Система образования в Российской Федерации. Финансирование образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Принципиальной особенностью образовательной политики в большинстве развитых стран 60-х гг. XX века становится приоритетность финансирования системы образования, признание ее сферой национальных интересов. В значительной степени этому способствовали внушительные успехи СССР в области ядерных технологий, космических исследований и достижения советской системы образования.

Содержание

. Введение 4

2. Система образования РФ и ее элементы: 6

2.1. Дошкольные учреждения образования 7

2.2. Общеобразовательные учреждения 10

2.3. Профессиональные учреждения образования 11

2.4. Специальные учреждения образования 16

3. Система финансирования образования в Российской Федерации 18

4. Сметно-бюджетное финансирование учреждений образования

Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных

средств на содержание учреждений образования. 22

5. Национальный проект – «Образование» 35

6. Заключение 37

7. Список используемой литературы 40

Работа содержит 1 файл

введение.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     Оглавление.

1.  Введение 4

2 Система образования РФ  и ее элементы: 6

     2.1. Дошкольные учреждения образования 7

     2.2. Общеобразовательные учреждения 10

     2.3. Профессиональные учреждения образования 11

     2.4. Специальные учреждения образования 16

3. Система финансирования образования в Российской Федерации 18

4. Сметно-бюджетное финансирование учреждений образования

    Расчетные  показатели и порядок планирования  бюджетных 

    средств  на содержание учреждений образования. 22

5. Национальный проект – «Образование» 35

6. Заключение 37

7. Список используемой литературы 40

Отзыв

Приложения.

 

1.  Введение. 

     Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?

        Именно системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества потому, что именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества.

      Для каждого отдельного человека образование  имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется “образ человеческий”. С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.

      Изменения в социально-экономической сфере  общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены на:

    • обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;
    • совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;
    • улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

     Принципиальной  особенностью образовательной политики в большинстве развитых стран 60-х гг. XX века становится приоритетность финансирования системы образования, признание ее сферой национальных интересов. В значительной степени этому способствовали внушительные успехи СССР в области ядерных технологий, космических исследований и достижения советской системы образования. В этот период США начинают их использовать, отдавая приоритет развитию математического и естественнонаучного образования. Более того, по мнению И. Шабатина, именно советский опыт способствовал «тому, что государства Запада взяли на себя функции гаранта равной доступности образования для разных социальных слоев населения».

     Политика  доступности высшего образования  была доминирующей до 80-х гг. практически  во всех развитых странах. Между тем, начиная с середины 80-х гг., во многих странах темпы роста бюджетных ассигнований в эту сферу перестали поспевать за увеличивающимся спросом, и начался пересмотр образовательной политики.

     Кризис  образования является одной из глобальных проблем современности, разрешение которой имеет первостепенное значение для благополучия каждой страны.

      Современное состояние образования в России обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. Даже в тяжелейшем 1942 г. на нужды образования советская власть выделяла 5,7 % из своего крайне напряженного бюджета, а уже в 1950 г. эти расходы достигли почти 14 %. Но с 1994 г. доля финансирования из федерального и местных бюджетов неуклонно снижается. В этих условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для различных слоев населения, более полным удовлетворением запросов учащихся и другие, отодвигаются на второй, а то и третий план. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов такая расстановка приоритетов выглядит обоснованной. Более того, можно полагать, что большинство названных проблем порождается в первую очередь недостаточным финансированием. 
 
 
 

 

    2.  Система образования  РФ  и ее элементы. 

    В условиях развивающейся экономики в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в 20 веке в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.

    В процессе создания рыночной экономики  в нашей стране проводятся экономические  и общественные реформы. Это отражается и на системе образования. Главная задача первого этапа реформ в образовании – адаптация сильных элементов российской системы образования к требованиям рыночной экономики.

    Получение образования является одним из важнейших  конституционных прав граждан России. Конституция гарантирует населению страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе. Для этих целей функционирует система государственных и муниципальных образовательных учреждений. В эту систему входят следующие виды учреждений:

  • дошкольные (детские сады);
  • общеобразовательные (начальные и средние школы);
  • профессиональные (начальное, среднее, высшее профессиональное и учреждения переподготовки и повышения квалификации);
  • специальные (школы для детей с физическими и умственными отклонениями; школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)

    Создание  и функционирование этих учреждений регулируется законодательными актами РФ, подзаконными актами и инструктивными материалами Правительства РФ и ведомств.

