следующий период времени;

     (t) - момент времени t

     I - индекс изменения экономических,  демографических, организационно-технических  и других условий, влияющих  на количество оказываемых бюджетных  услуг.

     Для повышения точности расчетов рекомендуется увеличить число учитываемых факторов, а также определять их значимость.

          К методу экспертных оценок  прибегают, когда закономерности  развития тех или иных экономических  процессов еще не выявлены, аналоги отсутствуют и приходится использовать специально выполненные расчеты специалистов-экспертов.

     Балансовый  метод, при котором осуществляются сопоставления (активов с пассивами, целого с его частями и т.д.), позволяет увязать расходы любого бюджета с его доходами, выявить пропорции в распределении средств между бюджетами. Бюджетное прогнозирование сводится к расчету вероятных доходов бюджета (применительно к соответственно уровню бюджетной системы: федеральному, региональному, местному), определению объемов и направлений расходования бюджетных средств, установлению возможных изменений в международно-бюджетных отношениях. Если прогнозные расчеты касаются предстоящего (планируемого) года, то они выполняются для конкретных видов доходов и расходов в соответствии с действующей в стране бюджетной классификацией; если же относятся к периоду, следующему за планируемым годом, - для основных параметров и структуры соответственного бюджета.

     С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. В переходный период к рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций .

     Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) – система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

     Так, бюджетное планирование, ориентированное на результат, является одним из элементов системы взаимодополняющих мер по повышению эффективности государственного управления и как таковое способно дать максимально положительный эффект при условии применения комплексного подхода к реформированию системы государственного управления.

     БОР представляет собой механизм планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, при котором:

  • Определяются и формулируются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств;
  • Определяется система показателей, по которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей;
  • Распорядителям и получателям бюджетных средств предоставляется большая свобода в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов;
  • Повышается ответственность распорядителей бюджетных средств за достижение поставленных целей путём внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств;
  • Оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов.

     Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами по своим отраслям знаний народного хозяйства, социальной сферы, налогообложения, финансов, бюджетов и т.д. Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

     Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых, применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социально-экономических проблем, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

Информация о работе Планирование и прогнозирование бюджета РФ