Система образования в Российской Федерации. Финансирование образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Принципиальной особенностью образовательной политики в большинстве развитых стран 60-х гг. XX века становится приоритетность финансирования системы образования, признание ее сферой национальных интересов. В значительной степени этому способствовали внушительные успехи СССР в области ядерных технологий, космических исследований и достижения советской системы образования.

Содержание

. Введение 4

2. Система образования РФ и ее элементы: 6

2.1. Дошкольные учреждения образования 7

2.2. Общеобразовательные учреждения 10

2.3. Профессиональные учреждения образования 11

2.4. Специальные учреждения образования 16

3. Система финансирования образования в Российской Федерации 18

4. Сметно-бюджетное финансирование учреждений образования

Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных

средств на содержание учреждений образования. 22

5. Национальный проект – «Образование» 35

6. Заключение 37

7. Список используемой литературы 40

Работа содержит 1 файл

введение.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

    Итак, общий объем заработной платы  в год по школе составит 571 тыс. руб.

    Следующей экономической статьей расхода  по любому учреждению бюджетной сферы являются «Начисления на заработную плату». Расходы по этой статье связаны с уплатой взносов на государственное социальное страхование, а Пенсионный фонд, в Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд занятости. Размер ассигнований определяется путем умножения общего фонда оплаты труда на установленный в настоящее время норматив 38,5%:

    571,0 × 38,5% = 219,8 тыс. руб.

    При определении необходимых средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов рассчитываются в первую очередь расходы на питание школьников. Объем ассигнований зависит от общего контингента учащихся, среднего числа дней посещения школьных занятий в год одним ребенком, установленной дневной нормы питания. Кроме того, отдельно определяются расходы  на учащихся, посещающих группы продленного дня. Действующие в настоящее время нормы расходов составляют: на бесплатные завтраки – 1,5% от минимального размера месячной оплаты труда, или 1,25 руб. в день

(83 руб. 49 коп. × 1,5%); на обед – 3%, или 2,5 руб. По группам продленного дня (ГПД) бесплатные обеды предоставляются 10% от числа учащихся и льготные (50% стоимости питания) – 15%.

    В представленной школе среднегодовое  число учащихся составляет: (711×8+740×4)/12=721 человек.

    На  предоставление им бесплатных завтраков  потребуется 150,5 тыс. руб.

(721 × 1р. 25 коп. × 167 дн.). Кроме того, на обеды учащимся, посещающим ГПД, необходимо 7,3 тыс. руб. исходя из расчета: 10 учащихся освобождены от платы полностью, 15 учащихся – частично (10 × 2 руб. 50 коп. × 167 дн.). Всего расчетная потребность составит 157,8 тыс. руб. Фактически по смете утверждено 124,5 тыс. руб. Такой вариант возможен, так как часть исчисляемой суммы на питание может быть утверждена по статье «Трансферты населению». На эту статью расходы относятся в тех случаях, когда взамен питания по заявлению родителе выделяются наличные деньги. Это может быть связано с индивидуальными особенностями детей (обучение больных на дому, заболевания органов пищеварения и т.п.). К трансфертам населению относятся также расходы на ежемесячную выплату педагогическим работникам компенсаций на приобретение книгоиздательской продукции по установленной для школ в настоящее время норме, равной 1-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда (83 руб. 49 коп.).

    Методика  исчисления затрат по другим статьям  расходов по всем типам образовательных  учреждений одинакова. Значительное место  в затратах на содержание учреждений занимают Коммунальные платежи: отопление, освещение, водоснабжение и т.п. Расчетный объём средств зависит от объёма и площади помещений, от условий обеспечения тепловыми и энергетическими ресурсами. В городских учреждениях осуществляется по договорам со специализированными организациями. По учреждениям , расположенным в сельской местности, имеющим собственное печное или паровое отопление, расчет более сложен. Как правило, расчетный объем средств по прочим коммунальным расхода определяется исходя из фактического расхода за ряд предшествующих лет. В последние годы из-за недофинансирования коммунальных расходов у учреждений образования возникает кредиторская задолженность поставщикам услуг. Эти суммы также следует учитывать при планировании расходов на очередной финансовый год.

    Расходы на приобретение мягкого инвентаря  планируются только по сельским школам, которые имеют в своем составе интернаты для проживания учащихся, посещающих школы, расположенные на значительном расстоянии от места их постоянного жительства. Более свойственны эти затраты дошкольным и интернатным учреждениям – детским садам, детским домам, школам-интернатам и т.п. Планируемые средства зависят от наличия постельных принадлежностей, одежды и обуви; потребности в них; цены продукции. Аналогично планируются расходы на оснащение учреждений учебным, хозяйственным и технологическим оборудованием и инвентарем. По бюджетной классификации на статью «Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений» относят расходы на закупку всех видов основных средств, которые служат более 1 года. Затраты по статье «Капитальный ремонт объектов социально-культурного и бытового назначения» планируются учредителем по адресной программе ремонтных работ. При выделении средств определяется приоритетность, учитывается техническое состояние зданий и сооружений, составляется проектно-сметная документация.