    Наиболее  важным из этих документов является Закон  РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. В соответствии с этим Законом компетенцией в области образования обладают органы РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они могут быть учредителями образовательных учреждений и финансировать их из соответствующих бюджетов.

    Кроме бюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующим  источником финансирования образовательных  заведений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и частными учебными заведениями.

    Рассмотрим  характеристику основных элементов  системы образования … 

      2.1. Дошкольные учреждения  образования.

      Это первый этап в воспитании и образовании подрастающего поколения.

      Для современных дошкольных учреждений характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

      В соответствии с типовым положением функционируют разные виды дошкольных учреждений:

      - детский сад;

      - детский сад с приоритетным  осуществлением одного или нескольких  направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.);

      - детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

      - детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

      - детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

      - центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

     В настоящее время ведутся научные  исследования с целью разработки модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи. Осуществляется поиск новых технологий воспитания детей преддошкольного возраста. В дошкольных учреждениях создаются группы с гибким режимом работы. Оказывается медико-психолого-социальная помощь семьям, в которых есть дети раннего возраста.

      При этом необходимо отметить появление в последнее время так называемых “групп развития” и “групп подготовки к школе”, которые чаще всего ориентированы на решение достаточно узкого круга образовательных задач и не обеспечивают поддержки основных линий психического развития дошкольников. Зачастую единственной целью работы этих групп становится подготовка детей к школе, а забота о полноценном проживании ребенком такого важнейшего периода своего развития, как дошкольное детство, остается за границами внимания педагогов. Это обстоятельство, в свою очередь, превращает образовательный процесс в “натаскивание” и муштру, нанося вред ребенку.

     В нашей стране в 20-80-е годы 20 века была создана самая развитая в мире сеть дошкольных учреждений – это отмечали многие специалисты всего мира, так как в российском детском саду ребенку обеспечивается не только уход, присмотр, воспитание и обучение, но и питание, медицинское обслуживание. В детских садах на тот момент было 9 млн воспитанников. Примерно 60% мест находились в ведомственных детских дошкольных учреждениях, т.е. в ведении предприятий, организаций, ведомств. Остальные дошкольные учреждения находились в ведении местных органов власти. Однако финансирование ведомственных и местных дошкольных учреждений производилось в основном за счет бюджетных средств. После 1992 г. в связи с экономическим кризисом в целях сокращения непроизводительных расходов предприятия стали передавать дошкольные учреждения на балансы местных администраций или их закрывать. В результате число таких учреждений к 2004 г. сократилось на 35 тыс., а число детей в них снизилось на 2,8 млн в связи с передачей детских дошкольных учреждений местным  

администрациям  нагрузка на территориальные, главным  образом местные, бюджеты резко  возросла. Из 93,3 млрд руб. расходов территориальных бюджетов 76,5 млрд руб., или 82%, приходится на местные бюджеты. 

    2.2. Общеобразовательные  учреждения.

    Экономические и социальные задачи, стоящие перед  нашим обществом, предопределяют необходимость  дальнейшего развития образования. Решение этих задач находит выражение в социальных программах, которые разрабатываются в тесной увязке с экономической программой. В настоящее время приоритет в процессе обучения отдается средней школе, тем самым еще более повышается ответственность за результаты деятельности этого звена народного образования.

    В 2004 г. в стране имелось более 64 тыс. школ, где училось свыше 16,5 млн учеников. Следует отметить, что по сравнению с 1970 г. число школ уменьшилось на 39 тыс., в основном за счет сокращения числа начальных школ. В то же время количество средних школ возросло. Все это является отражением процесса развития всеобщего среднего образования в нашей стране.

    Решение экономических вопросов развития образования  и воспитания связано с выполнением  двух социальных требований:

  1. достижение определенного образовательного потенциала населения;
  2. улучшение качества образования и воспитания, что зависит от профессионального мастерства педагогических кадров и от условий обучения

Информация о работе Система образования в Российской Федерации. Финансирование образования