Прогнозирование и планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Во все времена человечество старалось предвидеть события, которые могут произойти в будущем, чтобы быть готовым к их возможным последствиям, определить свое рациональное поведение с целью уберечь себя от негативных последствий и с максимально возможной эффективностью использовать в своих интересах положительные последствия будущих событий, а также изменить, насколько это возможно, предвидимое будущее к лучшему. Любой человек, вне зависимости от желания, подсознательно и (или) со¬знательно прогнозирует последствия своих действий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….….2
1. Возникновение прогнозирования и планирования………………………………3
2. Прогнозирование и планирование в СССР ……………………………………….4
3. Прогнозирование и планирование в развитых зарубежных странах……………..…8
4. Социальные нормы и нормативы…………………………………………………10
5. Понятия потребительского бюджета и прожиточного минимума
5.1. Общая характеристика потребительского бюджета…………………………….15
6. Минимальный размер оплаты труда……………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………………..27
Список литературы…

Работа содержит 1 файл

контрол план и прогнозир.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

     В 30-е гг. за рубежом впервые возникает  планирование на макроуровне. Прогнозы и планы становятся необходимым  элементом системы регулирования экономики.

     Первые  планы на макроуровне охватили финансово-бюджетную  и денежно-кредитную политику.  Они выражались в составлении  национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюджетов тем, что  учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.

   В 1944г К. Ландауэр опубликовал книгу под названием "Теория национального экономического планирования”. Система планирования, предложенная автором, очень похожа ту, которая позже стала известна как "Индикативное планирование", в рамках которого правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний.

   В 50-е гг. во многих стран произошел  отход от составления национальных планов в форме бюджетов. Сформировались два новых направления. Первое связано с усложнением административного аппарата, используемого для разработки планов, второе – с расширением сферы планирования. Если на первом этапе социально-экономические планы составлялись в Министерстве финансов, то в начале 60-х годов создаются специальные плановые органы: во Франции - Генеральный комиссариат по планированию; в Японии - Экономические консультативный совет, Управление экономического планирования; в Нидерландах - Центральное плановое бюро; в Канаде — Экономический совет.

   Необходимость макроэкономического планирования была обусловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением окружающей среды.

   До  70-х гг. страны осуществляли прогноз посредством национальных моделей прогнозирования. В середине 70-х гг. начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется развитие экономики ряда стран регионов и всего мира. Впервые они стали разрабатываться в США. Так. модель ЛИНК включает 10 национальных моделей (9 европейских стран и Японию). При разработке будущего мировой экономики ООН использовала макроэкономическую модель В. Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных региональных моделей.

   Каждая  страна с учетом специфики национальной экономики использует определенные подходы к прогнозированию и планированию экономических и социальных процессов, постоянно совершенствуя их применительно к изменяющимся условиям.

   Особенности прогнозирования и планирования целесообразно рассматривать в странах — представителях трех сложившихся в мире систем планирования и регулирования: североамериканской, представителями которой являются США и Канада; азиатской - Япония и Южная Корея; европейской -Франция и Швеция.

   Лидером Западного мира в прогнозировании  являются США. 

 

4. Социальные нормы и нормативы

 Социальная  норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения  между людьми, общественную жизнь.  
Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.  
Социальные нормы обладают следующими общими признаками: не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; направлены на регулирование общественных отношений; возникают в процессе исторического развития; их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.  
Основные характеристики различных социальных норм:  
1) Обычаи - одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять. Например, празднование Нового года в ночь на 1 января и др.  
2) Традиции - ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. д., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества. Например, регулярные встречи выпускников учебного заведения и др.  
3) Нормы морали - правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе. Например, «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («Золотое правило» нравственности) и др.  
4) Правовые нормы - формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе/существует только одна правовая система. Например, «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) и др.  
5) Религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи — отступление от этих норм. Например, «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др.  
6) Политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах. Например: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления » (Конституция РФ, ст. 3, п. 2) и др.  
7) Эстетические нормы - закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер. Например, разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой в эпоху Античности и др.  
Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.  
 
Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения:  
— побуждающие;  
— запрещающие;  
— императивные (лат. imperativus — повелительный); рекомендательные.  
 
Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; контролируют отклоняющееся поведение. Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:  
— дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;  
— предписание — указание на требуемое действие;  
— запрет — указание на действия, которые не следует совершать.  
В развитых обществах социальные нормы становятся все более абстрактными, не регламентируют деятельность индивидов, оставляя им определенную меру свободы для саморегулирования своего поведения. Но тем самым на индивида возлагается ответственность за выполнение или невыполнение социальных норм. Они становятся критерием и инструментом оценки человека и его деятельности. Путем ориентации на социальные нормы индивид воспитывает в себе определенные личностные качества.Многообразие социальных нормативов, их специфичность обусловливают необходимость использования самостоятельных методик их определения. Вместе с тем учитывается ряд общих требований, таких, как применение программно-целевого подхода, определение соотносящихся критериев, выявление факторов, влияющих на нормативы, их количественная оценка, проведение экспертных оценок, опросов населения, а при необходимости – и специальных экспериментов.