    Исчисленные учредителем объемы необходимого бюджетного финансирования оформляется специальным документом – сметой расходов. В смете указывается наименование и адрес учреждения, коды бюджетной классификации (раздел и целевая статья, по которой финансируется учреждение), приводится свод утвержденных средств по каждой экономической статье с поквартальным распределением. При поквартальной разбивке учитываются заданные объемы финансирования, исходя из предполагаемого поступления доходов бюджетов. 
 
 
 

5. Национальный проект  – «Образование». 

    В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ на 2007 г. в параметрах финансового плана предусмотрены средства на реализацию национальных проектов

    Реализация  национальных проектов направлена на модернизацию социальной сферы: развитие здравоохранения, образования, обеспечение  населения доступным жильем, стимулирование рождаемости.7 

Рассмотрим  интересующий нас национальный проект «Образование»…

Направления финансирования можно объединить в  две группы. Первая группа обеспечивает переход образования на инновационный  путь развития. Вторая группа минимизирует риски текущего характера, ориентируясь на рост доступности образования, усиливая устойчивость всей системы образования.

     Всего на осуществление мероприятий проекта  в 2007 г. было предусмотрено 45 091,5 млн руб. Это составляет 8,53% от общей суммы расходов федерального бюджета, или 1,47% ВВП.

     В 2008 и 2009 гг. предусматривается снижение расходов практически на половину –  до 12 911,5 млн руб.

     Избранный в проекте вектор инновационного развития позволяет сделать определенный рывок и формировать лидеров (среди учащихся, преподавателей, учебных заведений) с дальнейшим массовым распространением передового опыта, что обеспечивает прогресс системы образования в целом и профессиональный успех занятых здесь кадров. Это поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования: стимулирование 30 ВУЗов, внедряющих инновационные образовательные программы; 6 000 аналогичных общеобразовательных учреждений, т.е. 10% их общего числа; поддержка 5 000 чел. Талантливой молодежи; поощрение 20 000 лучших учителей (1,3% от общего числа), а также создание 2 национальных университетов и 2 бизнес-школ мирового уровня.

     Как определенный прорыв можно оценивать  внедрение современных образовательных  технологий: компьютеризацию школ (в  год 2 500 компьютерных классов), подключение 28,5 тыс. школ (45% от общего числа) к Интернету, 100 дистанционных образовательных программ и т.д. Конечная цель – подключение всех образовательных учреждений к Интернету и доступ (включая все сельские школы) к информационным ресурсам. Здесь обращает на себя внимание учет фактора времени: десятилетиями копившееся в сфере технологическое отстаивание может быть ликвидировано в кротчайшие сроки, и образование выйдет на качественно иную ступень оснащения.

     Если  обратиться ко второй группе мероприятий, минимизирующих риски и снижающих темпы их дальнейшего накопления, то следует отметить своевременность этих мероприятий, наносящих в определенной степени компенсационный характер. Это поддержка классных руководителей, чей труд при мизерных окладах практически не оплачивается; расширение возможностей для получения начального профессионального образования в армии призывниками и подготовка к поступлению в ВУЗы контрактников (проведение эксперимента в отобранных воинских частях). Это повышение доступности образования для сельских жителей за счет существенных вложений в автобусный парк (3 500 единиц).

 

6. Заключение. 

      Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человека идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно  теории "человеческого капитала" образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.

      В современной ситуации когда закладываются  основы экономического поведения, когда  основной тезис жизни "на все есть цена", встает проблема формирования новой экономической культуры ребенка, которая призвана помочь ребенку войти в мир реалий, именно этим и должна заниматься современная система образования.

      Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

      Очень важно, чтобы выпускник современной  школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, для того чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:

      - гибко адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, уметь самостоятельно  приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

      - самостоятельно критически мыслить,  уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

      - грамотно работать с информацией  (уметь собирать необходимые для  решения определенной проблемы  факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения,  устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

      - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

      - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

      Все вышеперечисленные качества личности выпускника будут сопровождать его на протяжении всего жизненного пути и будут гарантом благосостояния и успешности в современном обществе, а так как это напрямую связано с его дальнейшей профессиональной деятельностью, то он должен соответствовать требованиям работодателей.

      Современный и будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен следующими качествами:

    • думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);
    • обладать творческим мышлением;
    • обладать богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.

      Для обеспечения необходимых условий  для развития личности в современной  системе образования, государство  образовательные технологии, такие  как: компьютеризацию школ (в год 2 500 компьютерных классов), подключение 28,5 тыс. школ (45% от общего числа) к Интернету, 100 дистанционных образовательных программ и т.д. Конечная цель – подключение всех образовательных учреждений к Интернету и доступ (включая все сельские школы) к информационным ресурсам. Здесь обращает на себя внимание учет фактора времени: десятилетиями копившееся в сфере технологическое отстаивание может быть ликвидировано в кротчайшие сроки, и образование выйдет на качественно иную ступень оснащения.

Информация о работе Система образования в Российской Федерации. Финансирование образования