В зависимости  от функциональных особенностей применения социальные нормативы можно сгруппировать  по блокам.

1-й – формирование доходов и расходов населения;

2-й – социальное  обеспечение;

3-й – социальная  демография;

4-й – потребление  населением материальных благ  и платных услуг;

5-й – жилищно-коммунальные  условия жизни населения;

6-й – развитие  торговли, общественного питания и бытово-го обслуживания;

7-й – транспорт  и связь;

8-й – охрана  здоровья населения;

9-й – рабочее,  нерабочее и свободное время;

10-й – организация  и условия труда;

11-й – состояние  и охрана окружающей среды.

Каждый блок состоит из набора конкретных показателей и нормативов, характеризующих отдельные аспекты жизнедеятельности людей:

- формирование доходов и расходов населения — минимальный потребительский бюджет (МПБ), минимальная заработная плата (МЗП), размер заработной платы, выплаты из общественных фондов потребления и др.;

- социальное обеспечение – размер и условия предоставления пенсий, пособий, льгот на услуги здравоохранения, жилищно-коммунальное обеспечение и др.;

- социальная демография – удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения в его общей численности, рождаемость, смертность людей, среднее количество детей и др.;

- потребление населением материальных благ и платных услуг – потребление продовольственных товаров, обеспеченность товарами длительного пользования (холодильниками, легковым автотранспортом, телевизорами и т.д.), радиоэлектронными средствами связи и др.;

- жилищно-коммунальные условия жизни – количество жилой и общей площади на одного жителя, обеспеченность горячей и холодной водой, отоплением и др.;

- развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания – обеспеченность столовыми, парикмахерскими и др.;

- транспорт и связь – транспортная подвижность населения, средняя продолжительность и протяженность поездки одного пассажира, количество установленных телефонных аппаратов на 1000 жителей и др.;

- охрана здоровья населения – средняя продолжительность жизни, обеспеченность лечебными учреждениями и др.;

- рабочее, нерабочее и свободное время – продолжительность рабочего дня, время, связанное с восстановлением жизнеспособности, и др.;

- организация и условия труда – коэффициент занятости трудовой деятельностью, уровень загрязнения воздуха в производственных помещениях, наличие ионизирующих излучений, степень механизации ручного и тяжелого физического труда и т.д.;

- состояние и охрана окружающей среды – выбросы вредных веществ в воздушный бассейн, обеспеченность питьевой водой и др.

Социальные нормативы  создают основу для выполнения прогнозных и плановых расчетов социально-экономического развития страны и уровня жизни населения.

Одним из важнейших  социальных нормативов является минимальный  потребительский бюджет. 
 
 

5. Понятия потребительского бюджета и прожиточного минимума 
5.1. Общая характеристика потребительского бюджета 
Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования ве-личины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские бюд-жеты населения. 
Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются ре-зультатом специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных. 
Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечи-вающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, под-держивающие работоспособность и здоровье людей. 
Минимальный потребительский бюджет определяет минимально допус-тимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. Конечно, его величина различна в зависимости от пола и возраста человека, природно-климатических условий проживания, но всегда – это гарантированный уровень минимального потребления для члена общества. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг. 
Существуют следующие подходы к определению и измерению минимального потребительского бюджета: абсолютный, относительный, субъективный. При абсолютном подходе рассчитывается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления. При относительном подходе определяется минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низкими доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения. 
Минимальный потребительский бюджет – расчетная величина, характеризующая стоимостную оценку минимальных благ и услуг потребительского бюджета более высокого уровня по сравнению с прожиточным минимумом, обеспечивающая нормальное воспроизводство рабочей силы для работающих и жизнедеятельность для нетрудоспособных. 
Стоимостная величина МПБ определяется в расчете на месяц с учетом индекса потребительских цен: МПБ = МПБбаз. х ИПЦ. 
Базовый показатель минимального потребительского бюджета определя-ется по формуле: 
МПБбаз.= ПП+НТ+У+С+ОП; где ПП – стоимость продуктов питания, НТ – стоимость непродовольственных товаров, У – стоимость услуг, С – величина сбережений, ОП – величина обязательных платежей и сборов. 
МПБ необходим для решения двух блоков вопросов. Во-первых, он служит индикатором оценки уровня жизни населения в целом и различных социально-демографических групп. Дифференцированный по территории, этот показатель позволяет сравнивать уровни жизни, сложившиеся в различных регионах. 
С другой стороны, стоимостная оценка минимального потребительского бюджета может рассматриваться как инструмент региональной социальной политики, так как должна служить ориентиром при установлении минимальных размеров оплаты труда и прочих денежных выплат населению с учетом территориальных особенностей существующих систем жизнеобеспечения. 
Материально-вещественный состав МПБ (нормы потребления продуктов питания, набор предметов личного и общесемейного пользования и платных услуг) может быть использован при разработке мероприятий, обеспечивающих необходимый объем и структуру производства товаров дешевого ассортимента. 
Потребительские бюджеты отличаются степенью удовлетворения основных физиологических, социальных и духовных потребностей человека. Система потребительских бюджетов формируется на основе ограниченного количества типовых бюджетов, которые обеспечивают различный уровень удовлетворения потребностей. В качестве основополагающих бюджетов выделяют: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, бюджет высокого достатка. 
Перечисленные бюджеты расположены в порядке повышения степени удовлетворения потребностей человека. Прожиточный минимум характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы гигиены, жилищно-коммунальные услуги и т.п.). МПБ удовлетворяет основные материальные и духовные потребности человека, необходимые для восстановления сил человека, поддержания активного физического состояния и простого воспроизводства. Бюджет высокого достатка обеспечивает более высокий уровень потребления, рассчитанный на расширенное воспроизводство и достаточное удовлетворение потребностей человека. 
Вся система потребительских бюджетов разрабатывается во Всероссийском центре уровня жизни (г. Москва), а величина прожиточного минимума для региона рассчитывается и устанавливается органами исполнительной власти субъекта РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.Минимальный размер оплаты труда

   Конституция РФ гарантирует каждому работнику  вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37) . Будучи одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст. 130 Трудового кодекса РФ) , минимальный размер заработной платы является нижней границей уровня оплаты труда. Поэтому месячная заработная плата любого работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (свои трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты. Вместе с тем, минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) представляет собой социальную гарантию в сфере оплаты труда. 
Обеспечение гарантированного законом МРОТ является юридической обязанностью всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.  
Определение государством или участниками социально-партнерских процедур минимальных размеров заработной платы преследует сразу несколько социально-экономических целей. Во-первых, гарантирует минимально необходимые условия для воспроизводства рабочей силы, социального развития личности работников и членов их семей. Во-вторых, способствует действию принципа социальной справедливости, а следовательно, и социальной стабильности в обществе. В-третьих, обеспечивает, хотя и косвенное, но весьма эффективное регулирование уровня занятости (в частности, чрезмерно низкие ставки заработной платы снижают предложение труда, а чрезмерно высокие - спрос на него). В-четвертых, улучшает функционирование первичных (товарных) рынков и повышает эффективность общественного производства. 
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ применяется только в следующих случаях: 
- для регулирования оплаты труда; 
- для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности; 
- для выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. 
Статья 133 ТК РФ, закрепила положение, согласно которому МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. 
Норма об установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения появилась в ТК РФ после подписания Россией международно-правовых актов. В частности, Всеобщей декларации прав человека (1948), которая провозгласила право каждого на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23). Аналогичные положения содержатся и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированном Россией в 1966 году, а также в Европейской социальной хартии (пересмотренной) (1996). 
Однако, среди нескольких международно-правовых актов, регулирующих процесс установления минимальной заработной платы, выделяется прежде всего Конвенция N 131 МОТ "Об установлении минимальной заработной платы" (1970 г.). Она предусматривает обязанность ратифицировавшей ее страны ввести систему определения минимальной заработной платы. В Конвенции говорится о том, что минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению при установлении размера оплаты труда работодателем конкретным работникам. Национальное законодательство должно содержать санкции уголовного и иного порядка в отношении ответственных лиц, допустивших нарушение данного предписания. Однако Россия данную конвенцию не ратифицировала.  
   Первые законы о минимальной заработной плате (далее - МЗП) появились в Австралии (1894 г.) где ее размер устанавливал Комитет по зарплате, и Новой Зеландии (1896 г.). В 1909 г. их примеру последовала Великобритания. В Норвегии, Франции, Австрии, Аргентине, Чехословакии, Германии, Испании, Бельгии закон защищал в основном прислугу и иных домашних работников как наиболее уязвимую часть трудящихся.  
После Второй мировой войны во многих странах Европы были приняты новые акты, спектр действия которых стал существенно шире. Например, в Великобритании под действие закона о справедливых условиях найма (1978 г.) подпадают 84% наемных работников. Во Франции закон о гарантированном межпрофессиональном минимуме зарплаты (1950 г.) охватывает практически всех работников. Одним из условий вступления Греции, Португалии, Испании в Европейский Союз было повышение МЗП до 300-500 долл. в месяц (правда, выполнение его привело к тому, что уровень безработицы в двух последних странах вырос до 25%). В Польше 100-долларовую МЗП ввели сразу уже после начала шоковой терапии. 
Единого подхода к определению МЗП нет, но часто она служит эффективным инструментом регулирования экономической деятельности, оптимизации распределения расходов, повышения покупательной способности граждан. 
Во Франции МЗП устанавливается путем трехсторонних, а в Японии - двухсторонних переговоров и закрепляется коллективными договорами. Там она служит базой для отсчета зарплатных ставок и жалованья служащих,  
В Великобритании, где долгое время не было общенационального МЗП, с 1959 по 1993 г. действовал закон "О советах по заработной плате". Уровень МЗП устанавливался для определенных низкооплачиваемых категорий работников. А с апреля 1999 г. был введен новый часовой минимум, обязательный для работодателей

Информация о работе Прогнозирование и планирование